Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права
В последние годы вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. Это связано с рядом причин объективного характера: распад СССР и появление на его территории независимых государств; многократное усиление миграции населения, включая свободный выезд из Российской Федерации граждан Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства; развитие деловых и личных контактов российских граждан с иностранными гражданами. Следствием перечисленных обстоятельств стал значительный рост числа браков российских граждан с иностранными гражданами, увеличение случаев разного гражданства членов семьи, то есть возникают разнообразные семейные отношения с участием иностранного (международного) элемента (заключение брака, расторжение брака, признание брака недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, имущественные отношения между родителями и детьми и др.).
В международном частном праве отношениями с иностранным элементом называют отношения, в которых участвуют лица, являющиеся гражданами иностранных государств (например: заключение брачного договора или соглашения об уплате алиментов супругами, не имеющими общего гражданства). Иностранный элемент в семейных отношениях имеет место и в том случае, если юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение правоотношения, имел место за границей (например: заключение или расторжение брака между гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации)[705].
При наличии в семейных отношениях иностранного элемента возникает вопрос о том, право какого государства подлежит применению и органы какого государства компетентны принимать решения по тем или иным вопросам, вытекающим из таких семейных отношений. Указанные проблемы относятся к сфере международного частного права. Основу международного частного права составляют так называемые коллизионные нормы, указывающие на то, какое законодательство подлежит применению, и не содержащие прямого ответа, прямого предписания о том, как нужно решить тот или иной вопрос. Коллизионные нормы содержатся в различных источниках. Прежде всего, это внутреннее законодательство Российской Федерации. Так, в Семейном кодексе имеется специальный раздел, состоящий из коллизионных норм. Коллизионные нормы также содержатся в международных договорах Российской Федерации с другими государствами.
Распространенность семейных отношений, осложненных иностранным элементом, создало проблему разрешения противоречий между семейным законодательством Российской Федерации, и других государств, граждане которых все чаще стали попадать в сферу действия российского семейного права, что потребовало соответственно надежных гарантий их прав в семейных отношениях на территории Российской Федерации. С другой стороны, не менее важной являлась задача соблюдения законных прав и интересов и граждан РФ в семейных отношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, особенно детей (при усыновлении детей — граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, регулировании алиментных обязательств родителей и детей и т. п.). В этой связи назрела и необходимость принципиального изменения подхода к возможности применения норм иностранного семейного права в регулировании семейных отношений, поскольку существовавшее ранее отрицательное отношение к этому вопросу во многих случаях вело к ущемлению прав и интересов как российских, так и иностранных граждан.
С принятием Семейного кодекса эти проблемы были в основном решены, а, кроме того, устранены пробелы, имевшие место в ранее действовавшем законодательстве. В разделе VII СК «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства» предусмотрены основания и условия применения семейного законодательства Российской Федерации и норм иностранного семейного права к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства, а также к семейным отношениям только российских граждан, если эти отношения связаны с территорией иностранного государства.
В этой связи представляется необходимым уточнить, что под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с конкретным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, а гражданин — это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству[706]. Иностранными гражданами, о которых идет речь в разделе VII СК, являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, принадлежность которых к гражданству другого государства подтверждается соответствующим документом (как правило, национальным паспортом). Статья 62 Конституции российской Федерации допускает возможность приобретения гражданами Российской Федерации одновременно и гражданства иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При таких обстоятельствах гражданин — обладатель двух гражданств формально обязан исполнять законодательство обоих государств, гражданство которых он имеет. Как гласит п. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации: «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Данное правило соответствует требованиям международной Конвенции 1930 г. о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, согласно которым лицо с двойным гражданством может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин без каких-либо ограничений[707]. Возможность двойного гражданства предусмотрена и Законом РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948 «О гражданстве Российской Федерации « (с последующими изменениями и дополнениями)[708].
К лицам без гражданства относятся лица, не имеющие гражданства не только Российской Федерации, но и доказательств принадлежности к гражданству иных стран. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российская Федерация стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. В соответствии со ст. 7 Закона о гражданстве РФ наше государство поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства[709].
Отличительной чертой содержащихся в разделе VII СК коллизионных норм (то есть норм, указывающих, право какого государства подлежит применению к семейным отношениям с иностранным элементом, в частности, с участием иностранных граждан и лиц без гражданства) является разрешение в отличие от КоБС возможности применения к семейным отношениям иностранного права в зависимости от гражданства участника семейного отношения или от места его жительства (в Российской Федерации или за пределами Российской Федерации), что подчеркивает прогрессивные тенденции в развитии российского права. В то же время приоритет применения отечественного семейного законодательства к семейным отношениям на территории Российской Федерации по принципиальным вопросам в целом сохранен (форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации — п. 1 ст. 156 СК; порядок и основания расторжения брака на территории Российской Федерации — п. 1 ст. 160 СК; порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации — п. 2 ст. 162 СК; порядок и условия усыновления ребенка — гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации — п. 1 ст. 165 СК). В ряде случаев закон оставляет выбор подлежащего применению законодательства на усмотрение сторон (п. 2 ст. 161 СК).
В СК не содержится специальной нормы о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России в брачно-семейных отношениях (как это было ранее в ст. 160 КоБС). Это объясняется тем, что их правовое положение определено Конституцией Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ. Действие Конституции Российской Федерации и федерального законодательства распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, за отдельными исключениями, специально оговоренными законом, то есть для них установлен национальный режим независимо от места постоянного проживания (в Российской Федерации или за границей). В части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства до сих пор регламентируется Законом СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР»[710].
Таким образом, в соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации национальным режимом в семейных отношениях. Они обладают такой же правоспособностью и дееспособностью в семейных отношениях, как и граждане Российской Федерации (то есть могут вступать в брак, расторгать брак, иметь родительские права и обязанности и т. п.), за некоторыми исключениями. Так, п. 4 ст. 124 СК (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ) предусматривает дополнительные условия для усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Важной составной частью семейного законодательства Российской Федерации являются международные договоры Российской Федерации с другими государствами (например, договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданскими, семейным и уголовным делам с Республикой Молдова, Азербайджанской Республикой, Литовской Республикой, Латвийской Республикой и др.). Особое место среди международных договоров Российской Федерации по вопросам регулирования семейных отношений занимает Конвенция стран — участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[711].
С учетом некоторых различий в содержании коллизионных норм СК и перечисленных международных договоров Российской Федерации необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 6 СК приоритет отдается нормам международного договора.
Анализ норм российского законодательства в области коллизионного семейного права показывает, что они развиваются в направлении кодификации и расширения сферы правового регулирования[712].
Конкретное содержание норм СК, регулирующих семейные отношения с участием иностранных лиц и лиц без гражданства (брак и развод; личные неимущественные и имущественные отношения супругов; личные неимущественные и имущественные отношения родителей и детей и других членов семьи; установление содержания норм иностранного семейного права и ограничение его применения), рассматривается в последующих параграфах данной главы.