Особенности российского правосознания.

Правовая культура воплощает качественную сторону правосознания и институтов правовой системы, характеризующихся ценностными показателями всех ее компонентов, восприимчивостью к общечеловеческим достояниям свободы, равенства, справедливости.

1. Если правосознание персонифицировано в освоении и осознании права, правовых явлений индивидами, социальными общностями, обществом в целом, то правовая культура являет качественную сторону, но не только правового мышления людей, но и состояния институтов, нормативного компонента, правопорядка.

2. Если правосознание включает интеллектуально-психологические и поведенческие аспекты, процессы, то правовая культура имеет большую степень «материализации» в правовых текстах, качестве правовой деятельности, ее эффективности, целесообразности.

3. Если для правосознания доминирует оценочно-опережающее назначение, то правовая культура демонстрирует достояние, способность к восприятию общецивилизационных ценностей всех правовых явлений.

4. Правосознание, наконец, динамично, а правовая культура консервативна.

Для правосознания и правовой культуры в условиях системных преобразований в России характерна переходность состояния, несформированность. Это дает о себе знать в сохранении правового нигилизма, правового фетишизма, даже негативизма по отношению к праву.

Правовой нигилизм – это в целом скептически-отрицательное осознание и оценивание права и правовых явлений, а то и прямое игнорирование права в поведенческой плоскости (правовой негативизм).

Правовой фетишизм – это другая крайность в реальном состоянии правосознания и правовой культуры. Она связана с переоценкой возможностей права, убеждением – достаточно принять хороший закон, и все проблемы общества будут решены.

В основе и первого, и второго лежат причины и исторически сложившиеся условия:

– слабость российских юридических традиций;

– нестабильность общества и переходная государственность;

– непрофессионализм и неквалифицированная работа в структурах власти и правоохранительных органах;

– произвол чиновников и всплеск преступности.

Преодоление правового нигилизма, правового фетишизма и других издержек состояния правосознания связано с длительной и кропотливой работой по налаживанию жизни, утверждению режима законности, правовым обучением и воспитанием, формированием юридического мышления и мировоззрения в стране.

В государственно-правовой практике всегда преобладала идея верховенства государства над правом и государственной власти как решающей силы в правотворческой деятельности. Для русского человека важнее мораль, религиозные начала, чем идея прав личности, идеи субъективных начал. Это - основная черта русской правовой мысли, правосознания, правовой культуры.

Важная черта российского правосознания и правовой культуры – несовместимость права с моралью, совестью. В России существует отрицательное отношение к праву, мнение, что право есть пагубное явление общественной жизни. С этим связан юридический нигилизм, присущий русскому народу. В России вместо личной свободы всегда признавалась идея служения государю (отечеству), вместо равенства – идея иерархии, вместо формального равенства и свободы – идея долга, служения, уважения к рангу. Это основные ценности российской действительности.

Характерной особенностью правосознания и правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования. Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер. Для

отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Смешанная природа российского права не всегда способствовала

его стабильности и согласованности правовых институтов. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

Наши рекомендации