Принципы государственного управления

Общие принципы (социально-правовые)   Организационные принципы
Общие Внутриорганизационные
· законность; · объективность; · конкретность; · эффективность; · сочетание централизации и децентрализации. · отраслевой; · территориальный; · линейный; · функциональный; · двойного подчинения · рациональное распределение полномочий; · ответственность; · сочетание единоначалия и коллегиальности.

К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер и реализующиеся независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности.

Законность - это строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления российского законодательства.

Объективность. Содержанием принципа является изучение закономерностей общественного развития, научное определение путей и способов управления.

Конкретность. Его суть состоит в осуществлении управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации о состоянии объекта управления.

Эффективность. Суть данного принципа заключается в достижении целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени.

Сочетание централизации и децентрализации. Этот принцип имеет особое значение в государстве с федеративным устройством, каким является Российская Федерация. Разграничение предметов ведения между федеральными органами и органами субъектов Федерации осуществляется на основе Конституции, Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами. Законодательство признает и гарантирует местное самоуправление, которое осуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно. Этим достигается сочетание интересов государства и местного самоуправления.

Организационные принципы управления включают в себя две группы.

Общие.

Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть. В соответствии с ним образуются соответствующие органы для реализации определенного вида государственно-управленческой деятельности (здравоохранения, культуры, внутренних дел и т.д.).

Территориальный принцип. Его суть состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе в соответствии с административно-территориальным делением страны.

Линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления.

Функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей. Он означает, что субъект управления в рамках конкретной функции вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, контроль, административное принуждение. Функциональная подчиненность состоит в подчинении в какой-то части деятельности, в рамках определенной функции (Центрабанк, Госстандарт).

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Федерации, региональных органов исполнительной власти.

Вторую группу организационных принципов составляют внутриорганизационные:

Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.

Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий. Установление ответственности способствует повышению качества и эффективности работы, воспитывает добросовестное отношение к служебным обязанностям, требовательность руководителей к подчиненным, чуткое и внимательное отношение к людям.

Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами, например, Правительством. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы с участием специалистов. Вопросы же текущего характера решаются единоначально компетентным должностным лицом, что обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.

Таким образом, заканчивая изложение первого вопроса, считаю важным отметить:

1. Государственное управление может быть понимаемо в широком и узком смысле слова.

2. Характерными чертами государственного управления в собственном смысле слова является исполнительный и распорядительный, общегосударственный характер, подзаконность, непрерывность и оперативность, ярко выраженное организационное содержание.

Наши рекомендации