Понятие и виды социального регулирования

ГЛАВА XI

ДЕЙСТВИЕ ПРАВА

Понятие правовой системы

Право, как уже неоднократно отмечалось, представляет собой сложный феномен, состоящий из нескольких взаимосвязанных эле­ментов — общезначимых и общеобязательных правовых норм и воз­никающих на их основе правовых отношений, т. е. право представ­ляет собой целостность,систему.

Эйдетический смысл права предполагает не только наличие самого правила поведения, но, конечно же, и субъекта, которому это правило адресуется и которым оно интерпретируется как правовое. Как уже отмечалось, право не может существовать бессубъектно. Если представить себе гипотетический случай, когда на Земле ис­чезнут все люди, то Земля (то, что обозначается этим словом) все равно останется; ее существование как материального объекта не зависит от наличия или отсутствия воспринимающего ее субъекта. Подобная ситуация применительно к праву исключена, так как бытие права и его действие возможно только через субъектов, а недействую­щее право (не знающее правовых отношений) не есть право по сво­ему смыслу: это может быть то, что когда-то было правом, или то, что может стать правом, если будет действовать. Поэтому право пред­полагает наличиевоспринимающих право субъектов, которые од­новременно являются иносителями принадлежащих им прав и обя­занностей, и ихинтерпретаторами.

Следовательно, субъективные права и обязанности не есть просто «рефлекс», отражение «объективного права» (правовых текстов), а ос­новной элемент системы права. Коммуникативная связь «субъективно­го» и «объективного» в праве позволяет трактовать его как основанное


17-1351



ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

на социально признанных нормах поведение субъектов, реализующих своиправа и обязанности. Право, таким образом, возникает «внутри» правовой коммуникации как еерезультативная часть. Право пред­стает как интерсубъективное явление, т. е. как нормативные правовые отношения, выраженные в форме прав и обязанностей и реализуемые в поведении. Но эти отношения возникаютмежду субъектами.

На данном (эйдетическом) уровне системных связей вне права, понимаемого как система, оказываются сами субъекты как носители пра­вового сознания, правовой культуры и участники актов правовой комму­никации, первичные правовые тексты и способы их легитимации, т. е. все то, что относится к системе иного уровня —правовой системе.

Таким образом,от системы права следует отличатьправовую систему и правовую действительность.

Подправовой действительностью понимается не только дейст­вительность самого права, но и всех явлений, так или иначе связанных с правом, включая правовую патологию, например, правонарушения. Правовая действительность — это интерсубъективная социальная действительность, взятая в особом ракурсе. Эторакурс жизненного мира права, мира «опривыченного», в котором экзистенциально укоренен каждый правовой субъект и в котором создаютсяправовые смыслы и правовые интерпретации.

Правовая система представляет собой явление, интеллекту­ально вычлененное из правовой действительности, и включает в себя не все правовые феномены, а лишь те, которыенепосредственно взаимодействуют с социальным субъектом (членами общества), обеспечивая возможностьсоциальной объективации и легитимации правовых текстов конкретного общества.

Рассмотренная таким образомправовая система включает в себя: 1)все правовые тексты, 2) интерпретирующих правовые тек­стысубъектов, а также 3)средства правовой легитимации (в том числеинтертексты культуры, общественное правосознание, со­циальные коммуникации) и собственно 4)право (т. е. правовые нор­мы и правовые отношения,систему права). Правовая системапредстает каксистема правовых коммуникаций в их правообразу-ющей целостности.

Необходимо отметить, что в отечественной теории права в ка­честве элементов правовой системы обычно выделяются: 1) система

Глава XI. Действиеправа

права (понимаемая как система норм права, структурированных по отраслям права), 2) правовая идеология как наиболее важный эле­мент общественного правового сознания, 3) юридическая практика (С. С. Алексеев, В. Н. Синюков и др.).

Правовая система понимается, таким образом, как понятие более широкое, чем система права. Правовая культура в целом и об­щественное правосознание в частности оказывают самое непосред­ственное влияние на социальную интерпретацию права как явления ценностного и на егоинституционализацию в рамках социальной системы. Под институционализацией права в данном случае следует понимать сам процесс становления права как устойчивого комплекса норм, определяющих права и обязанности субъектов на основе их социальной легитимации и тем самым определяющих их (субъек­тов) взаимообусловленное поведение какправовую коммуникацию.Легитимация же права как системы осуществляется и черезпервич­ные правовые тексты, которые могут формироваться спонтанно (например, правовой обычай) либо путем целенаправленной деятель­ности социального субъекта (например, законы или судебный пре­цедент), и черезвторичные правовые тексты, формирующиеся в ходе реализации прав и обязанностей субъектов, т. е. в ходе юриди­ческой практики. В свою очередь первичные правовые тексты леги­тимируются при помощи иных правовых, а также политических, религиозных, нравственных, идеологических и других текстов. По­скольку сама культура может быть интерпретирована как совокуп­ность текстов (Ю. М. Лотман), то можно сказать, что тексты легити­мируют тексты, представляя собой единыйинтертекст.

Сказанное позволяет трактовать правовую систему как целост­ность правовых коммуникаций, включающую два блока —инфор­мационный и деятельностный, функционирующие в рамках еди­ного пространства правовых коммуникаций.'Этим определяется

' Ср.: «Единство правового пространства можно обеспечить, лишь опираясь на достижения правовой коммуникативистики. Поскольку нормы права могут су­ществовать только в связи с поведением людей, пространственная (территориаль­ная) составляющая данного понятия большой роли не играет. Основное внимание следует сосредоточить на субъектном анализе данной категории... Центральным элементом системы права, правовой системы и правового пространства, безусловно, является человек во всей сложной системе коммуникативных связей» {Козюк М. Н. Правовое пространство и правовые коммуникации // Новая правовая мысль. Научно-аналитический журнал. 2002. № 1. С. 26).

"• 259

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

и смысл такой конструкции, как «механизм действия права», который может быть раскрыт только в рамках правовой системы. Правовая система естьсинергетическая система, которая развивается нели­нейно и получает свой «продукт» — право — лишь на «выходе» си­стемы как результат согласованного взаимодействия всех элементов, среди которых тексты государственных законов занимают важное, но не исключающее значимость других элементов положение.

Еслисистема права, отражающая его онтологический статус, всегда содержит одни и те же элементы (общезначимые и общеобя­зательные правовые нормы и межсубъектные правоотношения) и в этом смысле одна и та же в разных обществах, топравовые системыполностью зависят от социокультурных условий и могут существенно отличаться друг от друга. Наиболее типичные, «родственные», пра­вовые системы в наукесравнительного правоведения объединяют в«правовые семьи», среди которых выделяютроманс-германскую, англосаксонскую и мусульманскую правовые семьи. Основные различия между правовыми семьями как раз и будут заключаться в спецификеправовых текстов (текстуальных источников права), в спецификеправого сознания общества, из которого, в частности, вытекаютспособы и формы правовой легитимации текстов, в спе­цифике типизированныхправовых взаимодействий.

Понятие действия права

Понятие действия права в науке понимается по-разному и за­висит от понимания самого права. Для сторонников интерпретации права как некой справедливой идеи, или естественных прирожденных прав человека, т. е.для различных вариантовюснатурализма, про­блема действия праване актуальна. Приписывание естественному праву таких свойств, как совершенство, неизменность, независимость от сознания и деятельности субъектов, исключает постановку воп­роса о его действии: оно существует всегда и везде, независимо от того, догадывается ли кто-либо о его существовании. Даже если че­ловеческий разум откроет объективное содержание естественного права, оно предстанет в сознании субъекта в виде идеала, который в принципе не может быть осуществлен в повседневной практике пра­вового общения, а это и есть «место» действия права.

Глава XI. Действие права

Проблема действия права может иметь значение только для тех вариантов правопонимания, которые признают возможность возник­новения и развития права, т. е. для социологического правопонимания и для правового этатизма. В правовом этатизме действие права сво­дится кдействию нормативно-правовых актов, прежде всего за­конов. «Действие» в данном случае означает лишь метафору, так как под ним понимается наличие у нормативно-правового актаюриди­ческой силы, позволяющей считать его обязательным для всех субъектов, которым этот акт адресуется с определенного момента времени в определенных территориальных границах.

Проблема жесоциального действия права впервые была по­ставлена и получила определенное разрешение в рамках социологи­ческого типа правопонимания, для представителей которого только «живое», т. е. воплощающееся в правовых отношениях, право и было подлинным правом. Однако существенным недостатком социологи­ческой интерпретации действия права следует признать отсутствие внимания к субъекту — центру правовой активности, благодаря ин­теллектуально-эмоциональным и волевым усилиям которого право и действует в обществе.

В рамках коммуникативного подхода действие права раскры­вается через понятие правовой системы и означаетсистемное функ­ционирование права, т. е. непрерывный процесс возникновения, изменения, прекращения и нового возникновениямежличностных правовых коммуникаций.

Действие права всегда предполагаетдеятеля и возможно только черездеятеля. За так называемым действием права всегда стоит субъект. Поэтому действие права имеет место тогда, когда существую­щиеправовые тексты в результатеинформационно-ценностного воздействия интерпретируются и легитимируются социальными субъектами как побудительные,«порождающие» субъективные права и обязанности и вызывающие нормативныеправовые от­ношения, т. е. пассивное или активное правовое поведение в соот­ветствии с имеющимися правами и обязанностями.

Правовые нормы нельзя понимать как нормы, не действующие в тот или иной момент времени. По своей природе правовые нормы естьрезультат информационно-ценностного и функционально-побудительного воздействия первичных и вторичных правовых

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

текстов на субъектов, и онивсегда действуют в рамках социальной системы. Это значит, что они как результат интерпретации конкретных правовых текстов в качестве общезначимых и общеобязательных (т. е. легитимных) сопряжены с соответствующими интеллектуально-эмо­циональными представлениями и, конституируя права и обязанности субъектов, определяют их правовое поведение. Причем через тек­стуальное осмысление этого поведения правовые нормы получают свое подлинное правовое значение. В этом смысле само выражение «действующее право» есть плеоназм, так как «недействующего пра­ва», в строгом смысле слова, быть не может.

В рамках правовой системы функционирует как государственное, так и социальное право. Отношения между этими двумя подсисте­мами достаточно сложные и многомерные. Они вовсе не обязательно представляют собой соподчинение, когда социальное право «подчиня­ется» праву государственному и ни в чем не может ему противоречить. В нормальном состоянии их можно характеризовать какдиалоги­ческие. По-видимому, следует вообще отказаться от представлений о праве как о непротиворечивой, бесконфликтной по своей природе системе норм с четкими и обозримыми границами. Рассмотренное не в структурном, а в функциональном аспекте право представляет собойпостоянно становящуюся плюралистическую коммуника­тивную систему, все содержание которойрационально не охва­тываемо. Одним из инструментов ее полностью непредсказуемого развития2 являетсяправовой конфликт.

Правовой конфликт

Правовой конфликт является разновидностью социального кон­фликта и тесно связан с понятием социальной и правовой коммуника­ции. Человеческий социальный мир всегда стремится к непрерывности процесса своего самовоспроизводства как коммуникативного един­ства. Вне этого условия само существование человеческого обще­ства невозможно. Конфликт в зависимости от степени его развитости

2 Как уже отмечалось, научным направлением, обосновывающим нелиней­ное, не прогнозируемое в полной мере развитие сложных социальных систем, явля­етсясинергетика. Синергетический подход позволяет глубже понять специфику коммуникативно-правовых процессов, характеризующих действие права.

ГлаваXI, Действие права

и остроты может быть охарактеризован и какпомеха в коммуникации,и какпричина ее разрыва. Социальный конфликт можно опреде­лить какпсихическую и (или)физическую борьбу за изменение параметров социальной коммуникации или за сохранение ее статус-кво.

Конфликт всегда выражается в социально значимом поведении. Если целью коммуникации является консенсус, то конфликт указы­вает на его отсутствие и на активную деятельность по достижению коммуникативного единства, не считаясь с аргументами противостоя­щей стороны. Тем не менее действия сторон в социальном конфликте всегда «нацелены» на установление новых параметров коммуникации или на подтверждение старых.Этим социальный конфликт отли­чается от любых асоциальных действий, которыеносят деструк­тивный характер и не предполагают своей цельюкоммуникацию(например, взаимное физическое истребление). Иными словами, конфликт всегда предполагает какой-либо вариант его комму­никативного разрешения.

Осмыслению проблематики социального конфликта может помочь взгляд на его природу и способы разрешения, представленный в работах У. Р. Матураны и Ф. X. Варелы. Он сформулирован в рамкахкоммуникативного подхода, но ин­тересен тем, что опирается набиологические предпосылки человеческой ком­муникации. Ученые, в частности, писали: «Если мы знаем, что наш мир с необхо­димостью есть мир, который мы создаем вместе с другими, то всякий раз, когда мы вступаем в конфликт с другим человеком, с которым хотим продолжать сущест-вование, мы не можем утверждать, что именно для нас сохраняет определенность (остается абсолютной истиной), ибо это означало бы отрицание другого человека. Если мы хотим сосуществовать с другим человеком, то должны признать, что его определенность (сколь бы нежелательной она ни была для нас) столь же законна и реальна, как и наша собственная, потому что его реальность, как и наша собственная, выражает сохранение им структурной сопряженности и области существования, сколь бы нежелательным это для нас ни выглядело. Следовательно, единственная возможность для сосуществования состоит в выборе более широкой перспективы, области существования, в которой обе стороны находят себе место, порождая со­вместными усилиями общий мир. Конфликт всегда является взаимным отрицанием. Он никогда не может быть разрешен в той области, где возник, если его участники занимают "вполне определенную" позицию. Конфликт может быть устранен, только если мы переходим в другую область, где возможно сосуществование. Знание этого знания составляет социальный императив антропоцентристской этики».3

3 Матурана У. Р., Варела Ф. X. Древо познания. М., 2001. С. 21&-217.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Правовая коммуникация чревата конфликтами. Само правомочие, выражающее суть права, есть определенное притязание, требование к окружающим совершить или, наоборот, не совершать определенных действий. Другими словами, это есть требование исполнения правовых обязанностей. В отличие от морали, которая основывается на само-обязывании, право воздействует на волю других субъектов,психи­чески принуждая к определенному поведению. Определить же границы субъективных прав и разграничить законные интересы разных субъектов исключительно рационально-нормативным путем в реальной жизни невозможно ввиду разнообразия жизненных ситуаций, в ко­торых они возникают и реализуются, порождая конфликты интер­претаций. Поэтомуборьба за право (конфликтная по своей природе) является необходимым моментом, характеризующим функциониро­вание правовой системы каждого конкретного общества.

Правовые нормы и правовые отношения в правовой системе могут быть охарактеризованы как«сильные» и как «слабые». Ста­новящаяся правовая система означает постоянный процесс возник­новения, «умирания» и миграции норм и отношений. «Слабые» пра­вовые нормы — это нормы, только что «родившиеся». Зачастую они существуют в конфликтной среде и постоянно находятся в процессе социальной адаптации. Такие правовые нормы, как правило, не имеют 1 четких структурных элементов и поддерживаются процедурой само- |„ защиты. «Сильные» правовые нормы очень часто имеют поддержку государства. Они быстрее других проходят процедуру легитимации и за счет формализованной структуры менее других задействованы в правовых конфликтах.

Правовой конфликт может возникать между субъектами, опи­рающимися на правовые тексты разных подсистем, например, на тексты государственного и социального права; или на одни и те же тексты, но по-разному интерпретируемые субъектами; а также может возникать в случае сознательного нарушения какими-либо субъек­тами правовых норм. Противоречия между различными правовыми текстами или правовыми нормами в литературе называютправо­выми коллизиями.

Разрешаются такие конфликты как через правовые процедуры, так и через социальный выбор между двумя конфликтующими текстами и отнюдь не обязательно выбор делается в пользу права официального,

264 •

ГлаваXI. Действие права

за которым стоит принудительная государственная власть. Если со­циальная ценность текстуальной нормы официального права ниже, то она или не получает правового значения вовсе, или с течением времени перестает функционировать, применяться и теряет правовой характер. Правовое значение нормы вообще зависит от того, в какой мере могут быть реализованы предоставляемые ею правомочия и обязанности. Если же удается «перекрыть» действие конкурирующей нормы, то тем самым утверждается социальная ценность реально действующей правовой нормы. Возможны и такие ситуации, когда действуют одновременно две конкурирующие нормы и разрешение такого конфликта становится делом времени.

Развитие правовой системы через юридический конфликт субъективно зависит от желания и способностей со стороны заинте­ресованных социальных групп вести «борьбу за право», о которой (в несколько другом аспекте) говорил Р. Иеринг,4 а объективной — от наличия или отсутствия социокультурных обстоятельств, воздейст­вующих на поведение субъектов.

Понятие и виды социального регулирования

Действие права тесно связано с социальным и соответственно правовым регулированием, которое является его содержательной стороной.Социальное регулирование — этоцеленаправленное воздействие на поведение людей, т. е. такое воздействие, которое упорядочивает человеческое поведение, подчиняет его определен­ному образцу.

Подповедением в науке принято понимать присущее живым существамвзаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активносгь и ориентацию по отношению к этой среде. Близка к данному определению и трактовка человеческого поведения (актов деятельности человека) каквсех видов реакций человека на те или иные потребности, откуда бы они ни исходили.Но подобная трактовка недостаточна для определениясоциальногочеловеческого поведения.

4 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1874.


1S-1351



ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспри­нимать, хранить и преобразовыватьинформацию, используя ее с целью самосохранения и приспособления к условиям своего сущест­вования. Но только в социальном человеческом поведении возникает проблема егосмысла и ценности.

Ценностные аспекты поведения выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характерпоступка, т. е. личностно значимого акта, в котором воплощается определеннаясоциальная ценность. Можно сказать, что поступок есть демонстрация призна­ваемых субъектом ценностей. В реальном поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты на­ходятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психи­ческих факторов наиболее рельефно выражается в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях по­ведения. Таким образом, социальное поведение всегда осуществля­ется в контексте Другого и имеет коммуникативные «корни».

У поведения нет противоположности. Это означает, что нет такого состояния, какнеповедение, человекне может себя никак не вести. Как отмечается в литературе, «все поведение... имеет цен­ность сообщения, т. е. является коммуникацией... из этого следует, что, как бы человек ни старался, он не сможет не общаться. Деятель­ность и бездействие, слова или молчание — все имеет ценность со­общения: они оказывают влияние на других, и эти другие, в свою очередь, не могут не ответить на эти коммуникации и, таким образом, сами общаются. Не вызывает сомнения, что молчание или игнори­рование других не является исключением из доказанного. И человек за переполненной стойкой во время ленча, который смотрит только прямо перед собой, и пассажир самолета, сидящий с закрытыми гла­зами, сообщают, что не хотят говорить с кем бы то ни было, и соседи обычно "получают сообщение" и соответственно реагируют, оставляя их в покое. Очевидно, что это является таким же внутренним обменом коммуникацией, как и оживленная дискуссия...».5

5 Вацлавик. П., БивинД., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуни­каций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. М., 2000. С.43-44.

ГлаваXI. Действиеправа

В свете изложенного очевидно, чтоповедение в праве нельзя понимать упрощенно. Оно может проявляться не только вовнешних телесных движениях, но и в такихактах коммуникации, какпри­знание илинепризнание правовых норм. Например, распростране­ние действия нормы на новые отношения, признание сделки недей­ствительной, а договора розничной купли-продажи — заключенным в надлежащей форме, наконец, сама легитимация правовых тек­стов — также требуют соответствующего поведения субъекта, вы­раженного не только во внешних, но и вовнутренних актах.

Посколькуповедение человека выражается вактах, т. е. в дейст­вии, необходимо остановиться и на этом понятии. Определение дейст­вия, адекватное целям коммуникативной правовой теории, дано еще М. Вебером: «"Действием" мы называем действие человека (неза­висимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. "Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориенти­руется на него».6

В современной философии феноменологической ориентации теория действия как явления коммуникативного по своей направленности дополняется важными моментами. Вот что об этом пишет Э. Агацци (профессор Фрибурского универси­тета в Швейцарии): «.. .Каждое человеческое действие связано с наличием некото­рого "как должно быть". Во избежание недоразумений сразу отметим, что отнюдь не все, что делает человек, является собственно "человеческим действием". На­пример, когда мы едим, дышим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от тех, какие совершают животные. Но в соб­ственно "человеческих действиях", как бы просты они ни были (не говоря уже о таких высоких уровнях, как моральные действия), обязательно наличествует это самое "как должно быть", пронизывающее таким образом всю сложную иерархию человеческой деятельности сверху донизу. Ремесленник, делающий, скажем, табу­ретку, уже заранее знает, какой она "должна быть", и когда его работа окончена, он оценивает ее результат как более или менее хороший... Назовем такие действия

операциями.

Другие человеческие действия не имеют целью изготовление какого-либо предмета как такового, и в таких случаях "как должно быть"... скорее относится к способу, каким осуществляются эти действия: речь, письмо, танец, рисование,

6 ВеберМ. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-603.


is'



ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

рассуждение — примеры таких действий, которые мыназовем исполнениями(к та­ким действиям обычно применимы характеристики "хорошо" или "плохо").

Наконец, многие человеческие действия считаются "хорошими" или "пло­хими" не потому, что они дают в результате "хороший" или "плохой" предмет, и не потому, что они "плохо" или "хорошо" исполняются, а потому, что они совпадают с некоторыми идеальными образцами, которые, как принято полагать, непосред­ственно соотносятся с такими действиями. Это типично для моральных действий, которые здесь мы назовем действиями в строгом смысле.

Конечно, такие различения делаются исключительно в целях анализа, и нам никогда не следует забывать, что большинство человеческих действий соединяют в себе названные характеристики, которые, правда, играют в таких действиях нео­динаковую роль.

Теперь... мы имеем право назвать ценностью некоторое совершенство, иде­альную модель, некое "как должно быть", то, что направляет любое человеческое действие... Короче,человеческие действия подлежат оценочным суждениям потому, что они ценностно-ориентированны (выделено нами. —Авт.)»1

Таким образом, социальное поведение имеет коммуникативную направленность, являет собой определенный смысл и этот смысл соотносится с существующими социальными ценностями. Различные поведенческие акты (внутренние и внешние) складываются в общест­венные отношения, которые могут носить материальный и духовный характер, быть случайными и закономерными, индивидуальными и групповыми (коллективными). Такие поведенческие акты могут пред­ставать в виде определенных «естественных» стереотипов поведения, возникающих на основе социальных и биологических предпосылок, а могут носить творческий характер, быть результатом сознательного целеполагания на основе определенных нормативно-ценностных установок.

Социальное регулирование может бытьавтономным и гете­рономным.

Автономное (греч. autos — сам; nomos — закон)регулированиеесть саморегулирование. Оно имеет место тогда, когда субъект сам уста­навливает для себя правила (индивидуальные нормы) и следует им (де­лает по утрам зарядку, чистит зубы, выполняет моральные обязательства).

Гетерономное (греч. heteros — иной; nomos — закон)регулирова­ние является внешним по отношению к человеку. В этом случае субъект подчиняется правилам, которые не сам для себя установил, а которые

7 Azaifiiu Э. Человек как предмет философии//Вопросы философии. 1989.

№2. С. 26-27.

Глава XI. Действие права

уже существуют в обществе в качестве общеобязательных правил. Та­кое регулирование может быть как «стихийным», так и сознательным. В первом случае субъект подчиняется нормам, возникновение которых не связано с каким-либо конкретным субъектом. Такую регулятивную роль выполняют нормы нравственности, некоторые религиозные нормы, обычаи и др. Сознательное регулирование связано с установ­лением каких-либо обязательных правил определенными субъектами.

«Стихийное» регулирование также можно трактовать как само­регулирование (самоорганизацию) на уровне общества. Однако сле­дует иметь в виду, что любое регулированиекоммуникативно, а сле­довательно,синергийно. Это означает наличие в любой социальной системе процедуры селекции, отбора поступающей извне информа­ции на ее соответствие внутренним параметрам системы. Только в случае положительной реакции возможен сам процесс регулирования.

Существуют различные способы социального регулирования. В частности, можно выделитьнормативное и ненормативное ре­гулирование.

Нормативное регулирование осуществляется на основе норм, под которыми понимают разнообразные легитимно объективированные правила поведенияобщего и индивидуального характера.8

Ненормативное регулирование в полном смысле является «ненормальным», т. е. не определяемым нормами. Оно основывается на не имеющих легитимности, и в этом смысле произвольных, ин­дивидуальных предписаниях, психически или физически принуж­дающих субъекта к определенным действиям.

§ 5. Правовое регулирование:

Наши рекомендации