Практика Европейского суда по правам человека по ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Прежде всего крайне важно отметить, что ст. 2 Конвенции, в отличие от ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, не закрепляет само право на жизнь, а возлагает на власти государств обязанность защищать право каждого на жизнь и содержит запрет на намеренное лишение жизни.
Исходя из формулировки п. 1 ст. 2 можно предположить, что обязанность защищать право на жизнь возлагается прежде всего на законодателя («право... на жизнь охраняется законом»). Как справедливо отмечает Фоусетт, «законом охраняется не жизнь, а право на жизнь»1. Право на жизнь не подразумевает гарантии против угроз жизни, а скорее защищает от намеренного лишения жизни. Именно намеренное лишение жизни должно быть запрещено государствами–участниками Конвенции, за исключением случаев, когда ст. 2 допускает такое лишение. Законодательная же защита становится реальностью исключительно в том случае, если закон применяется.
Европейская Комиссия по правам человека, однако, отметила, что, по ее мнению, первое предложение п. 1 ст. 2 адресовано не только законодателю. Стоит заметить, что оно скорее подразумевает обязательство общего плана для властей государств–участников Конвенции принимать надлежащие меры по защите жизни. При выполнении задачи по охране общественной безопасности власти обязаны защищать жизнь отдельных граждан. При этом при ϶ᴛᴏм не должны нарушаться права других лиц. В данном случае властные органы должны сопоставлять данные ϲʙᴏи обязательства, иначе такое «сопоставление» может стать предметом рассмотрения контрольных органов в рамках страсбургского механизма.
Весьма сложен при толковании ст. 2 вопрос о начале и окончании физической жизни лица, охраняемой Конвенцией. В ϲʙᴏем решении по делу Х против Великобритании Комиссия постановила, что термин «каждое лицо» как в ст. 2, так и в Конвенции вообще не включает не родившихся детей2. Аспект окончания физической жизни в свете ст. 2 Конвенции возникает также в связи с проблемой эйтаназии.
Представляется, что даже в ситуации, когда человеческая жизнь еще присутствует, эйтаназия не будет perse противоречить положениям Конвенции. Ценность жизни, кᴏᴛᴏᴩая подлежит защите, должна быть сопоставлена с другими правами лица, в частности, с защитой в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 3 Конвенции от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. Не стоит забывать, что важность волеизъявления лица в ϶ᴛᴏм случае должна учитываться в зависимости от решения вопроса, будет ли право на жизнь неотъемлемым или нет. Общего мнения по ϶ᴛᴏму вопросу в настоящее время выработать не удалось.
Ст. 2 упоминает ряд случаев, в кᴏᴛᴏᴩых запрет на лишение жизни не применяется. Уже в п. 1 в самой формулировке запрета содержится исключение, а именно: лицо лишается жизни «во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении кᴏᴛᴏᴩого законом предусмотрено такое наказание». Следовательно, приведение в исполнение «смертного приговора или высылка лица в государство, где смертная казнь еще применяется, не будут нарушением ст. 2 Конвенции»3 (с учетом Протокола № 6 к Европейской конвенции). Стоит сказать, для государств, кᴏᴛᴏᴩые не ратифицировали Протокол № 6, из других положений Конвенции следует, что не всякий вынесенный смертный приговор будет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать обязательствам по договору. Необходимо выполнение следующих условий:
1) ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующему судебному решению должно предшествовать справедливое и гласное разбирательство по смыслу ст. 6;
2) наказание не должно быть настолько неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим совершенному преступлению, а выбор места и способа казни не должны быть такими, что можно было бы ставить вопрос о бесчеловечном или унижающем достоинство обращении по смыслу ст. 3;
3) в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 7 в момент совершения преступления оно должно было быть наказуемо смертной казнью;
4) в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 14 не допускается какая-либо дискриминация при назначении и исполнении смертного приговора и объявлении помилования.
Как видно из дела Кирквуд против Великобритании, весьма сложная проблема возникает в случае процедуры апелляции, когда неизбежно будет отложено приведение в исполнение смертного приговора4. C одной стороны, продолжительная процедура обжалования способна вызвать сильные переживания в связи с неясным, хотя, возможно, и успешным ее исходом. Подобные переживания могут в определенных случаях приравниваться к жестокому или унижающему достоинство обращению по смыслу ст. 3. С другой стороны, надежная апелляционная система обеспечивает защиту права на жизнь согласно ст. 2 Конвенции и помогает избежать произвола.
П. 2 ст. 2 перечисляет еще три случая, когда лишение жизни не будет рассматриваться в качестве нарушения положений Конвенции. Все данные случаи связаны с применением силы в определенных целях, но при ϶ᴛᴏм такая сила должна быть «абсолютно необходима». Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что между примененными силовыми мерами и преследуемой целью должна существовать определенная пропорциональность. Исключая выше сказанное, преследуемые цели должны быть одними из тех, что упоминаются в пп. (а), (b) и (с) п. 2 анализируемой статьи. Следует также учитывать, что слова «абсолютно необходима» должны толковаться таким образом, что обязательной будет и пропорциональность между применимой силой и преследуемыми интересами.
Представляется, что назначение п. 2 ст. 2 состоит в том, ɥᴛᴏбы запретить властям применение силы в форме, кᴏᴛᴏᴩая способна была бы повлечь за собой смерть, кроме перечисленных в п. 2 случаев, только в целях, отмеченных в пп. (a), (b) и (с), при условии, что использованная сила строго пропорциональна достижению правомерной цели. Оценивая выполнение ϶ᴛᴏго условия, следует учитывать «характер преследуемой цели, опасность для жизни, ...присущая рассматриваемой ситуации, а также степень риска того, что примененная сила может привести к лишению жизни»5.
До сегодняшнего времени наиболее серьезные дела по ст. 2 рассматривались по жалобам, авторами кᴏᴛᴏᴩых были государства, в частности дела Ирландия против Великобритании (петиция 5310/71) и Кипр против Турции (петиции 6780/74 и 6950/75).
Ст. 2 включена в список положений, от кᴏᴛᴏᴩых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 2 ст. 15 отступления недопустимы ни при каких обстоятельствах. То же самое относится и к ст. 3 Протокола № 6 об отмене смертной казни в мирное время.
Юридическая концепция человеческого достоинства. Определение достоинства человека. Развитие идей о человеческом достоинстве. История законодательного закрепления права на уважение человеческого достоинства.
http://isfic.info/konst/kokot28.htm
http://law.sfu-kras.ru/data/method/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D1%8F%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%85%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5.pdf
В философской и юридической литературе 70—80-х гг., в современных исследованиях (работы В.А. Блюмкина, В.П. Тугаринова, Н А. Пятак, Н.А. Придворова и др.) в понятии достоинства, как правило, выделяются объективный момент (признание ценности личности) и субъективный момент, т. е. чувство и осознание своей нравственной ценности.
В объективной стороне этого понятия можно выделить следующие аспекты:
— человеческое достоинство, ценность человека вообще, независимо от его конкретных качеств и особенностей;
— личное достоинство, т. е. ценность конкретного индивида, совокупность его положительных духовных и физических качеств;
— достоинство, связанное с принадлежностью к определенной социальной общности, группе и т. п. (например, достоинство рабочего, ученого, национальное достоинство, достоинство женщины).
Субъективный аспект достоинства — осознание индивидом своей ценности как человека вообще, как конкретной личности, представителя определенной социальной группы (класса, нации и т. д.).
Возможны и другие аспекты общего понятия достоинства. Иногда оно отождествляется с нравственным поведением, достойным образом жизни, но главное в его содержании — достоинство человека.
Идея достоинства, во всех ее аспектах, имеет глубокий социальный смысл. Гуманистическая этика исходит из того, что идея человеческого достоинства означает признание человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью; из этого вытекает признание его субъектом свободы, равенства, обладание им правами и обязанностями человека и гражданина.
Статья 21
1. Достоинство личности - это юридическая категория с социально-исторически изменяющимся содержанием. Она наполняется конкретным содержанием в конкретной правовой культуре. В частности, в наиболее развитых в государственно-правовом отношении странах, в условиях признания и реального обеспечения прав человека в социальном государстве в понятие достоинства личности включается обладание не только правовой свободой, но и минимальным набором социальных благ, необходимых для достойной жизни по стандартам современного потребительского общества (жилище, относительно высокая заработная плата, общедоступное здравоохранение и образование, социальное обеспечение и т.д.).
2. Право на достоинство - право любой личности, ничем не ограниченное. "Ничем" - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: Закон "О средствах массовой информации", в соответствии с которым можно, не обращаясь в суд, получить опровержение сведений, не соответствующих действительности или порочащих человека; Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в соответствии с которым можно в судебном порядке защитить честь и достоинство; Закон "О милиции", в котором оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (статья 130), доведение до самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства (статья 110) и т.д.
3. Что касается запретов, перечисляемых в части 2 статьи 21 Конституции, то они описывают наиболее нетерпимые варианты унижения человеческого достоинства, осмысляемого с точки зрения личной свободы. Запрет подвергать человека насилию включает в себя запрет любых телесных наказаний. "Другое" жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, о котором говорится в части 2 статьи 21, в соответствии с практикой европейской системы защиты прав человека, в частности, предполагает запрет депортировать человека в государство, где в соответствии с практикой этого государства этот человек может быть подвергнут пыткам или бесчеловечному обращению, а также запрет такого порядка исполнения смертного приговора, при котором осужденный должен в течение длительного (многолетнего) срока ожидать приведения приговора в исполнение и при этом он может испытывать сильные страдания.
http://center-yf.ru/data/Yuristu/pravo-cheloveka-na-dostoinstvo.php
http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-o-chesti-i-dostoinstve-lichnosti-v-istorii-razvitiya-obschestva-evolyutsionno-pravovoe-izmerenie
16. Понятие и содержание права на уважение достоинства человека. Достоинство человека как основа концепции прав человека. Уважение достоинства человека как принцип права. Международные стандарты об уважении достоинства человека.
Принцип уважения человеческого достоинства утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса. Он сформулирован как максима основных законов всех демократических государств: «Человеческое достоинство ненарушимо»; предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.
Статья 21
1. Достоинство личности, как отмечается в Преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.
Достоинство - неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод (Постановление Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. N 11-П//СЗ РФ. 2000.N 27. ст. 2882) и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Поэтому, как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере обеспечивать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство. Обеспечить достоинство человека - значит прежде всего относиться к нему не как к объекту воздействия со стороны государства, а как к равноправному субъекту, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции) и спорить с государством в лице любых его органов (Постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. N 4-П//СЗ РФ. 1995. N 19. ст. 1764).
Закон устанавливает, что даже наказание, применяемое к лицам, осужденным за совершение преступления, не должно иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК). Из положения о праве всех лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение и уважение достоинства (п. 1 ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах) исходит и действующий УИК РФ, провозглашая, что уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 12).
Человек тем более не может быть умален в своем достоинстве на том основании, что он привлекается в качестве подозреваемого или обвиняемого и в отношении него осуществляется уголовное преследование. Статья 9 УПК запрещает в ходе уголовного судопроизводства осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участников уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья, и устанавливает, что никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Конкретизируются эти запреты, в частности, в требовании, чтобы проведение таких следственных действий, как освидетельствование и личный обыск, осуществлялось дознавателем и следователем одного пола с освидетельствуемым (обыскиваемым) и в присутствии понятых такого же пола.
Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека, закреплены в законодательстве о здравоохранении. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент, согласно ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (Ведомости РФ. 1993.N 33. ст. 1318), имеет право, в частности, на: уважительное и гуманное отношение; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он может сохранять достоинство."Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства", должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"//Ведомости РФ. 1992.N 33. ст. 1913).
Действующее гражданское законодательство называет достоинство личности в числе нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, неотчуждаемых и непередаваемых (ч. 1 ст. 150 ГК). В случаях совершения каких-либо действий, оскорбляющих достоинство человека, он вправе требовать по суду денежной компенсации нанесенного морального вреда (ст. 151, 1100 ГК). Если же моральный вред был причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию человека, он вправе требовать опровержения этих сведений адекватным способом - выдачей новых документов, опубликованием опровержения или ответа в соответствующих СМИ, вынесением судебного решения (ст. 152 ГК). Причем человек может добиваться признания по суду распространенных в отношении него сведений не соответствующими действительности и тогда, когда лицо, распространившее такие сведения, невозможно установить. Условия и порядок осуществления гражданином права на ответ или опровержение распространенных СМИ сведений, порочащих честь и достоинство человека, весьма детально регламентированы в ст. 43-46 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (Ведомости РСФСР. 1992.N 7. ст. 300; с изм. и доп. по состоянию на 16 октября 2006 г.).
Конституционный Суд расценил как нарушение достоинства личности также лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства (Постановление от 16 мая 1996 г. N 12-П), лишение человека возможности восстановить свои права, нарушенные в результате террористического акта (Определение от 27 декабря 2005 г. N 523-О), ограничение права осужденного добиваться смягчения своей участи (Определение от 11 июня 2006 г. N 406-О).
Наиболее грубые посягательства на честь и достоинство личности (доведение до самоубийства путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства, клевета, оскорбление, заведомо ложный донос и др.) признаются преступлениями и влекут уголовную ответственность (ст. 110, 129, 130, 306 УК). Особые меры установлены законодательством для защиты чести и достоинства лиц, осуществляющих важные публичные функции, в том числе судьи, следователя, прокурора, судебного пристава, представителя власти, военнослужащего (ст. 297, 298, 319, 336 УК).
Охрана государством достоинства личности закреплена в Конституции России (ст. 21), предусматривающей, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.
Достоинство личности рассматривается с двух сторон. С одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека и государства.
С другой стороны, достоинство личности является самостоятельным субъективным правом человека. Достоинство личности предполагает определенную оценку со стороны общества и самооценку личностью своих моральных и интеллектуальных качеств. Государство обязано защищать достоинство личности от рождения и до смерти вне зависимости от каких-либо обстоятельств. При этом личность в ее взаимоотношениях с государством является равноправным субъектом, который может защищать свои права всеми незапрещенными способами, в том числе оспаривая решения и действия государства в лице его органов.
Гарантией достоинства личности является конституционное требование о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Кроме того, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Требования защиты достоинства личности в широком объеме содержатся в отраслевом законодательстве.
В частности, граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (статья 43 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).
Федеральный закон «О полиции» запрещает сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняется боль, физическое или нравственное страдание (статья 5).
Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется прежде всего нормами уголовного и гражданского права.
Например, глава 17 Уголовного кодекса РФ «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» наряду с другими статьями включает такие виды преступных посягательств надостоинств личности, как клевета (ст. 128.1 УК РФ).
Согласно ст. 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
В случаях совершения каких-либо действий, оскорбляющих достоинство человека, он вправе требовать по суду денежной компенсации нанесенного морального вреда (ст. 151, 1100 ГК РФ). Если же моральный вред (физические или нравственные страдания) был причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию человека, он вправе требовать опровержения этих сведений адекватным способом - выдачей новых документов, опубликованием опровержения или ответа в соответствующих СМИ, вынесением судебного решения (ст. 152 ГК РФ). Если соответствующие сведения распространены в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ.
Свобода от пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания закреплена во всех основополагающих международных актов по правам человека:
— Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 г.):
«Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию» (ст. 5).
— Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.):
«Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам» (ст. 7).
— Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, 1950 г.):
«Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию» (ст. 3).
— Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989 г.):
«Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания» (ст.37а).
Данная свобода получила свое оформление и в других международных и региональных актах: в ст. 5 Межамериканской Конвенции по правам человека (1969 г.), а также в ст. 5 Африканской Хартии прав человека и прав народов (1981 г.), в ст. 3 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.).
Наиболее полное нормативное закрепление в международном праве прав человека рассматриваемая свобода получила в принятой в 1984 г. ООН Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Не менее значимым для последующего оформления концепции свободы от пыток и других видов антигуманного обращения и наказания было влияние указанных документов ООН на нормотворческую деятельность Совета Европы, выразившееся в принятии в 1987 г. Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания.