Понятие, признаки и функции права

Право (в объективном смысле) – это объективно обусловленная общественными отношениями система правовых норм, в своей совокупности выражающих волю господствующего класса или всего народа.

Признаки права:

1) субъективность и властность: его нормы выражают волю господствующего класса или всего народа, т. е. исходят не от любой социальной группы, как другие социальные нормы, а только от обладающей суверенной властью;

2) объективность и историчность: право возникает на определенном историческом этапе как отражение общественных отношений и естественный результат внутреннего развития регулятивной системы и развивается в силу закономерностей общественного развития;

3) системность, т. е. внутреннее единство, согласованность, логическая взаимосвязь.

Функции права – это направления правового воздействия, выражающие сущность и содержание права. В юридической науке различают следующие функции права:

1) специально-юридические:

а) регулятивная – право обеспечивает надлежащую нормальную организацию господствующих общественных отношений, их слаженность, согласованность, гармоничное развитие:

- статическая - право закрепляет общественные отношения в правовых институтах и делает тем самым их незыблемыми. Субъектам права предписывается воздерживаться от посягательств на эти отношения;

- динамическая – право стимулирует законодательными средствами развитие необходимых и полезных обществу отношений (институты административного, гражданского и трудового права, опосредующие хозяйственные процессы в экономике, процессы распределения). Субъектам права предписывается совершать активные действия по реализации норм права;

б) охранительная – право охраняет неприкосновенность господствующих отношений и вытеснение отношений, чуждых данному общественному строю;

2) социально-политические совпадают с функциями государства, так как социально-политическое содержание права следует рассматривать в единстве с государством (функции государства мы рассмотрели во втором вопросе этой лекции).

Тема 2. Норма права и нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты

Учебные вопросы:

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Структура нормы права.

3. Классификация норм права.

4. Понятие и признаки нормативно-правовых актов.

5. Закон и подзаконные акты.

Понятие и признаки нормы права

Норма права – установленное или санкционированное государством общеобязательное правило, регулирующее наиболее важные общественные отношения.

Признаки нормы права

1. Общие для всех социальных норм:

а) нормативность, т. е. является правилом поведения;

б) социальность регулирует общественные отношения;

в) общий характер (неперсонифицированность);

г) многократность применения;

д) типичность регулирует часто повторяющееся, распространенное поведение.

Вывод: социальная норма – это общее правило общественного поведения людей как участников регулируемых этим правилом многократно повторяющихся общественных отношений.

2. Отличительные от других социальных норм:

1. Формальные

а) формализм

- формальная определенность, т. е. использование четкой терминологии;

- определенная форма выражения, например, юридические документы;

б) институциональность устанавливается или санкционируется уполномоченным органом;

в) процедурность – установление, применение и защита права осуществляется по определенным процедурам.

Вывод: норма права – это социальная норма, формально определенная и закрепленная в официальных документах, изданных в надлежащем порядке уполномоченными органами.

2. Материальные

а) обязательность достигается:

- обеспеченностью принудительной силой государства;

- путем установления юридической ответственности за правонарушение;

б) предметом правового регулирования являются наиболее важные общественные отношения.

Структура нормы права

Структура нормы права – это совокупность содержащихся в ней элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило поведения подлежит применению. Содержит указание на юридический факт – это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Виды юридических фактов:

1. По связи с волей участников правоотношений:

1) события – юридические факты, которые не зависят от воли людей;

2) деяния – юридические факты, которые являются волеизъявлениями, т. е. результатом сознательной деятельности; они делятся по 3 основаниям:

а) по форме деяния:

- действия – активная форма деяния, может быть словесной, устной, письменной; конклюдентные действия (от лат. concludo – заключаю, делаю вывод), т. е. выражающие волю лица установить правоотношение поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении;

- бездействие – пассивная форма деяния (например: если решение суда первой инстанции не обжаловано, оно вступает в силу);

- смешанное бездействие – ненадлежащее выполнение;

б) по соответствию правовым нормам:

- правомерное поведение;

- правонарушения: преступления, проступки;

в) по цели:

- акты – деяния, совершаемые намеренно для получения правового результата: правоприменительные акты, сделки, соглашения, заявления и обращения, акты правотворчества;

- поступки – деяния, которые вызывают правовой результат несмотря на то, что лицо не ставило перед собой такой цели (например: создание художественного произведения наделяет авторскими правами).

2. По характеру наступающих последствий:

а) правообразующие ( например, прием на работу);

б) правоизменяющие (например, перевод на другую работу);

в) правопрекращающие (например, увольнение с работы).

Один юридический факт может повлечь несколько юридических последствий (например: уничтожение чужого имущества – гражданские и уголовные санкции).

Нередко для возникновения правоотношения или его прекращения необходим не один юридический факт, а их совокупность, тогда речь ведут о фактическом составе (пример: для вступления в брак необходимы 5 условий:

1) совершеннолетие;

2) согласие обоих лиц;

3) отсутствие психической болезни;

4) отсутствие близких родственных отношений и отношений опеки или попечительства;

5) отсутствие у кого-либо из вступающих в брак другого зарегистрированного брака).

Диспозиция – часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения. Чаще всего в форме указания на их права и обязанности.

В правоохранительных нормах диспозицией называется часть правовой нормы, в которой содержатся признаки правонарушения, за которое налагается санкция.

Субъективное право – обеспеченная государством и могущая быть реализована только при исполнении соответствующей юридической обязанности других субъектов права мера возможного (или дозволенного) поведения субъекта, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением его интересов и потребностей.

Юридическая обязанность – круг действий (активная обязанность) или бездействия (пассивная обязанность), возложенных на субъекты права и безусловных для выполнения, мера необходимого или должного поведения.

Санкция – часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, предусмотренного диспозицией. Санкции бывают:

1) штрафного карательного характера состоят в лишении правонарушителя определенных благ или в возложении особых обязанностей (например: штраф, лишение свободы, смертная казнь);

2) правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного состояния (например: отмена незаконного акта, признание сделки недействительной, взыскание долга и т. д.).

Классификация норм права

Нормы права могут классифицироваться по различным основаниям:

1. По характеру регулирования и отраслям права:

а) нормы материального права:

- конституционно-правовые нормы;

- административно-правовые нормы;

- финансово-правовые нормы;

- гражданско-правовые нормы;

- нормы трудового права;

- семейно-правовые нормы;

- уголовно-правовые нормы;

б) нормы процессуального права:

- гражданско-процессуальные нормы;

- арбитражно-процессуальные нормы;

- гражданско-исполнительные нормы;

- уголовно-процессуальные нормы;

- уголовно-исполнительные нормы

- и т. д.;

2. По функциональной направленности:

а) нормы положительного регулирования;

б) правоохранительные нормы;

в) нормы-принципы;

г) нормы-определения

д) и т. д.;

3. По степени общности содержания:

а) основные (предусматривают общие исходные положения);

б) конкретизирующие (развивают их);

4. а) нормы прямого регулирующего действия (устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений);

б) нормы вспомогательного действия (предусматривающие отмену, изменение, дополнение, распространение действия норм, либо утверждение нового акта);

5. По источнику, в котором содержатся:

а) нормы обычаев (обычные нормы);

б) нормы прецедентов;

в) нормы договоров (договорные нормы);

г) нормы нормативно-правовых актов, по юридической силе подразделяются:

- нормы законов,

- нормы подзаконных актов.

6. От действия:

а) в пространстве:

- нормы общего действия (действуют на всей территории, на которую распространяется компетенция издавшего ее органа),

- нормы местного действия (действуют на определенной, указанной в самом акте местности);

б) во времени:

- нормы постоянного действия,

- временные нормы,

- исключительные нормы (действуют только в определенных особых обстоятельствах в соответствии в законом при приостановлении действия других норм);

в) по лицам:

- общие (касаются всех граждан или юридических лиц),

- специальные (распространяются на четко очерченный круг лиц);

- касающиеся конкретного субъекта права (например, Президента РФ);

7. По характеру предписаний:

а) управомочивающие (определяют правомочия субъектов);

б) обязывающие (содержат обязанность);

в) запрещающие (содержат запрет);

8. По степени активизации общественно полезной деятельности субъектов:

а) поощрительные нормы (используются для стимулирования полезных для общества действий);

б) обыкновенные нормы;

9. По степени определенности содержащихся предписаний:

а) императивные (формируют определенные правила поведения, исключают какой-либо выбор);

б) диспозитивные (предоставляют субъектам самим определить конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливают правила на случай, если те не воспользовались своим правомочием);

в) бланкетные (отсылают к другим актам).

Наши рекомендации