Коррупция в правоохранительных органах
К написанию данной статьи авторов подтокнули реформы в правоохранительных органах. Российское общество постоянно изменяется, и правоохранительные органы не стоят на месте, а идут в ногу со временем. Как известно все новое, не столь практично как на первый взгляд казалось бы. В новой среде появляются новые проблемы, которые ранее были неизвестны или же новая структура обрастает старыми проблемами.
Исторически сложилось, что в словарный обиход прочно вписалось такое понятие как коррупция. Единого и точного определения до сих пор не существует, но авторы для общего понимания приводят пример одного их многих.
Коррупция – многосложное и многоаспектное явление общественной и государственной жизни, когда использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды противоречит законодательству и моральным установкам[5].
Вот после того как дано определение, авторы хотели бы перейти к предпосылкам реформ в правоохранительных органах.
Во-первых, в истории правоохранительных органов сложилось так, что некоторые из них имели дублирующие полномочия, которые практически лишали эти органы возможности контроля за отдельными направлениями собственной деятельности. Привилегированное место среди всех органов занимала Прокуратура Российской Федерации, она осуществляла уголовное преследование, оценивала обоснованность и целесообразность уголовного расследования. В ней появляется так называемая «любовь» к отчетности, когда каждая из структур в ее системе отчитывалась о количестве возбужденных дел и доведения их до суда[6,с.1]. Ряд преступлений не рассматривался вообще, следственные органы при прокуратуре, постоянно ссылались на указания прокуроров. Расследования дел тянулось годами. Следственный комитет существовал с приставкой «при» с помощью, которой, осуществлялся полный контроль над ним. Возник вопрос о создание Следственного Комитета РФ, что, конечно же, вызвало много противоречий и дискуссий в вопросе о разграничение полномочий.
В соответствие с Федеральным законом о Прокуратуре РФ, она выполняет указание об осуществление уголовного преследования в соответствие с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством. Из этого следует, что «особые полномочия» порождают личную заинтересованность отдельных работников прокуратуры, и, следовательно, возможность получения неосновательного обогащения за счет муниципальных и государственных органов власти. Работники прокуратуры имеют «особый статус», который исключает ответственность за коррупционные преступления, а прекращения уголовного преследования позволяет уклониться от уголовной ответственности. Не мало важным является так же, тот факт, что у работников прокуратуры есть супруги, родные и не исключено, что они могут работать судьями или прокурорами или теми же следственными работниками.
Почвой для коррупции является отсутствие антикоррупционной экспертизы в нормативно правовых актах.
До настоящего времени российским законодателем не раскрыто понятие «коррупционные преступления», а классификации преступлений являются слишком разнообразными. Однако, попытки определения перечня коррупционных преступлений предпринимались правоохранительными органами, как в международных соглашениях, так и в правовых актах в системе правоохранительных органов России.
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» определены деяния, относимые к коррупционным: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица. В перечне явно усматриваются преступления, предусмотренные ст.ст. 201, 204, 285, 290 и 291 УК РФ, однако не раскрыто «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения».
В совместном Указании Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности»[2] преступления коррупционной направленности дифференцированы на три группы:
1) преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий;
2) преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий:
3) преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, незаконного представления такой выгоды. Всего 40 составов преступлений.
В приказе Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ» [3] к преступлениям коррупционной направленности отнесены 29 составов, представляемых почти все родовые объекты российского уголовного законодательства.
Представляет интерес отнесение преступлений к коррупционным судебными органами. В приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2009 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности» [4] к ним отнесены п. «а», «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 145.1, п. «г» ч. 3 ст. 146, ч.ч. 3 и 4 ст. 159, ч.ч. 3 и 4 ст. 160, 170, 174, 174.1, ч. 3 ст. 175, ч. 2 ст. 176, 177, ч.ч. 2 и 3 ст. 178, ч.ч. 3 и 4 ст. 183, 184, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 188, ч.ч. 2 и 3 ст. 189, 193, 201, 202, 204, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ; совершенные лицом с использованием своего служебного положения ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, 285, 285.1, 285.2, 286 (кроме п. «а», «б» ч. 3 – совершены с применением насилия или с угрозой его применения, оружия или специальных средств), 289, 290, 291, 292, 294, 295, 296, 299, 300, 301, 302, ч.ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ; по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия ст. 309 УК РФ. Всего 42 состава, охватывающих весь объектный спектр Особенной части УК РФ.
Анализируя нормы международного права и результаты научных исследований, можно выделить следующие формы проявления коррупции: взяточничество (или подкуп); злоупотребление служебным положением; злоупотребление влиянием; легализация имущества, приобретенного преступным путем; незаконное участие в предпринимательской деятельности и т.д. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса, происходит непосредственное взаимодействие служащего и предпринимателя. Наиболее многочисленными нарушениями, допускаемыми коррупционерами в сфере хозяйствования, являются те, которые связаны с ненадлежащим исполнением законодательства контролирующими органами, созданием различных административных барьеров предпринимательству, вымогательством взяток, неправомерным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам, нарушениями законодательства при государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и их лицензировании, прямым и косвенным воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности.
В условиях масштабного кризиса, охватившего государство, проблема коррупции приняла новые масштабы и формы, действия коррупционеров многообразны, что создает определенные трудности для квалификации их действий, определения правовой природы и юридической ответственности чиновников. Способ воспрепятствования должностным лицом законной предпринимательской деятельности может быть одним из способов подготовки рейдерской атаки и обусловлен мотивом ее совершения. Это дает основание включать в разработку методики расследования воспрепятствования законному предпринимательству версии о соучастии должностного лица в совершении рейдерской атаки. Наличие коррупционных связей делает возможным осуществление криминальных захватов предприятий, и затенения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, иных преступных операций в сфере бизнеса.
Согласно статистическим данным в последние годы в РФ рост преступлений связанных с коррупцией неустанно растет. Об этом свидетельствует международный рейтинг, в котором Россия занимает 126-е место в мире (из 159 возможных) и стоит в одном ряду с такими странами как Нигерия и Сьерра-Леоне. Поэтому на сегодняшний день осуществление мер антикоррупционной политики является одной из наиболее важных.
Существует 4 направления мер по предупреждению коррупции в современных рыночных условиях, в условиях часто изменяющегося законодательства, заключаются в следующем:
Организационные меры по созданию механизма реализации антикоррупционной политики;
Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности;
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;
Организация мониторинга коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики;
Внедрение внутреннего контроля в органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Стоить заметить что, основополагающими задачи в предупредительной деятельности коррупции является не только борьба с преступность данного профиля, ужесточение наказаний и прочее, но в первую очередь осознание источников проблемы, ее классификация, развитие теоретической базы, то есть:
- определение признаков коррупции, как социально-правового явления;
- криминологическая характеристика коррупции;
- уголовной правовой анализ преступлений, охватываемых понятием коррупция;
- анализ причинной детерминации коррупции в условиях рыночных отношений;
- основные направления противодействия коррупционной преступности;
- исследование особенностей профилактики коррупционной преступности. - основные направления противодействия коррупционной преступности;
- создание системы противодействия коррупции;
- устранение причин, порождающих коррупцию, противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
- повышение степени риска совершения коррупционных действий;
- вовлечение общества в реализацию антикоррупционной политики;
- формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Среди мер противодействия коррупции наиболее эффективными являются:
Работа по внедрению антикоррупционных мероприятий в рамках проводимой административной реформы, реформы административного управления.
Проверка нормативно-правовых актов на коррупциогенность.
Реализация прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.
Укрепление доверия граждан к к органам местного самоуправления.
Бюджетная эффективность в сфере расходования денежных средств за счёт размещения государственных заказов по итогам торгов.
Стремление к информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления.
Создание материально-технических условий для эффективного функционирования органов исполнительной власти[7,6].
К мерам превентивного характера относится обеспечение независимости и эффективности судебной власти; обязанность служащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов; гарантирование свободы информации; снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; достойная оплата труда служащих; децентрализация власти; повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; совершенствование законодательства и администрирования, проведение экспертиз на коррупциогенность проектов и действующих правовых актов.
В настоящее время особое значение имеет Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [8], устанавливающий обязанность служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение служащим должностной (служебной) такой обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, служащий, участвующий в коррупционных правонарушениях, может стать субъектом рейдерского захвата бизнеса, организатором либо пособником в преступной группе, будет привлечен к ответственности в соответствии с УК РФ.
Однако решение проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией видится не в ужесточении санкций за коррупционное правонарушение, а в обеспечении неотвратимости наказания, особенно для высокопоставленных чиновников и иных лиц, принадлежащих к «элитарным» слоям общества (политиков, крупных предпринимателей, лидеров криминальной среды и т. д.). Ибо примеры безнаказанности, как ничто другое деморализуют и развращают представители иных, более многочисленных общественных слоев и групп, способствуют повсеместному распространению «низовой» коррупции.
Литература:
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
2. Указание Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: hyttp://www.durex-promo.ru
3. Приказ Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: hyttp://www.durex-promo.ru
4. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2009 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: hyttp://www.durex-promo.ru
5. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
6. Андреева Л.А. Некоторые аспекты коррупциогенности в правоохранительной системе современной России: Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» 21 апреля 2011 года-С.1.
7.Андреева Л.А. Справочно-информационные материалы по краткосрочному курсу повышения квалификации по теме: «Пути и средства противодействия коррупционным проявлениям в органах исполнительной власти - [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.academy.it.ru - С.6.
Чекалов А.П.,
доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики
Псковский юридический институт ФСИН России,
г. Псков, Россия