Организация подготовки заседаний

Заседания Совета Министров являются основной формой его работы, и для того, чтобы они проходили на должном уровне, тре­буется их тщательная подготовка. Она начинается с выбора вопро­сов и определения точной даты проведения заседания. Установ­лено, что на рассмотрение Совета Министров (его Президиума) должны вноситься вопросы, которые, во-первых, отнесены к его компетенции, во-вторых, не могут быть разрешены министерства­ми, другими республиканскими органами государственного управ­ления, объединениями и организациями, подчиненными Прави­тельству, облисполкомами (Минским горисполкомом) самостоя­тельно и, в-третьих, решения по которым требуют сложившиеся обстоятельства.

Правом вносить вопросы на разрешение Правительства обла­дают только руководители органов государственного управления. В исключительных случаях, во время отсутствия указанных лиц, допускается внесение вопросов их первыми заместителями. По­добный порядок существует, если руководитель органа является одновременно заместителем Премьер-министра. При несоблюде­нии данного требования документы подлежат возврату предста­вившим их должностным лицам.

Районные, городские и иные местные исполнительные и рас­порядительные органы, а также предприятия, объединения, уч­реждения и организации вносят вопросы на рассмотрение Совета Министров через соответствующие органы государственного уп­равления, т.е. облисполкомы (Минский горисполком), министер­ства и другие органы государственного управления, подчиненные Совету Министров.

К процедуре внесения вопросов в Совет Министров предъяв­ляются определенные требования. По каждому вопросу обычно представляется проект постановления Совета Министров или проект распоряжения Премьер-министра с приложением соответ­ствующих документов. Во-первых, должно быть сопроводитель­ное письмо, подписанное руководителями органов государствен­ного управления, вносящими вопрос. Ими визируется проект постановления, распоряжения и иные документы. Во-вторых, долж­ны быть обоснования необходимости принятия постановления, распоряжения, включая финансово-экономическое обоснование. В-третьих, к таким документам относятся справки о согласова­нии проекта, экспертные заключения о проекте, если они имеют­ся. В-четвертых, прилагаются замечания и предложения, посту­пившие при согласовании проекта, но по каким-либо мотивам не учтенные в нем, в-пятых,— список лиц, разработавших проект и иные документы, относящиеся к проекту.

Вопросы, вносимые в Совет Министров, должны быть тща­тельно подготовлены, в том числе и проекты актов. Персональная ответственность возлагается на руководителей органов государ­ственного управления.

Проекты постановлений, распоряжений, которые затрагивают интересы других органов государственного управления, согласуют­ся с ними. Согласование — это получение одобрения (согласия) или неодобрения (несогласия) в целом проекта или его отдельных положений. В любом случае осуществляется визирование проекта руководителями органов государственного управления. Если по проекту имеются замечания, то излагается их суть с приложением в необходимых случаях уточненной редакции проекта. Проекты по вопросам использования финансовых средств, в том числе бюд­жетных, обязательно согласуются с Министерством финансов.

Высказанные замечания должны быть устранены органом госу­дарственного управления, организующим подготовку проекта пра­вового акта, до его внесения в Совет Министров. Если разногласия не удалось устранить, т.е. орган государственного управления, орга­-

низующий подготовку проектов, не может учесть высказанных за­мечаний, то он в справке излагает свое мотивированное мнение по каждому неучтенному замечанию. Окончательное решение по про­екту с неустраненными разногласиями принимает Премьер-минис­тр или его заместитель, в ведении которого находится соответству­ющий вопрос. Оно выражается либо в поручении направить проект представившему его органу государственного управления для устра­нения этих разногласий, либо в организации дальнейшей работы над проектом в Аппарате Совета Министров.

В Регламенте Совета Министров определены сроки, в тече­ние которых должно быть высказано отношение к проекту. Сро­ки дифференцированы в зависимости от вида правового акта (постановление, распоряжение) и органа согласования. Так, Ми­нистерству финансов, облисполкомам, Минскому горисполкому требуется согласовать проекты постановлений в семидневный, а распоряжений — в пятидневный срок, иным органам государст­венного управления — проекты постановлений — в пятидневный срок, а распоряжений — в двухдневный срок со дня получения в установленном порядке проектов, не считая выходных дней и дней, объявленных нерабочими. Советом Министров, его Прези­диумом, Премьер-министром или его заместителями в отдельных конкретных случаях может быть установлен и иной срок.

Одним из требований является и то, что проекты актов, вно­симые на рассмотрение Совета Министров, должны быть завизи­рованы руководителями органов государственного управления, Вносящими данный вопрос.

Контроль за соответствием проектов действующему законо­дательству и требованиям нормотворческой техники осуществля­ет Министерство юстиции. По этой причине все проекты обяза­тельно согласуются с Министерством юстиции. За качеством проектов и достаточной полнотой прилагаемых документов осу­ществляет контроль Аппарат Совета Министров. С этой целью проекты актов со всеми сопроводительными документами прохо­дят через необходимые структурные подразделения Аппарата (управление делопроизводства, юридическое управление, редакционно-издательский сектор протокольно-издательского отдела управления делопроизводства и т.п.), в которых они дорабатыва­ются. Внесение предложенных изменений производится ответ­ственным за подготовку проекта работником Аппарата. Если име­ются существенные замечания работника Аппарата по проекту, то Премьер-министр или его заместитель, в ведении которого нахо-­

дится рассматриваемый вопрос, может принять решение о дора­ботке данного проекта внесшими их должностными лицами.

На заседание Совета Министров или его Президиума вносят­ся вопросы, предусмотренные планом работы Совета Министров, Могут вноситься и вопросы, не предусмотренные планом, но только по указанию Премьер-министра, а в его отсутствие — первого заместителя или заместителя, уполномоченного Премь­ер-министром на принятие такого решения.

Материалы к заседанию Совета Министров или его Президи­ума должны быть представлены в Совет Министров не позднее чем за 15 рабочих дней до установленной даты заседания. Однов­ременно с материалами представляется список должностных лиц, приглашаемых на заседание. Предварительно они рассматривают­ся заместителем Премьер-министра, ответственным за состояние дел в соответствующей отрасли экономики, сфере деятельности, и на основании его представления докладываются Премьер-ми­нистру для включения в повестку дня заседания. Если вопрос затрагивает области, которые находятся в ведении других замес­тителей, или является межотраслевым, комплексным, то он со­гласовывается с ними. Доработанные материалы и проекты реше­ний представляются на доклад Премьер-министру не позднее чем за 8 рабочих дней до заседания. В отдельных случаях подготовка вопросов может осуществляться создаваемыми Советом Минист­ров комиссиями.

Повестка заседаний Совета Министров и его Президиума утверждается Премьер-министром не позднее чем за 7 и 6 рабо­чих дней соответственно до заседания.

На заседании по обсуждаемому вопросу докладывают Премь­ер-министр, заместители Премьер-министра, руководители орга­нов государственного управления и, с согласия председательству­ющего, другие должностные лица.

Лицам, участвующим в заседаниях, заблаговременно сообща­ется о намеченных к рассмотрению вопросах с представлением необходимых материалов. Всю эту работу осуществляет Аппарат Совета Министров.

В случае предполагаемого участия Президента в заседаниях Со­вета Министров, его Президиума материалы к заседанию направля­ются в Администрацию Президента за 10 дней до заседания.

В заседаниях участвуют члены Совета Министров и пригла­шенные должностные лица. С правом совещательного голоса мо­гут присутствовать также заместители руководителя Аппарата и

руководители (заместители руководителей) структурных подраз­делений Аппарата. Другие работники Аппарата Совета Минист­ров присутствуют на заседаниях при рассмотрении вопросов, в подготовке которых они принимали участие.

Иные должностные лица могут участвовать в заседаниях только с разрешения председательствующего. На заседание могут быть приглашены представители предприятий, объединений, уч­реждений, организаций, в том числе средств массовой информа­ции, а также иные лица.

Заседание начинается с утверждения окончательной повес­тки дня. Каждый вопрос на заседании обсуждается всесторонне. В порядке обсуждения могут выступать все присутствующие лица.

Для доклада устанавливается время до 10—15 минут, для выступления — 5 минут, для справки — 3 минуты. В отдельных слу­чаях председательствующим может быть установлено иное время.

Завершающей стадией рассмотрения вопроса является при­нятие соответствующего решения, которое впоследствии оформ­ляется в виде постановления.

Затем решения с учетом принятых замечаний, изменений и до­полнений передаются в соответствующие управления Аппарата, где они в кратчайший срок дорабатываются, получают окончательную редакцию, визируются руководителями соответствующих управле­ний и заместителем Премьер-министра. Постановления приобрета­ют юридическую силу только после их подписания Премьер-министром, размножаются и рассылаются адресатам. Рассылка осу­ществляется Аппаратом Совета Министров органам государствен­ного управления, предприятиям, учреждениям, объединениям и организациям по перечню, составленному ответственным за подго­товку документа работником Аппарата. Ход заседания протоколи­руется. Протокол заседания позволяет в случае необходимости учесть при окончательной доработке текста решения мнения, вы­сказанные в ходе обсуждения. Протокол подписывается председа­тельствующим на заседании, в том числе и Президентом.

Наши рекомендации