Функции прокуратуры и следственных органов и принципы их деятельности.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г., № 2202-1, ред. от 17.02.2015, Рос. газ. от25.11.1995., за прокуратурой закреплен ряд специфических функций. В первую очередь это надзорные функции: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Надзор осуществляется за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами. Вне надзора остаются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды.

Осуществляется также надзор: за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера; за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Кроме того, прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством.

В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами в качестве государственного обвинителя; опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В органах прокуратуры рассматриваются и разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Основными задачами Следственного комитета являются: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина и др.

В своей деятельности прокуратура и следственные органы руководствуется принципами, закрепленными федеральными законами. Важнейшим принципом является их независимость. Они осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Этот принцип усиливается недопустимостью вмешательства в осуществление их деятельности. Воздействие в какой-либо форме органов власти, средств массовой информации на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое решение влечет за собой установленную законом ответственность.

Законом установлена обязательность исполнения требований прокурора и следователя. Эти требования подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Органы прокуратуры и следствия действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, об охране государственной тайны. Они обязаны информировать органы государственной власти и местного самоуправления, а также население о состоянии законности. В то же время никто без разрешения прокурора и следователя не вправе разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых этими органами, до их завершения.

В качестве принципа деятельности можно назвать и требование, запрещающее прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не могут также быть членами политических партий, запрещается создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. В то же время следователям запрещается совмещать свою основную деятельность лишь с оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой).

Несмотря на то, что ни Генеральный прокурор Российской Федерации, ни Председатель Следственного комитета формально не обладают правом законодательной инициативы, в федеральном законе записано, что органы прокуратуры и следствия участвуют в правотворческой деятельности. Генеральный прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Следственный комитет имеет право разрабатывать и представлять в установленном порядке проекты федеральных и иных нормативных актов Президенту и в Правительство РФ.

Генеральный прокурор, Председатель Следственного комитета, их заместители и по их поручению другие сотрудники вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Такими же правами на соответствующем уровне обладают прокуроры и руководители следственных органов в субъектах Федерации, в городах и районах.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет также координацию деятельности органов внутренних дел, органов ФСБ, таможенной службы и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Сотрудники следственных органов также вправе участвовать в этих координационных мероприятиях.

 
18.3. Система органов прокуратуры

и следствия

В систему прокуратуры Российской Федерации входят: Генеральная прокуратура Российской Федерации; прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения и редакции печатных изданий; прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Систему Следственного комитета Российской Федерации составляют: центральный аппарат Следственного комитета; главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные подразделения Следственного комитета.

Порядок формирования прокуратур:

— Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ[17]. Если предложенная Президентом кандидатура Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов, то Президент в течение 30 дней представляет новую кандидатуру. Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет.

— Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами Федерации. Прокуроры субъектов Федерации освобождаются от должности Президентом РФ.

— Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

— Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Порядок формирования следственных органов:

— Председатель Следственного комитета РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Срок полномочий Председателя законом не установлен. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета. Президентом РФ назначаются также руководители главных следственных управлений по субъектам Федерации, их заместители и иные должностные лица, для должностей которых предусмотрены высшие специальные звания. На других сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральным законом.

В Генеральной прокуратуре и в Следственном комитете, а также в их структурных подразделениях в субъектах Федерации создаются коллегии, главные управления, управления, отделы, устанавливаются должности соответственно прокуроров и следователей.

Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации (не имеющие иного гражданства), при наличии высшего юридического образования, полученного в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности следователей в районные и городские отделы, в виде исключения, могут назначаться лица, окончившие третий курс юридического вуза.

Лица, впервые назначаемые на должность, принимают Присягу прокурора и соответственно Присягу сотрудника Следственного комитета о соблюдении Конституции и законов, непримиримой борьбе с нарушениями закона, защите интересов личности, общества и государства.

На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Срок полномочий – пять лет. Для прокурора города, района или приравненного к нему прокурора возраст снижается до 27 лет, а стаж службы (работы) до пяти лет.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в следственных органах, органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Для руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, возраст снижается до 25 лет, а стаж работы до трех лет.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение уголовного дела, производство расследования могут осуществляться только соответственно органами прокуратуры или следствия. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и транспорта прокурора, за исключением случаев обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Полномочия прокурора. При осуществлении возложенных на прокурора надзорных функций он вправе:

— беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов;

— иметь доступ к их документам и материалам;

— проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения законов;

— требовать предоставления необходимых документов и материалов, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок и ревизий;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов;

— прокуроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, прокурор вправе в любое время посещать эти органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с соответствующими документами, требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и осужденных, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на них в нарушение закона. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в этих учреждениях.

В случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, прокурор участвует в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. При необходимости защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий вправе:

— беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые государственными органами и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки;

— входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

— требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления документов и материалов, выделения специалистов, требовать проведения проверок, ревизий, различных исследований и привлекать для этих целей специалистов;

— вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: протесты; представления; постановления; предостережения.

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. Он может быть принесен также на незаконное или необоснованное решение судьи по делу, в рассмотрении которого участвовал прокурор.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона должны быть приняты в течение месяца с письменным сообщением прокурору об их результатах.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор может вынести мотивированное постановление овозбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом в установленный законом срок с письменным сообщением прокурору о результатах рассмотрения.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения этого требования должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Председатель Следственного комитета издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Таким образом, после раздела единого надзорного органа прокуратуры в Российской Федерации действуют два самостоятельных государственных органа ─ Генеральная прокуратура и Следственный комитет, каждый из них осуществляет свои функции. Оба органа играют важную роль в системе сдержек и противовесов.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое место занимает прокуратура Российской Федерации в системе органов государственной власти с точки зрения разделения властей?

2. Какова роль прокуратуры в системе сдержек и противовесов?

3. Назовите основные функции прокуратуры и Следственного комитета.

4. Назовите основные принципы деятельности прокуратуры.

5. Составьте структурную схему системы органов прокуратуры.

6. Каков порядок назначения Генерального прокурора и его заместителей?

7. Какие прокурорские работники назначаются Генеральным прокурором?

8. Какие требования предъявляются к кандидатам на прокурорские должности?

9. Какими полномочиями обладает прокурор при осуществлении надзорных функций?

10. Назовите акты прокурорского реагирования и их правовое содержание.

11. Каковы место и роль Следственного комитета в системе органов государственной власти?

12. Какие акты издает Председатель Следственного комитета?

Библиографический список

Основной

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — Москва: Норма, 2009. — Гл. 24–26.

2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2008. — Гл. 20, 22.

Дополнительный

1. Конституционное право России: учеб. / А. В. Безруков и др.; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — Москва: Норма, 2008. — 543 с.

2. Конституционное право России: учеб. для студентов вузов/ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.

3. Конституционное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И.В. Выдрин — Москва: Юрлитинформ, 2015. — 552 с.

Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

Тема 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Учебные цели: уяснение правовых основ организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

План

19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

19.1. Особенности системы органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года, №184-ФЗ, ред. от 06.04.2015., Рос. газ. от 19.10.1999., система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

К этим принципам относятся следующие: носителем суверенитета и единственным источником власти является народ; государственная и территориальная целостность Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единство системы государственной власти; разделение властей; разграничение предметов ведения и полномочий; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В систему органов государственной власти субъектов Федерации в соответствии с федеральным законом входят: законодательный (представительный) орган; высший исполнительный орган; иные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В большинстве субъектов Федерации высшие органы власти обладают общими чертами, присущими законодательным, исполнительным и судебным органам власти, поскольку они созданы в соответствии с общими принципами организации власти в Российской Федерации.

19.2. Законодательные (представительные)
органы государственной власти
субъектов Российской Федерации

Главной функцией законодательных органов в соответствии с принципом разделения властей является законодательное регулирование общественных отношений.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает основы статуса законодательного органа субъекта Федерации. Это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта Федерации. Наименование органа, число депутатов, срок полномочий устанавливаются конституциями, уставами субъектов Федерации.

В настоящее время вместо однообразных Советов народных депутатов в 29 субъектах Российской Федерации действуют законодательные собрания, в 23 – областные (и иные) думы,в 5 – государственные собрания, в 5 – государственные советы, в 6 – советы депутатов или собрания депутатов и другие. В том числе, в Республике Саха (Якутия) — Государственное Собрание (Ил Тумэн), в республике Алтай — Государственное Собрание — Эл Курултай, в Бурятии — Народный Хурал, в Тыве — Верховный Хурал (Парламент), в Калмыкии — Народный Хурал (Парламент). В Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании и Чечне сформированы парламенты.

В большинстве республик (кроме Башкортостана и Татарстана) число депутатов не превышает 100, из которых от 10 до 20 процентов — работают на постоянной основе. В областях и краях количественный состав депутатов также менее 100 (в Краснодарском крае – 100, в Новосибирской области — 78).

Большинство парламентов в субъектах Федерации избирались на основе мажоритарной системы. Но в соответствии с федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав (2002) не менее половины депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации должны избираться по спискам политических партий на основе пропорциональной избирательной системы. В настоящее время региональные органы вправе снизить этот уровень до 25%. В пяти республиках и двух областях (Дагестан, Ингушетия, Чечня и др.) парламенты избраны исключительно по пропорциональной системе.

Законодательные органы субъектов избираются на срок не более пяти лет. Однако их полномочия могут быть прекращены досрочно (самороспуск; их роспуск губернатором области; вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава органа; роспуск законодательного органа Президентом РФ).

Главная задача законодательных (представительных) органов — законодательное регулирование вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации, и отнесённых к исключительному ведению субъектов Федерации.

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Федерации.

Проекты законов рассматриваются законодательными органами не менее чем в двух чтениях, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подлежат подписанию высшим должностным лицом субъекта Федерации, который обладает правом отлагательного вето. Кроме законов, законодательные органы могут принимать постановления по вопросам своего ведения.

Полномочия парламентов условно можно разделить на три группы:

— по вопросам организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления: принятие и изменение конституций, уставов, законов, назначение выборов парламента и главы субъекта Федерации, административно-территориальное деление, согласование при формировании исполнительных органов власти;

— в сфере бюджетно-финансовой деятельности и социально-экономического развития: утверждение бюджета, установление местных налогов и сборов, законодательное регулирование управления собственностью субъекта Федерации, утверждение программ социально-экономического развития;

— в сфере обеспечения прав и свобод человека: принятие нормативных актов, устанавливающих ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение местных законов, учреждение средств массовой информации и т. д.

Парламенты из своего состава избирают представителя субъекта РФ от законодательного органа в состав Совета Федерации на срок своих полномочий.

19.3. Исполнительные и иные органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации

В субъектах Федерации установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В большинстве республик высшими должностными лицами были президенты республик. В 2010 г. в федеральный закон была внесена поправка о том, что наименование должности высшего должностного лица не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации. В настоящее время в республиках учреждаются главы республик, председатели правительства и др.

В краях, областях и автономиях, как правило, учреждались главы администрации и губернаторы. Но постепенно большинство глав администраций превратились в губернаторов. Высшие должностные лица до 2005 г. избирались населением региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет и не более чем на два срока подряд. С 2005 г. высшие должностные лица не назначались и не избирались, а наделялись полномочиями законодательными органами субъектов Федерации по представлению Президента РФ. В случае двукратного отклонения кандидатур, предложенных Президентом РФ, или непринятия решения законодательный орган мог быть распущен Президентом. В настоящее время высшие должностные лица субъектов РФ избираются населением субъекта РФ на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Кандидаты выдвигаются политическими партиями или на основе самовыдвижения. При этом кандидаты на эту должность должны представить три кандидатуры на должность члена Совета Федерации из числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации от данного региона, депутатов законодательного органа субъекта или депутата представительного органа муниципального образования.

Закон допускает выборы высшего должностного лица депутатами законодательного органа, при этом кандидатов на эту должность предлагает Президент РФ из числа лиц, предложенных политическими партиями. Одновременно избираются также и три кандидата в члены Совета Федерации. Вновь избранный глава региона после победы на выборах из предложенных им трёх кандидатов назначает члена Совета Федерации — представителя субъекта РФ от органа исполнительной власти.

Полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно в случае: его смерти; утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство на территории иностранного государства; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта Федерации; отрешения от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия; отставки по собственному желанию; вступления в силу обвинительного приговора, а также признания его судом недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим. Высшее должностное лицо может быть отозвано избирателями, для проведения голосования по отзыву необходимо собрать подписи не менее 25% избирателей региона. Президент имеет право отстранять их от должности по представлению Генерального прокурора при возбуждении уголовного дела по обвинению в совершении тяжкого преступления либо по решению суда в случае издания высшим должностным лицом нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству.

Кроме того, по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ Президент вправе временно отстранить высшее должностное лицо от исполнения им обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении им тяжкого преступления. Президент вправе также приостановить полномочия органов исполнительной власти при введении чрезвычайного положения на территории региона.

К основным полномочиям высшего должностного лица субъекта Федерации относятся следующие: он представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы субъекта Федерации; формирует высший исполнительный орган в соответствии с законом субъекта Федерации; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа; вправе участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; представляет законодательному органу проект бюджета субъекта Федерации и отчет о его исполнении; распоряжается средствами бюджета; создает унитарные предприятия субъекта Федерации и др.

Высшие должностные лица подписывают законы, принимаемые региональным парламентом, и обладают правом отлагательного вето, которое может преодолеваться двумя третями голосов при повторном рассмотрении в законодательном органе. В пределах своих полномочий высшие должностные лица субъектов Федерации издают постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории региона.

В соответствии с федеральным законом высшие должностные лица субъектов Федерации до 2000 г. являлись членами Совета Федерации, а с 2002 г. они назначают членами Совета Федерации представителей субъекта Федерации на срок своих полномочий (из числа трёх заявленных кандидатур на эту должность на выборах высшего должностного лица).

Высшие должностные лица при различных формах и степени участия парламентов формируют высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Федерации. Во всех республиках это правительства или кабинеты министров. В остальных субъектах Федерации, как уже отмечалось, создаются администрации или правительства.

Структура правительств и администраций различна. В правительствах, как правило, участвуют министры. В администрациях вместо министерств создаются департаменты, управления, комитеты.

Основные полномочия правительств, администраций устанавливаются соответствующими конституциями и уставами. Главные из них — разработка бюджета субъекта Федерации, который затем утверждается парламентом, а также исполнение бюджета. Кроме того, правительство, администрация в пределах своих полномочий: осуществляют меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывают и реализуют социально-экономические программы развития региона; управляют государственным имуществом субъекта Федерации; организуют взимание налогов и сборов; формируют иные органы исполнительной власти; заключают договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации принятые им правовые акты и др.

Решения правительств и администраций оформляются в виде соответствующих постановлений и распоряжений, которые подписываются председателями правительств, а там, где их нет, — высшими должностными лицами. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам действие постановлений может быть приостановлено Президентом РФ.

К иным органам государственной власти субъекта Федерации можно отнести судебные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи. Однако, несмотря на то, что в большинстве субъектов Федерации конституциями и уставами предусмотрено создание конституционных (уставных) судов, фактически они созданы лишь в 16 субъектах Федерации.

В субъектах Федерации создаются государственные органы с особым статусом. Избирательные комиссии субъекта Федерации, действующие на постоянной основе, формируются законодательным органом и высшим должностным лицом на паритетных началах.

Контрольно-счетные палаты являются постоянно действующими органами государственного финансового контроля и контроля за управлением и распоряжением государственной собственностью субъекта Федерации, формируются, как правило, законодательными органами субъектов Федерации.

Во многих субъектах Федерации учреждены государственные должности уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка и др., назначаемых законодательными органами по представлению высшими должностными лицами субъектов Федерации.

Кроме того, в субъектах РФ действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, субъекты Федерации самостоятельно создают собственную систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Какие органы входят в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации?

3. Каков порядок формирования законодательных органов в субъектах Российской Федерации?

4. Назовите основные полномочия законодательных органов субъектов Российской Федерации.

5. Каков порядок досрочного прекращения

Наши рекомендации