Предварительное расследование уголовных дел о применении принудительных мер медицинского характера

Предварительное расследование уголовных дел о приме­нении принудительных мер медицинского характера имеет ряд особенностей.

Уголовные дела о применении принудительных мер ме­дицинского характера расследуются только в форме пред­варительного следствия (ч. 1 ст. 434 УПК). Определение конкретного органа предварительного следствия произво­дится с помощью предметного признака.

Предмет доказывания по делам об общественно-опасных деяниях, совершенных лицами, нуждающимися в применении принудительных мер медицинского характера

По данной категории уголовных дел самостоятельный характер носит предмет доказывания (ст. 434 УПК). Обя­зательному установлению подлежат: время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния; совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным ли­цом; характер и размер 'вреда, причиненного деянием; на­личие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент со­вершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу; связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им сущест­венного вреда. Установление перечисленных обстоятельств дает суду возможность решить вопрос о применении к лицу принудительной меры медицинского характера.

Назначение и производство судебной экспертизы, помещение в психиатрический стационар

В соответствий с п. 3 ст. 196 УПК для определения пси­хического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда воз­никает сомнение по поводу их вменяемости, обязательно на­значение экспертизы, в данном случае психиатрической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Прове­дение психиатрических экспертиз поручается специализиро­ванным учреждениям с психиатрическими стационарами.

Если необходимость помещения в психиатрический ста­ционар возникает в отношении лица, не содержащегося под стражей, то оно может быть помещено в него только по су­дебному решению. Такое решение принимается судьей в су­дебном заседании в результате рассмотрения ходатайства следователя, согласованного с руководителем следственно­го органа, а также ходатайства дознавателя, согласованного с прокурором.

Помещение в психиатрический стационар подозревае­мого или обвиняемого, к которым применена мера пресе­чения в виде заключения под стражу, производится путем его перевода из места содержания под стражей также на ос­новании судебного решения, принимаемого по ходатайству следователя, согласованному с руководителем следственно­го органа, либо по ходатайству дознавателя, согласованно­му с прокурором.

При помещении в психиатрический стационар подозре­ваемого срок, в течение которого ему должно быть предъ­явлено обвинение, прерывается до момента получения за­ключения экспертов.

Лицо, которое направляется в психиатрический стацио­нар для экспертизы, знакомится с постановлением о назна­чении экспертизы и заключением эксперта при условии, если позволяет его психическое состояние. В противном случае с названными процессуальными документами зна­комятся его защитник и законный представитель.

Выделение уголовного дела в отдельное производство

В целях создания наиболее благоприятных условий для производства по делу о применении принудительных мер медицинского характера, обеспечения всестороннос­ти и объективности его расследования, когда будет ус­тановлено, что преступление совершенно в соучастии и кто-либо из соучастников совершил деяние в состоя­нии невменяемости или у него наступило психическое расстройство после совершения преступления, уголовное дело в отношении такого лица может быть выделено в от­дельное производство.

Участие защитника и законного представителя

Согласно ст. 51 УПК участие защитника обязательно, если подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осу­ществлять свое право на защиту. В развитие данного поло­жения уголовно-процессуальный закон установил, что по делам рассматриваемой категории участие защитника яв­ляется обязательным с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, если защитник ранее не участвовал в данном уголовном деле (ст. 438 УПК).

Закон предусматривает возможность привлечения к участию в уголовном деле законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.

Законный представитель вовлекается в уголовное дело постановлением следователя либо суда.

Закон не определяет момент, с которого законный пред­ставитель допускается к участию в производстве о при­менении принудительных мер медицинского характера. По смыслу закона он должен быть допущен в уголовное дело в момент назначения судебно-психиатрической экс­пертизы.

Вступив в уголовное дело о применении принудитель­ных мер медицинского характера, законный представитель наделяется правами, предусмотренными ч. 2 ст. 437 УПК. Данные права законному представителю разъясняются при допуске его к участию в деле, о чем следователь составляет протокол.

Производство следственных действий с участием невменяемых лиц и лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство

Лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского харак­тера, согласно ч. 1 ст. 437 УПК должно быть предоставлено право лично осуществлять принадлежащие ему и предус­мотренные ст. 46 и 47 УПК права, если его психическое со­стояние позволяет ему осуществлять такие права. При этом учитывается заключение экспертов, участвующих в произ­водстве судебно-психиатрической экспертизы, а при необ­ходимости — заключение психиатрического стационара.

Таким образом, участие в следственных действиях лица, в отношении которого расследуется уголовное дело о при­менении принудительной меры медицинского характера, зависит от его психического состояния. Придя к выводу о том, что производство следственных действий с учас­тием лица, совершившего общественно опасное деяние, невозможно, следователь вправе вынести об этом поста­новление. В нем он может обосновать необходимость час­тичного участия психически больного в расследовании, например, в тех действиях, где он выступает в качестве опознаваемого, освидетельствуемого, лица, у которого от­бираются образцы.

Окончание предварительного следствия

Предварительное следствие по данной категории уголов­ных дел оканчивается прекращением уголовного дела либо направлением его в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Следователь выносит постановление о прекращении уголовного дела при наличии оснований, предусмотрен­ных ст. 24 и 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вре­да, в силу чего не требуется применение принудительного лечения.

При установлении по окончании предварительного следствия, что психическое расстройство лица, совершив­шего запрещенное уголовным законом деяние в состоя­нии невменяемости или заболевшего после преступления психическим расстройством, исключающим применение к нему наказания, связано с опасностью для него и ок­ружающих лиц либо возможностью причинения им су­щественного вреда, следователь передает уголовное дело прокурору для направления его в суд с целью решения во­проса о применении принудительных мер медицинского характера. Об этом выносится постановление, в котором излагаются конкретное основание для применения прину­дительного лечения, а также высказанные доводы защит­ника, законного представителя, оспаривающих основание для применения этих мер.

По уголовному делу, представленному прокурору с по­становлением о направлении его в суд, прокурором прини­мается одно из следующих решений: об утверждении по­становления следователя и направлении уголовного дела в суд; о возвращении уголовного дела следователю для про­изводства дополнительного расследования; о прекращении уголовного дела.

О прекращении уголовного дела или направлении его в суд следователь обязан уведомить лицо, в отношении ко­торого ведется производство о применении принудитель­ной меры медицинского характера, его законного предста­вителя и защитника, а также потерпевшего и разъяснить им право знакомиться с материалами уголовного дела.

Наши рекомендации