Естественно-правовая теория.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством. существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, пол которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивною, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства:

1это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

2в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

3провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

1такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей

3такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила вXX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др.

Основные идеи:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида - переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриватьсякак действительное право. Так. разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга.

Достоинства:

1обращено внимание на психологические процессы, которые Выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их,не учитывая психологическую структуру индивида;

2повышает роль правосознания в правовом регулированиии в правовой системе общества;

3источник прав человека здесь выводится не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

4осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права:

5в связи с тем что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от Г и не имеет формально определенного xарактера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Историческая школа права.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи,

Основные идеи:

Право - историческое явление, которое, как и язык,не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

Право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое встает из недр национального духа, глубин народного сознания.

Представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной части не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Достоинства:

1впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

2справедливо подчеркивается естественность развития права, и тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

3верно подмечены преимущества правовых обычаев, как пpоверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

1данная теория во время своего возникновения выступила kаk реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

2ее представители переоценивали роль правовых обычаев вущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением pыночных отношений).


Наши рекомендации