Официальное толкование Конституции Российской Федерации.
Официальное разъяснение КС РФ содержащихся в нормах Основного закона понятий и терминов.
Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции. Будучи по самой своей природе достаточно кратким правовым актом и вместе с тем предназначенным для регулирования самой широкой сферы общественных отношений, Конституция не всегда может учесть неординарность возникающих в жизни ситуаций, требующих решения на основе конституционных норм. Конституция не свободна и от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное восприятие правоприменяющими субъектами, могущих иметь различный смысл. Это объясняется свойственной русскому языку многозначностью терминов, несовершенством законодательной техники. Имеются в тексте Конституции и прямые пробелы.
Указанные и иные причины не могут быть препятствием для правильного применения конституционных норм в соответствии с заложенной в них волей конституционного законодателя. Уяснению смысла конституционных норм в необходимых случаях служит институт толкования Конституции. Действующая Конституция России закрепила функцию толкования Конституции за КС (ч. 5 ст. 125). Это обусловлено тем, что Конституция была принята референдумом, непосредственно народом, и потому ее толкование должно осуществляться особым образом - путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства. Конституция четко определила, по чьей инициативе КС может давать толкование Конституции. К органам, полномочным обращаться с запросами в КС по этим вопросам, относятся Президент, СФ, ГД, Правительство, органы законодательной власти субъектов. Круг этих субъектов уже, чем тех, которые правомочны обращаться с запросами в КС по вопросам нормоконтроля, спорам о компетенции и др. Вопросы толкования Конституции рассматриваются только на пленарных заседаниях КС (а не в его палатах). Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др. Запросов о толковании конституционных норм было множество. В отдельных случаях КС отказывал в рассмотрении запроса. Так, Суд отказался толковать ч. 1 ст. 137, 2. 96 Конституции, поскольку в этих статьях предусмотрено, что такие вопросы должны быть решены в ФКЗ или ФЗ. КС дал толкование многих статей Конституции. Так, он дал толкование положению об "общем числе депутатов ГД", применяемому в целом ряде статей Конституции (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105 и др.) и др. Давая толкование Конституции, КС не создает новых конституционных норм. Он не является органом, принимающим новые правовые нормы.
Суд путем сложного процесса глубокого проникновения в суть конституционных норм, путем их системного анализа и других приемов толкования выявляет смысл нормы, адекватный изначально заложенному в ее содержание.
Вуву
Особенности конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Общая характеристика Устава Ярославской области.
Наличие у субъектов собственных конституций (уставов) статья 5 Конституции РФ установила.
Предметом конституционного (уставного) регулирования на уровне субъектов Федерации являются общественные отношения, складывающиеся в сферах нормативно-правового воздействия:
· на статус субъекта Федерации в части, не урегулированной Конституцией Российской Федерации;
· на основы организации государственной власти в субъекте Федерации, включая формирование, компетенцию, порядок деятельности и прекращения полномочий законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов власти;
· на дополнительные (по сравнению с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством) гарантии прав и свобод человека и гражданина;
· на основы формирования и развития законодательства субъектов Федерации.
Конституции (уставы) субъектов Федерации как источники конституционного права характеризуют, во-первых, нормативность формы выражения права; во-вторых, принятие данных нормативных правовых актов населением, компетентным органом государственной власти или иным уполномоченным субъектом конституционных правоотношений.
Важной особенностью конституций (уставов) субъектов Федерации является их учредительный характер. Это, в первую очередь, предполагает самостоятельность субъектов Федерации по решению некоторых важных вопросов организации и функционирования региональной власти без излишней опеки и чрезмерного вмешательства органов федерального центра.
Еще одной важной особенностью конституций (уставов) субъектов Федерации как особых источников конституционного права является то, что они служат базой формирования, развития и совершенствования регионального законодательства. Это проявляется, во-первых, в прямых указаниях конституций (уставов) субъектов Федерации на то, какие должны быть приняты региональные законы; во-вторых – в создании дополнительных гарантий развития и совершенствования регионального нормотворчества, а также в обеспечении соответствия конституций (уставов) субъектов Федерации нормативным правовым актам более высокой юридической силы.
Специфической чертой конституций (уставов) субъектов Федерации, по сравнению с иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, являются их стабильность и относительная устойчивость. Обеспечение стабильности конституций (уставов) субъектов Федерации напрямую связано с вопросом о способе принятия данных документов, а также внесения в них изменений и дополнений. Из четырех наиболее известных теории конституционного права способов принятия основных законов страны (референдум, созыв специального учредительного собрания, парламентское голосование и октроирование монархом) практика современной России восприняла лишь два из них: референдум и парламентское голосование. При этом Конституция Российской Федерации (ст. 66) прямо указывает на то, что принятие уставов субъектов Федерации (в отличие от конституций республик в составе Федерации) возможно лишь парламентским способом.
Общая характеристика Устава Ярославской области.
Устав Ярославской области – основной закон субъекта РФ, который закрепляет правовой статус области, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления.
Устав Ярославской области состоит из 6 глав.
В первой главе описываются общие положения. Содержит 13 статей.
Вторая глава посвящается Ярославской областной Думе. Содержит 20 статей.
Третья глава раскрывает понятия Губернатора Ярославской области, описывает его статус, полномочия. Содержит 9 статей.
Четвертая глава повествует о правительстве ЯО и иных органах исполнительной власти.
Содержит 10 статей.
Пятая глава посвящена местному самоуправлению. Содержит 5 статей.
Шестая глава –Заключительные положения. Содержит 1 главу в которой прописывается ,что: «Настоящий Устав вводится в действие законом Ярославской области о введении в действие Устава Ярославской области».