Вопрос 1. Основные теории возникновения права
Вопросы к зачету.
1. Основные теории возникновения права.
2. Понятие и сущность права.
3. Понятие права в объективном и субъективном смысле.
4. Общая характеристика современного правопонимания: право и закон, право как система правоотношений, справедливость и учебная дисциплина.
5. Понятие и классификация принципов права.
6. Понятие источника и формы права. Виды форм права.
7. Нормативные акты: понятие, классификация.
8. Закон и его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов. Конституция как Основной закон государства, ее прямое действие.
9. Подзаконные нормативные акты и их виды.
10. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
11. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества.
12. Причины и формы возникновения государства. Понятие и сущность государства.
13. Основные теории возникновения государства.
14. Задачи и функции государства.
15. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
16. Понятие и признаки правового государства.
17. Правовая система общества: понятие и структура.
18. Понятие правосознания. Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания.
19. Структура правосознания. Правовая психология и правовая идеология.
20. Понятие, основные черты и функции правовой культуры. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
21. Понятие, признаки и предпосылки правоотношения. Структура правоотношения.
22. Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность.
23. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.
24. Объекты правоотношений: понятие и виды.
25. Юридические факты: понятие и классификация.
26. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды. Правомерная активность личности.
27. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
28. Юридический состав правонарушения и его элементы.
29. Социальные корни правонарушений. Пути и средства преодоления правонарушений.
30. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, функции, принципы и виды.
31. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
32. Понятие конституционного строя РФ: основные черты, принципы и элементы.
33. Понятие и виды государственных органов
34. Конституционно-правовой статус Президента РФ.
35. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ.
36. Конституционно-правовой статус Правительства РФ.
37. Система судебной власти РФ.
38. Местное самоуправление в РФ. Органы местного самоуправления, их структура. Формы реализации местного самоуправления.
Вопрос 8. Закон и его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов. Конституция как Основной закон государства, ее прямое действие.
Вопрос 9. Понятие и основные признаки государства. Теории происхождения государства
Понятие государства.
Государство - особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм. Не следует путать понятия государства и страны, хотя они во многом сходны, но если страна - территория жизнедеятельности общества, функционирования (юрисдикции) государства, то государство - организация политической власти страны и общества.
3. Признаки государства.
Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.
1) Территориальная организация населения - государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные, народ - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.
2) Государственная власть - особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему - государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).
3) Государственный суверенитет - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.
4) Право - государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).
5) Сбор налогов - налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.
Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.
4. Основные теории происхождения государства.
Различные теории происхождения государства выдвигались различными исследователями, в различные исторические эпохи, в различных государствах, на них влияли особенности развития прежде всего их стран и регионов, философские и идеологические взгляды, некоторые теории созданы по аналогии с другими науками. На сегодняшний день существует более десятка теорий происхождения государства, все они в той или иной мере, а вместе взятые - достаточно полно отражают различные факторы возникновения государства.
1) Теологическая теория - одна из первых, возникших для объяснения происхождения государства, наибольшее распространение получила в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели (самый известный из них - Фома Аквинский, 13 век), исповедовавшие самые различные религии. Согласно этой теории государство существует вечно, создано волей Бога, поэтому каждый должен подчиняться этой воле. Теологическая теория ненаучна, её нельзя научно обосновать.
2) Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и Древнем Риме, у её истоков стояли Платон и Аристотель. Согласно патриархальной теории люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи, а увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию государства, при этом государственная власть происходит от отцовской власти. Проще говоря, государство представляет собой разросшуюся семью. Патриархальная теория обосновывает монархическую, зачастую абсолютную власть.
3) Договорная теория происхождения государства возникла ещё в Древней Греции, полное развитие она получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения - Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбаха, А.Радищева. Сторонники договорной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, правда, они характеризовали его по-разному, от всеобщей свободы по Руссо до "войны всех против всех" по Гоббсу. Затем для обеспечения мира и благополучия люди заключают договор, которым отдают часть своих естественных прав государству и обязуются подчиняться государственной власти, а государство выражает общую волю и обязуется действовать в интересах общества и сохранять основные права человека. Однако общественный договор мыслился не как исторический факт, а как молчаливое признание. Теория носит демократический характер.
4) Теория насилия возникла и получила распространение в конце 19 - начале 20 века (авторы - К.Каутский, Л.Гумплович, Е.Дюринг), согласно теории насилия государство возникает в результате войны и завоевания одного племени другим (внешнее насилие), или в результате насилия одной части общества над другой (внутреннее насилие). Теория преувеличивает роль насилия и недооценивает социально-экономические и иные факторы.
5) Ирригационная теория выдвинута К.Виттфогелем в наше время, она основывается на исторических фактах. В Древнем Египте и некоторых других государствах с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах.
6) Экономическая теория. Автором теории считается французский мыслитель 18-19 веков Сен-Симон. Истоки данной теории восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству. Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов.
7) Классовая (марксистская) теория создана К.Марксом и Ф.Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и государства"), поддерживалась и развивалась В.И.Лениным. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход, она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом, за основу классовой теории взята экономическая теория. Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Теория долгое время безраздельно господствовала в советской науке, однако она не может дать объяснение всем факторам возникновения государства, особенно на Востоке, где частная собственность на землю и средства производства не получили широкого распространения.
8) Современный материалистический подход (теория специализации). Согласно данной теории государство возникло как аппарат управления делами раннеземледельческой общины. По мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему, разделения (специализации) труда стали выделяться люди, занимающиеся управлением, затем стали создаваться специальные органы управления. Одновременно шёл процесс социального расслоения (образования классов).
Детей в семью.
Правовое регулирование брачных семейных отношений
осуществляется только государством, а законным браком
признается только бракосочетание, заключенное в
государственных органах записи актов гражданского со-
стояния (ЗАГС). Религиозный обряд бракосочетания,
равно как и другие религиозные обряды, правового
значения не имеет.
Семейные отношения в Российской Федерации
регулируются действующим законодательством.
Основные принципы и положения семейного за-
конодательства зафиксированы в Конституции Российской
федерации, Гражданском Кодексе, Семейном Кодексе РФ, а
так же в федеральных законах и законах Российской
федерации. Все эти нормативные акты призваны
обеспечивать полное правое регулирование брачно-
семейных отношений.
Семья в Российской Федерации находится под защитой
государства. Семейное законодательство исходит из
необходимости укрепления семьи, построения семейных
отношений на чувствах взаимной любви и уважения,
взаимопомощи, обеспечения осуществления членами семьи
своих прав и их правовой защиты.
Семейно-брачные отношения регулируются в нашей стране
в соответствии со
следующими принципами:
• добровольности брачного союза мужчины и женщины;
• равенства прав супругов в семье;
• разрешения внутренних запросов по взаимному
согласию;
• приоритета семейного воспитания детей и забота об их
благосостоянии;
• обеспечения защиты прав и интересов несо-
вершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
• запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак,
по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой и религиозной принадлежности.
Вопрос 39.Условия и порядок заключения брака
Право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, является общепризнанным принципом.
Условия заключения брака и препятствия к его заключению определены в ст. 12–14 СК РФ. Общая цель закрепления таких норм в законе – обеспечить стабильность брака и прочность семейных отношений.
Условия заключения брака – это обстоятельства, наличие которых необходимо, чтобы брак имел правовую силу[1]. Их соблюдение свидетельствует о законности заключенного брака. Поэтому, придавая большое значение государственной регистрации брака, закон устанавливает обязательные условия его заключения.
Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:
1) взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц;
2) достижение вступающих в брак лицами брачного возраста;
3) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака
Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Вопрос 40.Прекращение брака. Недействительность брака
Прекращение брака наступает при разводе или в случае смерти одного из супругов. К смерти приравнивается объявление в судебном порядке умершим одного из супругов (ст. 45 ГК РФ).
Расторжение брака (развод) производится в судебном порядке, а в случаях, предусмотренных законом, - в органах записи актов гражданского состояния. При расторжении брака в судебном порядке иск предъявляется одним из супругов. В исключительных случаях, когда это требуется для защиты интересов недееспособного супруга, иск о расторжении брака может быть предъявлен его опекуном или прокурором.
В целях охраны интересов матери и ребенка ст. 17 СК РФ установлено, что муж не вправе без согласия жены обратиться в суд с иском о расторжении брака во время ее беременности и в течение одного года после рождения ребенка. С согласия жены развод возможен.
Рассмотрение дел о расторжении брака производится судом в порядке, установленном Гражданско-процессуальным кодексом. При подготовке дела к судебному разбирательству судья приглашает супругов для выяснения у них спорных вопросов, мотивов развода, соображений сторон. При этом судья принимает меры к примирению супругов.
При слушании дела в судебном заседании суд должен оказать помощь в урегулировании конфликта, принять меры к сохранению семьи.
Законом предусмотрена возможность отложения судебного разбирательства для примирения супругов. Если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными, суд выносит решение о расторжении брака.Минимальная государственная пошлина за расторжение брака в органах суда или загса - однократный размер минимальной оплаты труда.
При вынесении решения о расторжении брака суд принимает в необходимых случаях меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга, рассматривает споры о разделе совместно нажитого имущества и другие споры.
Однако вынесение судебного решения о расторжении брака лишь предоставляет возможность супругам расторгнуть брак в установленном порядке в органах загса после уплаты государственной пошлины. Брак считается прекращенным со дня регистрации развода в книге регистрации актов гражданского состояния (ст. 25 СК РФ). Суд может отказать супругам в расторжении брака.
Внесудебное расторжение брака в органах загса производится в следующих случаях:
1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, у которых нет несовершеннолетних детей (вообще нет детей или дети стали взрослыми);
2) если супруги подают совместное заявление о разводе в орган записи актов гражданского состояния.
Оформление развода и выдача супругам свидетельства о расторжении брака проводятся по истечении трех месяцев со дня подачи супругами заявления о разводе. При наличии спора между супругами (об имуществе, праве на жилую площадь и др.) производство в загсе прекращается, развод производится через суд;
3) если один из супругов признан в установленном порядке безвестно отсутствующим;
4) если другой супруг признан в установленном порядке недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;
5) если другой супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет.
Естественно, что в указанных случаях допускается упрощенный порядок расторжения брака. За регистрацию расторжения брака с супруга-заявителя взыскивается государственная пошлина.
Однако может возникнуть спор и в этих случаях. Например, находящийся в заключении супруг просит об алиментах на содержание недееспособного супруга. В этих случаях загс не может расторгнуть брак, производство в загсе прекращается, расторжение брака производится через суд (ст. 20 СК РФ).
Недействительность брака имеет место тогда, когда нарушены условия вступления в брак или когда люди вступают в брак фиктивно, без намерения создать семью (ст. 27 - 30 СК РФ). Брак признается недействительным с момента его заключения. Никаких прав и обязанностей у супругов не возникает. К имуществу, приобретенному совместно лицами, чей брак признан недействительным, применяются правила об общей долевой собственности.
Однако имеются некоторые исключения, сделанные законом для детей, родившихся в браке, впоследствии признанном недействительным; на их права не влияет признание брака недействительным, и поэтому они имеют право на алименты и др. Если, вступая в брак, лицо скрыло, что состоит в другом зарегистрированном браке, то при признании брака недействительным суд вправе взыскать с него средства на содержание лица, состоявшего с ним внедействительном браке (ст. 30 СК РФ).
Вопрос 41.Права и обязанности супругов.Совместная собственность супругов
Семейное законодательство регулирует личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов.
Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи. Совместно супругами решаются вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и др. Однако каждый из супругов вправе самостоятельно решать для себя вопросы выбора рода занятий, профессии, места жительства и др.
Супруги вправе выбрать себе фамилии, которые они будут носить в браке.
Право владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым супругами во время брака, регулируется либо законом, либо брачным договором.
Если право собственности регулируется законом, то действует законныйрежим.
Если право собственности регулируется договором, то действует договорныйрежим.
Супруги могут иметь не только личное и общее имущество, но и личные и общие долги. В зависимости от того, как возникли эти долги и как они были использованы, супруги отвечают перед кредиторами либо своим личным, либо общим имуществом, либо всем имуществом.
Супруги также отвечают за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми.
СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ - имущество, нажитое супругами во время брака (общее имущество супругов). Включает: доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской и результатов интеллектуальной деятельности; пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и др.); приобретенные за счет общих доходов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации; другое нажитое в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество принадлежит также супругу, который в период брака вел домашнее хозяйство, ухаживал за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода. Согласно ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Он действует, если брачным договором не установлено иное. Владение, пользование и распоряжение С.с.с. осуществляются по их обоюдному согласию. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка одного их супругов по распоряжению С.с.с. может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что контрагент сделки знал или заведомо должен был знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.
Вопрос 42. Права и обязанности родителей
Родители имеют право:
1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.
2. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
3. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (Совет школы).
4. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
5. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации.
6. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителями или администрацией школы и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
7. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями.
8. Оказывать добровольную материальную помощь школе № 657 в форме, предусмотренной Уставом; ознакомиться с материалами об использовании средств.
9. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда (физического, морального, психологического) ребенку.
10. С согласия администрации познакомиться с учителями и с расписанием уроков до начала учебного года.
11. Требовать соблюдения прав ребенка.
12. На полную информацию об учебном процессе.
13. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания, по предварительной договоренности c учителем.
14. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы.
15. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.
16. В случае конфликта между родителем и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.
Обязанности родителей
Родители обязаны:
1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
2. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
3. Выполнять Устав образовательного учреждения.
4. Принимать участие в управлении школой (Совет школы).
5. В случае академической задолженности у обучающегося ответственность за ликвидацию ее в течение следующего учебного года возлагается на родителей (законных представителей).
6. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей.
7. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.
8. Обеспечить ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).
9. Регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации.
10. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
11. По возможности выделять материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или гимназии.
12. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий, и результаты учебного процесса.
13. Родители обязаны следить за внешним видом ребенка.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ответственность родителей
Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. (ст.52 Закон «Об образовании»)
Родители учащегося, переведенного в следующий класс условно, несут ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года (ст.17 Закон «Об образовании»)
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет привлечение к административной ответственности. (ст.5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ)
Вопрос 43.Алиметные обязательства членов семьи
Члены семьи обязаны заботиться друг о друге и материально поддерживать нуждающихся в помощи членов семьи.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.
Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. Это - не только моральный долг, но и законная обязанность супругов.
Семья - это не только супруги, родители и дети. Другие члены семьи также обязаны помогать нуждающимся в этом членам семьи, независимо от того, проживают они вместе или нет.
К "другим членам семьи" закон относит братьев, сестер, бабушек, дедушек, внуков, пасынков и падчериц, а также "фактических" воспитанников.
Вопрос 44.Понятие, предмет, метод и система административного права
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.
Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.
Система административного права – это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.
Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.
Признаки норм административного права:
1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;
2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;
3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;
4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;
5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.
Содержание системы административного права включает в себя Общую и Особенную части.
Общая часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.).
Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).
Вопросы к зачету.
1. Основные теории возникновения права.
2. Понятие и сущность права.
3. Понятие права в объективном и субъективном смысле.
4. Общая характеристика современного правопонимания: право и закон, право как система правоотношений, справедливость и учебная дисциплина.
5. Понятие и классификация принципов права.
6. Понятие источника и формы права. Виды форм права.
7. Нормативные акты: понятие, классификация.
8. Закон и его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов. Конституция как Основной закон государства, ее прямое действие.
9. Подзаконные нормативные акты и их виды.
10. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
11. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества.
12. Причины и формы возникновения государства. Понятие и сущность государства.
13. Основные теории возникновения государства.
14. Задачи и функции государства.
15. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
16. Понятие и признаки правового государства.
17. Правовая система общества: понятие и структура.
18. Понятие правосознания. Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания.
19. Структура правосознания. Правовая психология и правовая идеология.
20. Понятие, основные черты и функции правовой культуры. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
21. Понятие, признаки и предпосылки правоотношения. Структура правоотношения.
22. Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность.
23. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.
24. Объекты правоотношений: понятие и виды.
25. Юридические факты: понятие и классификация.
26. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды. Правомерная активность личности.
27. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
28. Юридический состав правонарушения и его элементы.
29. Социальные корни правонарушений. Пути и средства преодоления правонарушений.
30. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, функции, принципы и виды.
31. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
32. Понятие конституционного строя РФ: основные черты, принципы и элементы.
33. Понятие и виды государственных органов
34. Конституционно-правовой статус Президента РФ.
35. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ.
36. Конституционно-правовой статус