Конституционно правовой статус органов конституционного судебного контроля

Конституционно правовой статус – это не только полномочия (понятие в узком смысле), порядок формирования, его внутренняя структура, принципы деятельности, гарантии, взаимоотношения с другими органами власти, кроме этого можно назвать правовой статус лиц, осуществляющих эти функции.

Но костяк КПС составляю полномочия и ответственность.

Если мы будем структурировать элементы конституционно правового статуса, то

Ядро – компетенция, 1. полномочия – юридические возможности осуществлять те или иные действия; 2. подведомственность – те вопросы на которые распространяются полномочия; категории дел, которые рассматривает Кс, юрисдикция. 3. Права органа – при этом необходимо разграничивать их от полномочий.

Ответственность позитивная – некое объективное применение мер, который осуществил некий деликт. Можно ее рассматривать как гарантию реализации полномочий. Как после статусный элемент.

Функции – пред статусный элемент, это осуществления ККонтроля.

Конституционна правовая характеристика органа конституционного контроля:

Конституция дает исчерпывающий перечень органов, осуществляющих гос власть. Власть иных органов является производной от тех органов которые названы в статье 11. кроме этого конституция определяет основные принципы построения этих органов, такие как народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, федерализм, разделение властей, конституционная законность и т.д.

Конституционный суд, образованный в соответствии с данными принципами обладает теми признаками, которые позволяют его называть органом гос власти.

1. он наделен гос властными полномочиями, в пределах которых он осуществляет и решает определенный вопросы и издает акты обязательные для иных органов власти, ДЛ граждан и т.д

2. КС представляет собой организованный коллектив людей объединенных общей деятельностью,

3. КС формируется и действует в порядке установленном конституцией и ФКЗ о КС.

4. КС единственный орган осуществляющий функцию конституционного судебного контроля.

5. КС финансируется полностью за счет бюджета РФ.

КС в соответствии с принципом разделения властей осуществляет судебную власть по средствам осуществления конституционного судопроизводства, при этом он независим, самостоятелен, т.е обладает теми признаками которые характерны для органов судебной власти. Аналогичные признаки применимы для КУС субъектов.

Место КС в системе органов гос власти.

Нив одной стране исполнительная ветвь не наделена функциями КК.

Парламент – не целесообразно передавать функцию тому органу который принимает законы.

В структурно организационном плане, идея правового государства, а значит и идея КК, неразрывно связана с принципом разделения властей, исходя из которого, наиболее адекватным органом рассматривается именно суд. Только при наличии независимого, самостоятельного органа, с четко определенными полномочиями, главным из которых является проверка конституционности актов, в России был создан КС. Именно КС, являясь специализированным органом, не осуществляет иные полномочия, только он вправе признавать акт недействительными действуя исключительно на основе конституции.

Арбитражные суда, суду обшей юрисдикции, конституционный суд – подвиды власти судебной.

КС, отнесенный к судебной ветви власти, тем не менее имеет ряд отличий от др судебных органов:

· В своей деятельности опирается только на один источник - Конституцию РФ. ФКЗ о конституционном суде пересматривался, были вопросы о конституционности этого акта, и при рассмотрении КС опирался на конституцию. ФКЗ должен соответствовать конституции.

· Общий признак, который присущ всем судам – осуществление правосудия. КС наделяется, или ему присущи признаки свойственные всем судам, осуществляющим правосудие. Некоторые авторы говорят что КС не осуществляет правосудие, а эта функция лишь притянута к данному органу (). Другие авторы (Ветрук) утверждают, то КС – это не просто судебный орган, и высший судебный орган, который может пересмотреть решения ВС, ВАС (это не правильно).

КС входя в суд систему не является высшей судебной инстанцией.

Лазарев – что спорить о месте если все определено в конституции – нет высшей инстанции есть три органа, и каждый осуществляет правосудие в своей деятельности, и является высшим в своем.

КС не является высшим судебным органом для иных органов, он является высшим органом только при рассмотрении конституционно правовых споров. КС – это орган правосудия, т.к он осуществляет свою деятельность в особой форме - конституционного судопроизводства, т.е это функция:

1. осуществляется судом,

2. от имени государства,

3. осуществляется методами, способами, определенными в законе, и в необходимых случаях могут использоваться меры гос принуждения.

4. Кроме этого к признакам правосудия также относятся требования о назначении судей и это здесь тоже реализуется,

5. независимость судей и подчинение их только закону,

6. публичный характер деятельности суда,

7. состязательность процесса,

8. коллегиальность при рассмотрении дел,

9. гласность, устность,

10. непосредственное восприятие судом доказательств,

11. применение национального языка судопроизводства,

12. обеспечение равенства граждан перед законом и судом,

13. участие общественности при рассмотрении дел (специалистов)

Исходя из названных выше признаков и принципов, КС является органом конституционного правосудия, а конституция честно определяет элементы статуса КС. Во первых она называет его судебным органом, определяет его функциональное предназначение осуществления КК, закрепляет основополагающие принципы (самостоятельное независимое осуществление суд власти) и закрепляет процессуальную форму деятельности – конституционное судопроизводство.

Исходя из того что КС является органом публичной власти, его решения, принимаемые от имени РФ имеют властный и обязательный характер.

КС в особых случаях может применять меру гос принуждения.

КС в организационном, материальном, финансовом плане не зависим от др органов и ежегодно в ФЗ о бюджете отдельной строкой предусматриваются средства, необходимые для деятельности КС.

КУСС осуществляют конституционное судопроизводство только на уровне субъектов.

КУСС занимаю место в системе власти субъектов аналогичное КС РФ, и именно благодаря этим судам, в 16 субъектах РФ есть своя судебная власть, что предусмотрено К РФ. Создается субъектом, действует на основе закона субъекта, финансируется субъектом. Мировые судью – это не суды субъектов, поэтому президент предложил убрать их из судов субъектов, но для этого необходимо создать в каждом субъекте КУС.

Порядок учреждения, формирования и организации органа конституционного судебного контроля.

КС был учрежден на основе закона РСФСО от 15 декабря 1990 года об изменениях в прежнюю конституцию. Образуется КС путем назначения судей на должности советом федерации по представлению президента.

КС осуществляет свою деятельность по средствам проведения пленарных заседаний и заседаний палат.

2 палаты – 9,10 человек соответственно.

Компетенция и ответственность.

Компетенция определена в статье 125 конституции, к ФКЗ о КС.

Ответственность принято рассматривать в позитивном и негативном смысле.

Ответственность КС может рассматриваться только лишь как позитивная – т.е ответственность в рамках деятельности. Негативная к органу не применяется. Негативная ответственность может применяться только к судьям, и предусмотрен ФКЗ.

Взаимоотношение КС с иными органами.

1. КС взаимодействует со всеми органами без исключения.

2. Первое направления – при формировании КС.,

3. При направлении обращений в КС,

4. При рассмотрении актов, споров о компетенции органов власти,

5. Исполнение решений КС

Компетенция конституционного суда.

Компетенция должна включать сферы деятельности, т.е в каком направлении нужно действовать. Полномочия в этом смысле уже чем компетенция. Компетенция включает не только юридическую возможность но и сферу.

Полномочия – юридическая возможность действовать.

Компетенция - Направления деятельности

Компетенция должна включать в себя как родовое понятие полномочие, субъектов, …

Прежде всего она определяется статьей конституции РФ ст 125,+ статья 3 ФКЗ о КС.

Проверка конституционности актов (законов, указов, постановлений, федеральных органов гос власти и региональных.)

Проверка конституций уставов субъектов,

Проверка договоров, заключенных м/д органами гос власти

Разрешение споров о компетенции,

Проверка не ратифицированных международных договоров.

Рассмотрение жалоб граждан, их объединений и запросов судов.

Полномочие, которое по логике д/б первым – толкование конституции.

Иные полномочия – проверка отрешения президента от должности

Право законодательной инициативы

Обращение с посланиями к парламенту РФ

Новые полномочия: определенные иными законами, ФКЗ о референдуме, а также предусмотренные решениями самого КС.

Аким образом можно разделить на 3 группы:

Полномочия характерные для всех КС-ов,

Иные, только для нашего, и

Новые.

По запросу президента КС осуществляет проверку соблюдения условий выдвижения инициативы о проведении референдума. Если условия соблюдены то президент назначает референдум в течении 15 дней.

Объектом КК по общему правилу д/Б действующий акт Определение от 6 ноября 1997 года.

От 5 февраля 1998 года содержится положение что м/б проверка и недействующего акта:

1. Производство по делу начато до отмены этого акта

2. Если актом, который является не действующим установлено, что были нарушены права и свободы человека и гражданина.

Наши рекомендации