Пример творческого задания

1. Изучить постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 г. № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» и ответить на следующие вопросы:

  • Какие обстоятельства препятствуют разбирательству уголовного дела в особом порядке?
  • В какой период времени по делам частного обвинения может быть заявлено ходатайство об особом порядке судебного разбирательства?
  • Какие обстоятельства могут быть исследованы в ходе судебного заседания в особом порядке?
  • Можно ли исследовать дополнительно представленные материалы, а также допрашивать свидетелей в особом порядке судебного разбирательства. Если можно, то по каким обстоятельствам?
  • Допустимо ли рассмотрение уголовных дел в особом порядке без подсудимого, его защитника, государственного или частного обвинителя?

2. Сравнить особый порядок судебного разбирательства, предусмотренный УПК РФ, и институт сделки о признании вины, существующий в рядке зарубежных государств (для обсуждения на практическом занятии).[3]

3. Выявить достоинства и недостатки особого порядка судебного разбирательства уголовных дел (для обсуждения на практическом занятии).

Часа

План:

1. Общая характеристика судебного разбирательства у мирового судьи по уголовным делам частного обвинения.

2. Особенности возбуждения уголовного дела и подготовки его к слушанию в судебном порядке.

3. Особенности рассмотрения уголовного дела мировым судьей в судебном заседании.

4. Приговор мирового судьи. Постановление мирового судьи.

5. Обжалование решений мирового судьи.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Пример творческого задания

Проведите сравнительно-правовой анализ норм, регулирующих производство у мирового судьи и в федеральном суде.

Примеры задач

Возможно по выбору преподавателя решение задач из практикума «Уголовно - процессуальное право Российской Федерации. Практикум». «Норма», М., 2009. С. 280-282.

Часа

План:

1. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. Разграничение компетенции между председательствующим судьей и присяжными заседателями. Вопросы вины, виновности и наказания.

2. Особенности предварительного слушания при рассмотрении уголовного дела судом присяжных заседателей. Конституционное право обвиняемого на суд присяжных.

3. Составление предварительного списка присяжных заседателей.

4. Особенности подготовительной части судебного разбирательства. Этапы формирования коллегии присяжных заседателей. Тенденциозность коллегии. Права и обязанности присяжных заседателей.

5. Особенности судебного следствия в суде присяжных.

6. Особенности прений сторон и последнего слова подсудимого в суде присяжных.

7. Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Содержание вопросного листа.

8. Напутственное слово председательствующего. Возражения сторон на напутственное слово.

9. Вердикт присяжных заседателей: его понятие и значение. Порядок вынесения и провозглашения вердикта.

10. Действия председательствующего после провозглашение вердикта. Обсуждение последствий вердикта.

11. Виды решений, принимаемых председательствующим в суде присяжных. Соотношение вердикта и приговора.

12. Особенности изложения приговора в суде присяжных. Пределы его обжалования.

На занятиях рекомендуется проведение деловой игры «Суд присяжных». Студенты играют все процессуальные роли: председательствующего, сторон, свидетелей. Преподаватель предоставляет студентам материалы игрового дела, разрабатывает для проведения игры инструкции для участников.

Модельные задания для подготовки к практическим занятиям:

1. Изучить постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» от 22.11.2005 г. № 23.

2. Найти и изучить решения Верховного Суда РФ, касающиеся рассмотрения уголовных дел судом с участием присяжных заседателей. Выявить нарушения, допускаемые участниками процесса в различных частях судебного разбирательства, и определить правовые последствия этих нарушений.

3. Согласно заранее распределенным ролям изучить материалы розданного преподавателем уголовного дела и подготовиться к деловой игре.

4. Возможно по выбору преподавателя решение задач из практикума «Уголовно - процессуальное право Российской Федерации. Практикум». «Норма», М., 2009. С. 283-306.

Наши рекомендации