Предмет административного права и его особенности
Публичное право, направленное на обеспечение и охрану общих интересов, интересов государства, всего общества (публичных интересов), включает в себя отрасли, в разной степени связанные с правовым механизмом организации и функционирования государства и его органов: конституционное (государственное) право, административное право, уголовное право, финансовое право, налоговое право, процессуальное право, судоустройство, международное публичное право.
Административное право — это отрасль права (система правовых норм), которая для выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов, а также при обеспечении юридической защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.
Админ.право -инструмент управления социальными процессами в обществе, устанавливает правопорядок в отношениях между государством и гражданами, попадающих в «сферу внимания» государственной администрации и должностных лиц при осуществлении административной деятельности. Поэтому между гражданами и государством складываются отношения власти-подчинения.
Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.
Управленческая деятельность, которая регламентируется административно-правовыми нормами, является основным средствомпрактической реализации исполнительной власти.
Особенностью административного права является то, что оно детализирует (развивает, конкретизирует) общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования иных отраслей права (конституционное, уголовное, таможенное, финансовое, бюджетное, налоговое, земельное, экологическое, строительное право).
Принципиально важный характер этой отрасли права подчеркивает один из методов правового регулирования - императивный метод властных предписаний. Поэтому административное право считается одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой — обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов.
Административному праву присущи следующие отличительные признаки:
· обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач;
· использует возможности властного воздействия на подчиненных субъектов права;
· направлено на организацию и функционирование государственной власти, государства и его органов;
· областью его административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие как внутри государства и его органов, так и при взаимодействии органов публичного управления с гражданами, организациями и иными субъектами права;
· существуют материальные («управленческие») административно-правовые нормы, процессуальные нормы, создаваемые для реализации материальных норм административного права;
· процессуальные административно-правовые нормы можно разделить на два вида: а) нормы позитивного характера, т. е. регулирующие, управленческо-процедурные (административные процедуры); б) административно-деликтные нормы, устанавливающие режимы правоохраны, контроля и надзора, разрешения, применения мер государственного принуждения; для реализации этого вида норм законодательство устанавливает соответствующие административно-правовые процедуры и порядки;
· важнейшей формой осуществления управленческих действий является не договор (как в гражданском праве), а административный акт, т. е. нормативный или индивидуальный правовой акт управления; в практике деятельности государственной администрации и ее органов все чаще стали заключаться административные договоры, относящиеся к области публичного права;
· ответственность органа государственного управления, государственного или муниципального служащего, должностного лица в случае причинения ими ущерба третьим лицам наступает только при осуществлении установленных для них государственных функций, т. е. если этот ущерб был причинен должностными лицами (государственными и муниципальными служащими) при осуществлении служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей и функций);
· при возникновении административно-правового спора применяется как административный, так и судебный порядок его рассмотрения или урегулирования. Оба способа разрешения административных дел (административного конфликта, административно-правового спора) применяются с соблюдением установленных в соответствующих нормативных правовых актах процедур, производств, принципов и гарантий. В настоящее время административное судопроизводство в России осуществляется судьями соответствующих судов Российской Федерации (например, арбитражных судов, судов общей юрисдикции, военных судов, мировыми судьями).
Административное право представляет собой систему правовых норм, которые:
1. определяют порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (например, принятие административных актов, заключение административных договоров);
2. создают гарантии судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (нормативных правовых актов) и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих посредством административного судопроизводства, осуществляемого судами обшей юрисдикции, арбитражными и военными судами;
3. устанавливают многочисленные административно-правовые режимы, обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность;
4. определяют виды административного принуждения за неисполнение должностных обязанностей
5. обеспечивают права, свободы и законные интересы как граждан, так и юридических лиц.
Термины «административное законодательство» и «административно-процессуальное законодательство» встречаются в тексте Конституции РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72).
Виды управленческих отношений между:
· субъектами исполнительной власти, один из которых подчинен другому, и при этом они находятся на различных организационно-правовых уровнях;
· субъектами исполнительной власти, которые не подчинены друг другу и находятся на одном и том же организационно- правовом уровне;
· органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
· субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями, концернами, объединениями, учреждениями;
· органами исполнительной власти, осуществляющими функции надведомственного характера (стандартизация, статистика, метрология, сертификация, государственная отчетность, контроль и надзор), и государственными предприятиями;
· субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
· субъектами исполнительной власти и коммерческими и некоммерческими организациями;
· исполнительными органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями;
· исполнительными органами местного самоуправления и коммерческими и некоммерческими организациями;
· исполнительными органами местного самоуправления и общественными объединениями;
· органами исполнительной власти и гражданами;
· исполнительными органами местного самоуправления и гражданами.