Происхождение государства, краткая характеристика основных теорий
Вопрос о происхождении государства, на сегодняшний день, является дискуссионным. Из основных теорий о происхождении государства можно отметить следующие:
— теологическая,
— патриархальная,
— общественного договора,
— насилия,
— органическая,
—материалистическая я др.
Теологическая теория одна из самых древних теорий о происхождении государства. По этой теории государство и государственная власть существует вечно в силу божественной воли. Согласно этой теории творцом всего земного, в том числе и государства, является Бог. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, эта теория поднимала их престиж, способствовала упорядочению общественных отношений, сурово осуждала действия, направленные против установленных государством норм общественного поведения, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
О божественном происхождении власти можно прочитать в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон). Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай - во всех этих государствах прослеживается теория божественного происхождения государства и государственной власти.
Теологическую теорию активно поддерживал и развивал в XIII веке доминиканский монах Фома Аквинский.
Патриархальная теория имела широкое распространение в Древней Греции, в рабовладельческом Риме, и в наши дни имеет право на существование, хотя ее критиковали многие. Начало этой теории положил Аристотель. Он считал, что государство - это естественная форма человеческой жизни, и что общение человека с себе подобными возможно только в государстве. По своей природе люди стремятся к общению друг с другом, объединению. В результате чего образуются патриархальные семьи. Эти семьи объединяются, в свою очередь, в одну большую семью, образуя государство. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти в семье.
В XVII веке английский философ Роберт Фильмер доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который является не только отцом человечества но и властелином.
Теория общественного договора возникла в Древней Греции. А получила свое развитие в XVII- XVIII вв. в трудах Г, Греция, Б. Спинозы, А. Радищева и др. По этой теории ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять права каждого человека. Суверенитет принадлежит народу, а правители - это представители народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по их воле.
Не существует исторических данных, где, когда, и при каких условиях состоялся общественный договор. Теория общественного договора указывает на происхождение государства и государственной власти, как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.
Теория насилия (завоевания) в наиболее логическом завершенном виде возникла в XIX веке в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
Причину происхождения государства они видели в военно-политических факторах — насилии, порабощение одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Таким образом, государство - это "естественно", путем насилия, возникшая организация властвования одних племен над другими. В результате войн племена перерождались в касты, сословия, классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Например, возникновение феодального Древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.
Органическая теория происхождения государства обосновывает возникновение государства, как произведение самой природы, продукт ее развития. Государство по этой теории подобно человеческому организму, где отдельные его биологические органы аналогичны государственным органам управления, отраслям хозяйства. Например, Г. Спенсер (1820-1903 гг.) сравнивает мозг человека с правительством, нервную систему со связью, кровообращение с транспортом.
Материалистическая теория происхождения государства связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. Государство -есть результат эксплуатации одних другими. Наиболее полно эта теория изложена Ф. Энгельсом в его работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства".
Типология государств
Типология государств - это их специфическая классификация. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно:
1) формационного,
2) цивилизационного.
При формационном подходе основным критерием выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Выделяются следующие типы государства:
— рабовладельческий,
— феодальный,
— буржуазный,
— социалистический.
При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы.
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т.п.).
Цивилизация - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.
Выделяются следующие типы цивилизаций:
— египетская,
— китайская,
— западная.
— православная и т.п.
При цивилизационном подходе учитываются ряд важнейших духовных факторов, в результате чего более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.
ПЛАН УРОКА № 3