Вопрос 1. Возбуждение уголовного дела 3 страница

Распределение подследственности между органами дознания по предметному признаку имеет место в ч. 3 ст. 151 УПК, где наряду с указанием органа, уполномоченного на производство уголовно-процессуальной деятельности, определяется и категория преступлений, отнесенных к компетенции данного органа.

Подследственность между различными органами предварительного следствия распределяется путем перечисления в различных частях и пунктах ст. 151 УПК категорий преступлений, отнесенных к ведению следователя того или иного ведомства. Подпункт «а» п. 1 ч. 2 данной статьи устанавливает подследственность следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ. К их компетенции отнесены уголовные дела об особо тяжких и тяжких преступлениях против жизни (убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против конституционных прав человека и гражданина, должностные и воинские преступления и др.).

Пункт 2 ч. 2 ст. 151 УПК устанавливает подследственность дел следователям органов федеральной службы безопасности. На них возложено расследование большинства дел о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, диверсия и др.), о незаконном пересечении границы РФ, о производстве или распространении оружия массового поражения и т.д.

Пункт 3 ч.2 ст.151 УПК устанавливает подследственность для следователей органов внутренних дел РФ. Они, в частности, проводят расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, не повлекшее неосторожное причинение смерти потерпевшему, и средней тяжести вреда здоровью; неоказание помощи больному; торговля несовершеннолетними и т.д.), против собственности (кража, мошенничество и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство и т.д.), против общественной безопасности и общественного порядка, и пр.

В п. 5 ч.2 ст.151 УПК предусмотрены категории преступлений, дела о которых подследственны следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предметная подследственность наряду с основным (характер совершенного преступления) имеет вспомогательный признак. Согласно ч.1 ст.434 УПК по всем уголовным делам в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, обязательно предварительное следствие.

Территориальная подследственность также определяется несколькими признаками.

В ч.1 ст.152 УПК законодатель указал: предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Этот признак является основным. Понятие «место совершения преступления» необходимо соотносить с границами территории, которую обслуживает конкретный орган предварительного расследования. Границы такой территории могут совпадать с границами района, установленного административно-территориальным делением в Российской Федерации (например, при расследовании дела следователем районного звена органа внутренних дел), включать в себя границы административно-территориального деления более высокого уровня (города, области, края и т.п.), определяться иными границами (например, при производстве расследования следователями специализированных, в том числе военных, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ).

Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления (ч.2 ст.152 УПК).

Бывают случаи, когда определить точное место совершения (окончания) преступления на первоначальном этапе расследования бывает сложно или практически невозможно, например: хищение груза в пути следования поезда, когда преступление выявляется на станции получателя; при обнаружении трупа и т.д. Закон не дает ясного ответа, как быть в таком случае. В этих ситуациях производство предварительного расследования, как правило, осуществляется по месту обнаружения преступления.

В ч.3 ст.152 УПК указан еще один вспомогательный приз­нак территориальной подследственности — место со­вер­ше­ния большинства преступлений или наиболее тяж­кого из них.

В правоприменительной практике имеют место случаи, когда в разных местах совершено одинаковое число преступлений и тяжесть их равнозначна.

В рассматриваемых ситуациях необходимо руководст­воваться общим правилом, согласно которому при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором (ч. 7 ст. 151 УПК). При этом прокурор, определяя место предварительного расследования, может учитывать различные обстоятельства, указывающие на целесообразность производства расследования в том или ином месте:

1) местонахождение обвиняемого (в том числе место содержания под стражей);

2) местонахождение большинства свидетелей или потерпевших;

3) уровень профессиональной подготовки следователей конкретного подразделения и степень их загруженности;

4) разбросанность территории, на которой совершены преступления, и иное.

Как исключительный случай, только в целях обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков (ч.4 ст.152 УПК) расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная подследственность в основном определяется субъектом совершенного преступления. К таковым относятся: 1) военнослужащие, должностные лица органов федеральной службы безопасности и др. (исчерпывающий перечень этих субъектов дан в подп.«в» п.1 ч.2 ст.151 УПК), если преступление совершено в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; 2)депутаты, судьи, прокуроры, следователи и др. (их перечень дан в ч.1 ст.447 УПК). В зависимости от этого предварительное расследование производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ (в том числе следователями военного следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре РФ). В случае совершения указанными выше лицами преступления, указанного в п.1 ч.3 ст.150 УПК, расследование будет производиться следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ в форме до­знания (п.7 ч.3 ст.151 УПК).

Вторым признаком персональной подследственности является личность потерпевшего. Так, расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении судей, прокуроров, следователей и других лиц, указанных в ч.1 ст.447 УПК, в связи с их профессиональной деятельностью, а также должностных лиц правоохранительных органов, военнослужащих и других лиц, перечисленных в подп.«в» п.1 ч.2 ст.151 УПК, в связи с их служебной деятельностью осуществляют следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ.

По общему правилу при конкуренции персональной подследственности с другими видами предпочтение отдавалось персональной подследственности. Однако УПК внес в это правило исключение. Уголовные дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, если они совершены военнослужащими и другими лицами, указанными в подп. «в» п. 1 ч.2 ст.151 УПК, должны расследоваться следователями органов федеральной службы безопасности (ч.4 ст.151 УПК).

В основу подследственности по связи дел положена связь преступления, рассматриваемого по «основному» делу с другим (побочным) преступлением, совершенным одним и тем же лицом или другими лицами (например, совершение кражи и вовлечение при этом несовершеннолетнего в преступную деятельность). Другими словами, она имеет место, когда подследственность одного дела определяется в зависимости от подследственности другого. Дела таких категорий (а их перечень дан в ч.6 ст.151 УПК) расследуются следователем того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Альтернативная (смешанная) подследственность имеет место в тех случаях, когда производство предварительного следствия по делам о некоторых преступлениях закон допускает следователями различных ведомств. Этот признак подследственности определяется с учетом того, что по ряду преступлений, например ч.2—4 ст.159, ч.2—4 ст.160 УК и др. (полный перечень дан в ч.5 ст.151 УПК), предварительное следствие может проводиться следователем органа, выявившего преступное деяние.

Соединение и выделение уголовных дел

Индивидуальные особенности преступления и преступника требуют индивидуального характера расследования уголовных дел. Создание громоздких дел с большим количеством обвиняемых отрицательно сказывается на сроках расследования и его качестве. Необоснованное разделение уголовных дел может затруднить раскрытие преступлений, а в ряде случаев ущемляет права обвиняемого или не дает суду возможность верно определить общественную опасность лиц, совершивших преступление. Для обеспечения правильного и необходимого объема следственного производства, а также создания наиболее благоприятных условий для осуществления расследования уголовно-процессуальным законодательством устанавливаются правила соединения и выделения уголовных дел.

В ч.1 и 2 ст.153 УПК содержится четыре основания соединения уголовных дел в одном производстве:

1) в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

2) в отношении одного лица, совершившего несколько преступлений;

3) в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам;

4) в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Содержание первого из названных оснований соединения уголовных дел в одно производство связано с уголовно-правовым понятием «соучастие в совершении преступления», под которым понимается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст.32 УК). Когда обвиняемые объединены единством намерения, ведение одного следственного производства позволяет установить роль каждого из них и дать правильную оценку общественной опасности преступления. Соединение дел по рассматриваемому основанию происходит не так уж часто. Причина этого заключается в том, что соучастие нескольких лиц в совершении преступления, как правило, устанавливается в рамках одного уголовного дела.

Согласно второму из предусмотренных ст.153 УПК оснований, могут быть соединены в одно производство дела о любых преступлениях независимо от их характера и тяжести при условии, если установлено, что они совершены одним лицом.

Третье основание соединения дел в одном производстве связано с прикосновенностью лиц к преступлению в виде заранее не обещанного укрывательства. Состав преступления, предусмотренный ст.316 УК, будет иметь место только при заранее не обещанном укрывательстве особо тяжкого преступления. Соединение дел в таких случаях обусловлено прежде всего тем, что ответственность за заранее не обещанное укрывательство зависит от того, будет ли установлено совершение «основного» преступления.

Четвертым основанием для соединения уголовных дел являются случаи, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные данные полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. Опыт показывает, что в ряде случаев соединение нескольких дел о нераскрытых преступлениях позволяет вести расследование более эффективно, а объединенные воедино фактические данные, полученные по этим делам, способствуют раскрытию преступления. Естественно, что соединение дел о нераскрытых преступлениях может иметь место только тогда, когда получены доказательства, свидетельствующие о большой степени вероятности совершения их одним и тем же лицом либо одной и той же группой лиц.

Анализ следственной практики показывает, что в ходе предварительного расследования нередко соединяют дела по основаниям, которые в законе прямо не предусмотрены. Например, это соединение дел: а) о преступной небрежности нескольких лиц, повлекшей общий результат (нарушение техники безопасности и т.п.); б) преступной небрежности взрослых, создавшей условия для совершения преступления подростком; в) небрежности должностных лиц, создавшей благоприятные условия для расхитителей. Все их объединяет прикосновенность к «основному» расследуемому преступлению, и в какой-то мере подобная практика близка к третьему основанию для соединения дел, предусмотренному п.3 ч.1 ст.153 УПК. Но все-таки она не основана на законе и является хотя и вынужденным, но отступлением от него. Необходимость соединения дел при условиях, которые в законе прямо не предусмотрены, свидетельствует о том, что ныне действующий перечень оснований соединения уголовных дел не в полной мере отвечает потребностям практики и нуждается в уточнении.

Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа, а находящихся в производстве дознавателя — на основании постановления прокурора (ч.3 ст.153 УПК). Вместе с тем инициатива объединения производств может исходить от лица, осуществляющего предварительное расследование.

Согласно ч.4 ст.153 УПК при соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным делам поглощается наиболее длительным и дополнительно не учитывается.

В ходе предварительного следствия может возникнуть необходимость не только соединения, но и выделения дел.

Статья 154 УПК содержит следующие основания выделения уголовного дела в отдельное производство:

а) в отношении отдельных подозреваемых или обвиняемых при приостановлении основного уголовного дела в случаях, предусмотренных в п.1—4 ч.1 ст.208 УПК;

б) в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, если он участвовал в совершении преступления вместе с совершеннолетними обвиняемыми (данное положение продублировано в ст.422 УПК);

в) в отношении иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;

г) в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

Частью 2 ст.154 УПК допускается выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования в отношении лица или группы лиц о преступлении или преступлениях, которые носят в большом по объему или многоэпизодном деле относительно обособленный характер и без ущерба для всего производства могут быть рассмотрены в суде раздельно. Здесь законодатель ставит условие— выделение в отдель­ное производство дела не должно отразиться на всесторонности и объективности расследования.

Самостоятельное основание для выделения уголовного дела предусмотрено в ст.436 УПК. Если в ходе предварительного расследования по уголовному делу о преступлении, совершенном в соучастии, будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников после совершения преступления наступило психическое расстройство, то уголовное дело в отношении его может быть выделено в отдельное производство.

Еще одно основание для выделения дел содержится в п.1 ч.5 ст.217 УПК, где сказано, что если один или несколько обвиняемых возражают против рассмотрения дела судом присяжных, то следователь решает вопрос о выделении дела в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При этом подразумевается, что выделение не отразится на всесторонности и полноте расследования. Иначе дело выделять нельзя.

Полагаем, что по аналогии должен разрешаться вопрос о выделении дела и в случае, если один или несколько обвиняемых возражают против рассмотрения дела коллегией из трех судей (п.11 ч.5 ст.217 УПК).

Кроме того, в соответствии с ч.7 ст.31 УПК уголовное дело может быть выделено в отдельное производство в случае, если один или несколько обвиняемых, не являющиеся военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, возражают против рассмотрения уголовного дела военным судом.

Наряду с этими основаниями в теории уголовного процесса выделяют и другие: если преступления совершены в отдаленных друг от друга местах (А. М. Ларин); в связи с истечением сроков содержания под стражей отдельных обвиняемых, привлеченных к ответственности по групповому делу (В. В. Шимановский); в случае персональной подследственности или подсудности одного из виновных (И. И. Мартинович).

Существующие подходы к решению вопроса об основаниях выделения дела в отдельное производство, при которых учитываются интересы практики, являются вполне оправданными. Но при этом необходимо помнить о наличии общих условий: выделение дела должно вызываться необходимостью и такое разъединение не может отрицательно повлиять на всесторонность, полноту и объективность исследования и разрешения дела.

Законодатель определил виды процессуальных документов, которые должны содержаться в выделенном деле, и их юридическую силу. К делу, выделенному в отдельное производство, приобщаются подлинники или копии процессуальных документов, имеющих значение для нового дела, заверенные следователем или дознавателем. Эти материалы допускаются в качестве доказательств по выделенному делу.

Срок по выделенному делу исчисляется с момента возбуждения основного дела. Если же новое дело не связано с деянием, расследуемым по основному делу, то срок по нему исчисляется со дня вынесения постановления о выделении уголовного дела.

Выделение уголовного дела производится на основании мотивированного постановления следователя или дознавателя. Если новое дело не связано с расследуемым делом, в постановлении должно содержаться также решение о возбуждении уголовного дела (ч.3 ст.154 УПК).

Выделение уголовного дела необходимо отличать от выделения в отдельное производство материалов. Согласно ст. 155 УПК, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым, дознаватель и следователь вправе вынести постановление о выделении из уголовного дела только материалов, содержащих сведения о новом преступлении. Эти материалы направляются следователем руководителю следственного органа, а дознавателем — прокурору для последующей проверки и принятия по ним решения в соответствии со ст.144 и 145 УПК (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела).

Особенности выделения в отдельное производство уголовного дела и материалов уголовного дела проиллюстрированы в табл. 2.

Таблица 2

Особенности выделения в отдельное производство  
уголовного дела   материалов уголовного дела  
Сходства  
1. Применяется, когда становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым. 2. Решение может быть принято как следователем, так и дознавателем
Различия  
1. Уголовное дело выделяется в отношении подозреваемых или обвиняемых.   1. Материалы выделяются в отношении деяния, совершенного установленным лицом, но не подозреваемым или обвиняемым по данному делу, либо неустановленным лицом.  
2. В постановлении о выделении уголовного дела для расследования нового преступления должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела.   2. В результате рассмотрения выделенных материалов итоговым может являться решение как о возбуждении, так и об отказе в возбуждении уголовного дела.  
3. По выделенному делу осуществляется расследование с применением всех средств и методов данной стадии   3. Перед принятием итогового решения возможна проверка выделенных материалов, осуществляемая по правилам проверки сообщения о преступлении  

Расследование уголовного дела следственной группой

По общему правилу предварительное следствие производится одним следователем. Однако анализ практики показывает, что существует определенная категория уголовных дел, производство расследования по которым одним следователем затруднительно. В подобных случаях закон допускает расследование уголовного дела следственной группой (ч.1 ст.163 УПК).

Такие ситуации возникают по сложным делам при наличии дополнительных обстоятельств, к которым, в частности, относятся:

1) возникновение значительного числа версий о лицах, совершивших деяние, обстоятельствах преступления, проверку которых необходимо провести в кратчайшие сроки;

2) наличие в материалах дела большого количества связанных между собой эпизодов, раздельное расследование которых невозможно;

3) привлечение по делу большого числа обвиняемых, совместно совершивших одно или несколько преступлений;

4) разбросанность территории, на которой приходится вести расследование, если невозможно ограничиться поручениями о производстве следственных и иных действий.

Накопленный многолетний опыт применения группового метода расследования свидетельствует о его несомненной эффективности. Он обеспечивает: а) достижение высокого качества расследования; б) проведение расследования в более сжатые сроки; в) достижение полноты и всесторонности расследования; г) использование знаний, способностей и индивидуальных качеств сразу нескольких следователей. Это является особенно актуальным в настоящее время, когда рост групповой и организованной преступности требует постоянного совершенствования организационных форм деятельности органов предварительного расследования.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих ОРД. Состав группы объявляется подозреваемому, обвиняемому (ч.2 ст.163 УПК).

В органах внутренних дел сложилась и получила ведомственное нормативное закрепление практика образования следственно-оперативных групп, которые расследуют сложные уголовные дела, прежде всего связанные с организованной преступностью (Положение об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденное приказом МВД России от 26.03.2008 №280). Такие группы представляют одну из организационных форм постоянного взаимодействия следователя, органа дознания и оперативных подразделений органов внутренних дел. Их создание предусмотрено не процессуальными, а ведомственными нормативными актами. Создаются они по инициативе руководителей аппарата следствия и оперативных подразделений и оформляются приказом начальника соответствующего органа внутренних дел. Поэтому отождествлять следственно-оперативные группы со следственными группами не следует.

Если при расследовании дела группой следователей каждый из ее участников вправе осуществлять по делу процессуальную деятельность в определенных руководителем пределах, то при участии сотрудников полиции в оперативно-следственной группе и выполнении ими след­ственных действий, в деле должен находиться документ, объясняющий их участие в расследовании. В практической деятельности нередко в качестве такого документа пытаются представить приказ начальника отдела внутренних дел о создании следственно-оперативной группы. В тех случаях, когда работники органа дознания работают при группе следователей продолжительное время и их помощь носит постоянный характер, такой прием внешне кажется оправданным. Но он не имеет под собой правовой основы. Согласно ст.39, 157, 163 УПК следователь (или следственная группа) осуществляет расследование самостоятельно. Иные лица могут проводить по данному делу следственные и розыскные действия только по поручению лица, в чьем производстве находится уголовное дело. Документом, объясняющим участие в деле других лиц, может быть лишь поручение следователя.

Законодатель четко определил правовое положение руководителя следственной группы. Он принимает дело к своему производству, организует работу следователей, входящих в группу, распределяет нагрузку, используя при этом объектовый, персональный или смешанный подход. На него возложено принятие и оформление всех основных процессуально значимых решений по делу: о выделении уголовных дел в отдельное производство, о приостановлении или возобновлении производства по делу, о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявленного ему обвинения, о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых по судебному решению, о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия и т.д. Руководитель следственной группы составляет итоговые процессуальные акты по делу: обвинительное заключение, постановление о прекращении дела, постановление о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительной меры медицинского характера.

На руководителе следственной группы лежат организационные полномочия по координации работы всех следователей в составе следственной группы. Вместе с тем он не обладает процессуальными полномочиями руководителя следственного органа, поскольку юридическая сила его указаний (распоряжений, поручений) другим следователям законом не определена. В случае возникших противоречий ситуация должна быть разрешена руководителем следст­венного органа.

УПК не предусматривает порядка расформирования следственной группы. Представляется, что он может быть двух видов: с вынесением процессуального решения об этом или без такового. Письменного решения не требуется, если уголовное дело прекращается или если уголовное дело с обвинительным заключением или постановлением о применении к лицу принудительных мер медицинского характера направляется в суд. В остальных же случаях, когда необходимость в расследовании уголовного дела следственной группой отпала (а также при увеличении или изменении состава следственной группы), такое решение должно оформляться постановлением руководителя следственного органа.

Восстановление уголовных дел

В случае утери уголовного дела либо при его хищении, уничтожении или порче производства полностью либо отдельных материалов предусмотрена процедура, направленная на воссоздание документов проведенного расследования.

Восстановление утраченного уголовного дела либо его материалов производится по постановлению руководителя следственного органа, начальника органа дознания, а в случае утраты дела или материалов в ходе судебного производства — по решению суда, направляемому руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для исполнения.

Восстановление уголовного дела производится по сохранившимся копиям материалов уголовного дела, которые могут быть признаны доказательствами в порядке, установленном УПК, и путем проведения процессуальных действий. Копии документов предварительного расследования могут быть приобщены к восстановительному производству путем их истребования из материалов контрольных и надзорных производств, находящихся в суде, прокуратуре, у руководителя следственного органа, а также от участников уголовного судопроизводства, которым они были вручены в соответствии с требованиями закона. В рамках восстановительного производства возможно проведение допросов лиц, участвующих при проведении следственных действий по утраченному уголовному делу, повторное осуществление процессуальных действий, а также собирание новых сведений, имеющих значение для дела.

Сроки дознания, предварительного следствия и содержания под стражей при восстановлении уголовного дела исчисляются в порядке, установленном ст.109, 162 и 223 УПК.

Если по утраченному уголовному делу истек предельный срок содержания под стражей, то обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

Взаимодействие следственных аппаратов с органами дознания

Уголовно-процессуальной наукой не выработано единого понятия взаимодействия следователя с органами дознания. Предлагаем вашему вниманию некоторые из них, несколько не совпадающие по своему содержанию.

Наши рекомендации