Тема 3. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации
Вопросы для обсуждения
1. Граждане РФ как субъекты административного права.
2. Административная правоспособность и дееспособность.
3. Права и свободы граждан по административному праву, их гарантии. Обязанности граждан во взаимоотношениях с исполнительной властью.
4.Специальные административно-правовые статусы граждан: понятие, особенности, виды.
5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
6. Способы защиты прав граждан (право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; право на административную жалобу; право на судебное обжалование незаконных действий (бездействия) органов публичного управления и их должностных лиц). Уполномоченный по правам человека РФ.
Рассматривая данную тему, необходимо обратить внимание, что административно-правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами. Граждане Российской Федерации являются наиболее многочисленной категорией субъектов административного права. Их административно-правовой статус (совокупность прав, обязанностей и установленный объем ответственности в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти) является производным от их конституционного статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах различной юридической силы. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Более детально права и свободы человека и гражданина регламентирует глава 2 Конституции Российской Федерации.
Следует также обратить внимание на особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.
Задание 1. Отличие административно-правового статуса граждан от конституционно-правового статуса гражданина. Может ли быть ограничен административно-правовой статус граждан? Приведите примеры со ссылкой на нормативные правовые акты.
Задание 2. Проанализируйте содержание терминов административная правоспособность и дееспособность. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность граждан? В чем заключаются особенности административной правоспособности и дееспособности, по сравнению с гражданской право- и дееспособностью, трудовой правосубъектностью?
Задание 3. Перечислите основания для отказа в регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Имеются ли особенности регистрации граждан в Краснодарском крае?
Задача 1.В семье юрисконсульта Иванова сыну Николаю исполнилось 18 лет. У дочери Иванова родился сын, которого назвали Никитой. Супруга Иванова по конкурсу была принята на работу в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Через 5 дней пришло письмо, умер дедушка Николая.
Дайте характеристику вышеприведенным юридическим фактам и возникающим на их основе административно-правовым отношениям.
Задача 2. Сотрудники полиции попросили гражданина Иванова показать документ, удостоверяющий личность. Поскольку паспорта у него не оказалось, он был подвергнут административному задержанию до выяснения личности. Иванов обжаловал действия сотрудников полиции начальнику управления внутренних дел. В своем ответе начальник управления сообщил, что в соответствии с ФЗ «О полиции» она имеет право проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления (как объяснили Иванову, он внешне был похож на разыскиваемого преступника); имеет право осуществлять административное задержание. Ответ начальника управления внутренних дел не удовлетворил Иванова. По его мнению, требование постоянно носить при себе документ, удостоверяющий личность, является ограничением прав и свобод человека. Согласно ст.55 Конституции РФ, такое ограничение возможно только федеральным законом, а ни в одном федеральном законе нет нормы, обязывающей граждан в обычных условиях носить при себе документы, удостоверяющие личность.
С чьей позицией Вы согласны? Ответ обоснуйте.
Задача 3. 16-летний Иван Дураченко обратился в отдел ЗАГС с заявлением, в котором просил переменить ему фамилию и имя, пояснив, что не желает больше иметь в школе кличку, унижающую его достоинство, а имя является слишком распространенным и не оригинальным. Начальник отдела сказал, что необходимо согласие родителей, без чего он не может удовлетворить его просьбу. Иван пояснил, что родители не считаются с его желанием, рассматривают его как несерьезное. Начальник посоветовал ему подождать еще один год щи обратиться в суд, который вправе удовлетворить его просьбу, районный суд в принятии заявления отказал.
Разрешите казус на основе действующего законодательства.
Деловая игра. Студенты разыгрывают ситуацию трудоустройства иностранного гражданина. Соответственно выбираются 4 человека из числа студентов (иностранный гражданин, российский работодатель, представитель органа внутренних дел, представитель органа занятости населения).
Особо обращается внимание на порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ, на документы, которые представляются для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, и на квоту привлекаемых для работы в РФ иностранных граждан.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 28.10.2011г.) //СЗ РФ, 1997, №9; Российская газета,2006, 18 октября.
Гражданский процессуальный кодекс РФ. Часть 1. М., 2011.
Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от
6.12 .2011г.) //СЗ РФ, 2002, №30,ст.3032.
Федеральный закон от 25 июля 2002г. №111-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011г.) //СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3030.
Федеральный закон от 31 мая 2002г. №»62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2009г.) //СЗ РФ, 2002, №22,ст.2031.
Федеральный закон от 11 июля 2001г. №95-ФЗ «О политических партиях» с изменениями и дополнениями (в ред. от 8.12.2011г.) //СЗ РФ, 2001, №29,ст.2950.
Федеральный закон от 27 мая 1998. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (вред. Федерального закона от 12.12.2011г.) //СЗ РФ, 1998, №22,ст.2331.
Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. ФЗ от 21.12.2009 г.)// СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1475; 2008. №49. Ст. 5746.
Федеральный закон от 15 ноября 1997г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 3.12.2011г.) //СЗ РФ, 1997, №47,ст. 5340; 2002, №18,ст.1724.
Федеральный закон от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 1.07.2011г.) //СЗ РФ, 1997, №39,ст.4465.
Федеральный закон от 12 января 1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 28.12.2010г.) //СЗ РФ, 1996, №3,ст.148.
Федеральный закон от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 1.07.2011г.) //СЗ РФ. 1995. №21. Ст.1930.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в ред. от 27.07.2010г.) //СПС «Консультант Плюс»
Закон РФ от 25 июня 1993г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. от 6.12.2011г.) //ВВС РФ, 1993, №32,ст.1227.
Закон РФ от 19 февраля 1993г. №4530-1 №202-ФЗ «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 1.07.2011г.) //СЗ РФ, 1995, №52,ст.5110.
Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991г. //Ведомости РСФСР.1991. №52. Ст.1865.
Указ Президента РФ от 19.10.2005 N 1222 (ред. от 27.07.2007) "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации"//СПС «Консультант Плюс»
Указ Президента РФ от 29 марта 1998г. N 310 «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека» (в ред. Указа Президента РФ от 28.06.2005 N 736)//Российская газета,1998, 8 апреля
Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003г. №199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 14.12.2009г.) //СПС «Гарант»
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002г. №754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» (в ред. от 14.07.2006г.)// СПС «Консультант Плюс»
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 «1541 «Об утверждении положения о воинском учете» (в ред. от 6.10.2011г.)// СПС «Консультант Плюс»
Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2011г.) //СЗ РФ, 1997, № 28,ст. 3444.
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995г. «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (в ред. от 26.10.2011г.) // СПС «Консультант Плюс»
Международные правовые акты
Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г. №1920-1.//СПС «Гарант»
Международный пакт от 16 декабря 1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах».//СПС «Консультант плюс»
Международный пакт от 16 декабря 1966г. «О гражданских и политических правах». //СПС «Консультант плюс»
Основная
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*
Россинский Б.В.Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*
Конин Н.М. Административное право: Учебник, - 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*
Дополнительная
Андриченко Л. В., Белоусова Е. В. Статус беженцев и вынужденных переселенцев: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права, 1999, № 5/6, с. 108-115.
Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право, 1994, № 3, с. 16-24.
Витрук Н. В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. Учебник. М.,2003*
Козлов Ю.М. Административное право. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: «Юристъ», 2001.
Куракин А. В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право, 2001, № 6,с. 25.
Малько А. В. Основы теории законных интересов // Журнал российского права, 1999, № 5/6,с. 65.
Новоселов В. И. Граждане как субъекты советского административного права // Субъекты советского административного права. Свердловск, 1985, с. 26.
Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.*
Хаманева Н. Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. - М, 2000.
Якимов А. Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы)// Государство и право, 2003, № 4, с. 5.
Тема 4. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (семинар в диалоговом режиме)
Вопросы для обсуждения
1. Элементы административно-правового статуса органа исполнительной власти.
2. Система и виды органов исполнительной власти в РФ.
3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
4. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
5. Правительство РФ: компетенция, полномочия и порядок образования.
6. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение.
Студентам следует помнить, что, согласно Конституции 1993 г., Президент Российской Федерации является главой государства, а не главой исполнительной власти, несмотря на его обширные полномочия в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти.
При рассмотрении органов исполнительной власти как субъектов административного права, прежде всего, необходимо уяснить понятие «органа», его правовой статус и виды этих органов, затем остановиться на основах правового положения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Задание 1. В каком порядке подлежат исполнению судебные акты по искам, по которым в качестве ответчика выступает Правительства РФ?
Задание 2. Освобождаются ли от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных жалоб на решения судов органы государственной власти?
Задание 3. Можно ли считать субъектом административного права муниципальное образование и его специально создаваемые органы? В каких случаях?
Задание 4. Юридическое содержание компетенции. Ее структура.
Задание 5. Являются ли субъектами исполнительной власти органы местного самоуправления? Как строятся отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления?
Задание 6. Назовите основные полномочия Президента в сфере исполнительной власти.
Задание 7.Какие федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ, почему и в чем это подчинение выражается?
Задание 8. Составьте схему организации управления в Краснодарском крае.
Задание 9. Перечислите коллегиальные федеральные органы исполнительной власти.
Задача 1.Государственная Дума направила Президенту РФ обращение с просьбой исключить из структуры федеральных органов исполнительной власти Управление делами Президента РФ, поскольку функции и полномочия данной государственной организации не соответствуют конституционным задачам и функциям исполнительной власти а, кроме того, это не соответствует действующей системе федеральных органов исполнительной власти.
Ваше мнение по данному вопросу?
Задача 2.Крошкин, занимающий должность федерального министра, обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконным Указ Президента РФ об отставке Правительства РФ, поскольку он (Крошкин) в этот период находился на больничном и согласно ст. 81 Трудового кодекса РФ не мог быть уволен по инициативе администрации.
Разрешите дело по существу.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты
Федеральный конституционный закон от 17.12. 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 28.12.2010) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712.
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011г.) // Российская газета. 2007. №47. 7 марта.
Федеральный закон от 6 октября 1996г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 30.11.2011г.) //СЗ РФ, 1999, №42,ст.5005.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 7.12.2011г) // СЗ РФ, 2003,№ 40,ст. 3822.
Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 17.01.2012г.) //www.kremlin/ru.
Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05. 1996 г. № 763 (ред. от 28.06.2005 г.) // СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2663; 2005. №28. Ст. 2865.
Положение об Администрации Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от 2 октября 1996г. №1412 (в ред. от 14.01.2011г.) // СЗ РФ, 1996, № 41,ст. 4689.
Положение о Регламенте Правительства РФ и об Аппарате Правительства РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2000г. №760 (в ред. от 17.11.2011г.) //СЗ РФ, 2000, №41, ст.4091.
Основная
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*
Россинский Б.В.Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*
Конин Н.М. Административное право: Учебник, - 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*
Дополнительная
Бобылев А. И., Горшкова Н. Г., Ивакин В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. - М., 2003.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. Учебник.- М., 2003*
Герасимова М.А. Модели местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.//Государственная власть и местное самоуправление,2006,N 5.
Васильев В.Г. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.
Журавлев А.Л., Комарова В.В. Правовые основы деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ //Конституционное и муниципальное право. 2001. №2.
Козлов Ю.М. Административное право. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: «Юристъ», 2001.
Комментарий к Конституции РФ /Под ред. проф. В.В. Лазарева. М., 2001.
Комментарий к Конституции РФ /Под ред. А.П. Любимова. М.,2005.
Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» /Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1999.
Лобода Т.И. Реформа местного самоуправления в России// Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.
Макосейчук Т.М. Роль Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в создании системы органов исполнительной власти //Правоведение. 2001. №6.
Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 8.
Соболева Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей.// Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 1.
Стародубцева И.А. Особенности полномочий органов государственной власти по обеспечению соблюдения федерального законодательства.// Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 2.
Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.*
Фролов Г.И. Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000.