Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней редакции ее текста. В ней выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве составной части включался Федеративный Договор.

В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) первый раздел называется "Основы конституционного строя" (в прежней Конституции он назывался "Основы общественного строя и политики", что представляет собой не простую замену терминов "общественный" на "конституционный", а качественное изменение характеристики строя);

2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 г. существовал раздел четвертый "Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания", причем Советы рассматривались как антипод парламенту);

3) перечень глав об органах государственной власти открывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя глава именовалась "Правосудие, прокурорский надзор", что не определяло суд как орган государственной власти);

5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);

7) название главы "Права и свободы человека и гражданина" показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел "Государство и личность").

Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Конституции и отпала необходимость его включения в качестве составной ее части.

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от Конституции 1978 г. является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции "Заключительные и переходные положения" в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел - явление нередкое.

В разделе втором Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой.

Положения второго раздела - действующие нормы. Содержащиеся в них предписания применяются при решении многих правовых ситуаций. Так, в силу действия пункта 5 раздела второго Конституции, предусматривающего, что судьи Конституционного Суда сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, на судей, назначенных до Конституции 1993 г. (не Советом Федерации) не распространилось изменение Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" о снятии нормы о верхнем возрастном сроке. Ранее они назначались на срок до 65 лет. Один из пунктов Заключительных и переходных положений был предметом толкования Конституционного Суда (п. 3), что лишний раз подчеркивает работающий характер норм этого раздела Конституции.

Наши рекомендации