Понятие АП. АП в правовой системе РФ.

Понятие АП. АП в правовой системе РФ.

АПрассматривается в 3-х аспектах:

1. как отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и д\л по исполнению публичных функций государства.

2. как наука — это система взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере гос.управления, о его соц.обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного з-ва, о принципах АП, об истории и перспективах развития.

3. как учебная дисциплина – учебный курс, преподаваемый в вузах, содержащий знания об АП как отрасли и как науке.

АП в правовой системе РФ.

АП взаимодействует с отраслями российского права:

• КП закрепляет основы гос.устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов гос.власти. АП конкретизирует нормы КП, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

• ГП. Нормы ГП регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы АП определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

• УП.Взаимодействие норм УП и АП при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности.

• ФП. АП закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. ФП регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

• земельным и ЭП. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету ЗП и ЭП, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами АП;

• ТРУДОВЫМ ПРАВОМ. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

2. АП как отрасль правовой системы РФ: предмет, метод, система.

Предмет(*! – знак, обозначающий важный признак отношений):

1. Общественные отношения по поводу организации и функционирования Органов исполнительной власти.

2. Внутриаппаратные (внутриорганизационные) (!) отношения по поводу организации и функционирования органов законодательной (представительной), судебной власти и иных гос.органов.

3. Действующие на основе делегированных гос-ых полномочий (лицензия, аккредитация) (!) отношения по поводу организации и функционирования гос-ых и негос-ых учреждений, общественных объединений граждан.

4. Административное судопроизводство (производство судьями по делам об административных правонарушениях)

Метод АП

Источники АП

Источник – официальная форма закрепления нормы, внешняя форма ее фиксации.

Классификации:

По субъекту нормотворчества:

1. Акты имеющие особую правовую природу (Конституция РФ)

2. Законодательные акты (ФКЗ, ФЗ, законы субъектов, закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ)

3. Подзаконные акты

По юр.силе:

Федеральный уровень:

1. Конституция РФ

2. ФКЗ

3. ФЗ

4. Указы Президента

5. Постановления Правительства РФ

6. Приказы федеральных министерств

7. Постановления ГД и СФ

8. Постановления судебных органов

9. Постановления и приказы иных гос.органов (ЦБ РФ, Центральной избирательной комиссии)

Уровень субъектов:

1. Конституции (в республиках РФ) и Уставы субъектов РФ

2. Законы субъектов РФ

3. Постановления и указы высших должностных лиц

4. Приказы исполнительных органов субъектов РФ

5. Постановления законодательных органов субъектов РФ

6. Постановления и приказы иных органов субъектов РФ

Муниципальный уровень:

1. Устав

2. Решения представительных органов

3. Постановления главы муниципального образования

4. Приказы иных органов

Локальный уровень:

1. Устав

2. Приказы д/л

Дополнительно:

1. Акты бывшего СССР, если они прямо не отменены и в части, не противоречащей действующему з-ву

2. Международные акты (имеют приоритет, если они ратифицированы)

6. Понятие административных правоотношения, их структура и виды

Административные правоотношения – это управленческие связи, возникающие между субъектами в целях реализации функций государственного и муниципального управления.

Структура:

1. Субъекты – участники адм. правоотношений, обладающие административной правосубъектностью (особенность в том, что по крайней мере одна сторона - субъект с властными полномочиями)

2. Объект (то, по поводу чего возникает адм. правоотношение) – юр.факт, основанный на нормах права.

3. Содержание связей – совокупность прав и обязанностей субъектов.

Виды:

По предмету:

1. материальные (право на жалобу)

2. процессуальные (подача жалобы)

В зависимости от связи субъектов между собой:

1. Отношения иерархической субординации

1) линейные – руководитель и подчиненный

2) функциональные – круг субъектов не определяется

2. Горизонтальные отношения (признаки: каждый из субъектов наделен властными полномочиями, несоподчиненные субъекты, относительное равенство сторон)

7. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Основания возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений - этоюридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридический факт может возникать:

  • В результате действий лиц и органов – активное поведение субъекта (подача жалобы, издание акта). Правомерные действия и неправомерные действия и бездействия.

Особенностью юр.фактов по АП является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер

  • В результате событий - не зависящих от воли людей (достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт).

Инструментальный подход

По содержанию различают группы функций:

1. Ориентирование системы:

прогнозирование;

планирование;

нормативное регулирование;

методическое руководство.

2. Обеспечение системы:

кадровое;

материально-техническое обеспечение;

финансирование;

организационно-структурное обеспечение;

информационное.

3. Оперативное управление системой:

непосредственное регулирование деятельности;

учет;

контроль;

оценка деятельности.

Предметный подход (обеспечение деятельности в разных сферах_

· обеспечение гос.устройства

· обеспечение законности конституционных норм, НПА

· обесп. Материально производства

· … деятельности естественных монополий

· ….селхозяйства, социо-культурной сферы, внешних отношений

15 Административный процесс как форма деятельности субъектов власти (понятие, признаки, структура)

Управленческая, исполнительная деятельность осуществляется в определенной последовательности. Эта последовательность совершения управленческих действий и операций и составляет процесс управления. Порядок совершения управленческих действий регламентируется нормами права и в связи с этим он приобретает юридический характер. Управленческие процессуальные действия регулируются административно-процессуальными нормами. Следовательно, административный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений. Административный процесс направлен на обеспечение правильной реализации материальных административно-правовых и иных норм права, которые неотделимы от административно-процессуальных норм в том смысле, что процесс есть форма реализации, претворения в жизнь предписаний, содержащихся в нормах материального права.

Реализация норм административного материального права осуществляется с соблюдением юридических предписаний, определяющих порядок совершения правореализационных действий.

Действующие административно-процессуальные нормы содержатся в законах и иных нормативных актах. Эти нормы устанавливают порядок принятия и издания правоприменительных и других правореализационных актов, права и обязанности участников административного процесса и т.п.

Административный процесс обладает рядом специфических признаков.

· Это последовательно совершаемые действия по осуществлению управленческой деятельности. Административный процесс является формой реализации норм материального административного и некоторых иных отраслей права, специфической юридической формой управленческой деятельности. Содержанием административного процесса являются управленческие процессуальные отношения, возникающие между субъектами процесса, совершаемые в определенной последовательности действия и операции субъектов административного права, осуществляющих свои правомочия и обязанности в сфере управления.

· Характерной особенностью административного процесса, отличающей его от других видов процесса (уголовного, гражданского), является то, что он охватывает более широкий круг общественных отношений, имеет более сложную структуру производств, регламентируемую многочисленными административно-процессуальными нормами.

· Сфера его применения не исчерпывается реализацией норм административного материального права и защитой административно-правовых отношений. Правоприменительная деятельность органов государственного управления, органов исполнительной власти, должностных лиц и других субъектов управления нередко встречается с жизненными фактами, разрешение которых может быть осуществлено не только посредством применения норм административного права, но норм финансового, земельного и других отраслей права. Нормы указанных отраслей применяются в соответствии с правилами, установленными административно-процессуальными нормами.

· Административный процесс - это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая по своему содержанию, целям и результату. В связи с этим, необходимо отграничивать административный процесс, прежде всего от управленческого процесса, с одной стороны, и от иных видов юридической деятельности, с другой.

· Административно-процессуальная деятельность осуществляется уполномоченными на то субъектами публичной власти.

· Административный процесс имеет свое юридическое содержание, цель и результат. Юридическое содержание административного процесса состоит в том, что он является деятельностью по разрешению административных юридических дел. Результатами разрешения административных дел могут быть как индивидуальные правовые акты, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным лицам, так и подзаконные нормативные акты к органам исполнительной власти.

· Административный процесс - это властная деятельность в сфере публичного формирования, осуществляемая в процессуальной форме. Под процессуальной формой обычно понимается способ упорядочения властной деятельности, совокупность процедурных требований, предъявляемых к участникам процесса и направленных на достижения правового результата. П

· Административный процесс основан на принципах законности, объективности (материальной истины), равенства человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело, гласности административного процесса, а также ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение).

Процедурное производство

Предметом процедурного производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера. В рамках процедурного производства правовая оценка поведения того или иного лица не является обязательной. Процедурное производство не имеет своим результатом применение принудительных мер. Его результат - удовлетворение законных запросов физических или юридических лиц, а также обеспечение эффективной работы управленческого аппарата. Наконец, в рамках процедурного производства возможно совершение правоохранительных действий, но их характер иной: сам факт выдачи разрешения или проведения регистрации свидетельствует о том, что разрешенная или зарегистрированная деятельность соответствует требованиям законности.

Дисциплинарное производство.

Производство по жалобам.

Правовые акты управления.

Это важное средство практической реализации целей и функций административной власти. Они являются решениями, которые субъекты управления принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства различными сферами общественной жизни.

Основные черты, определяющие юридическую природу правовых актов управления.

1. Правовые акты управления являются формой исполнительно-распорядительной деятельности.

2. Подзаконность правового акта управления.

3. Правовые акты управления издаются от имени определенной структурной единицы государственного аппарата.

4. Правовые акты управления являются односторонними властными волеизъявлениями их авторов.

5. Правовые акты управления всегда оформлены надлежащим образом. Оформление заключается в соблюдении процедуры принятия (согласование, обсуждение, голосование) и соблюдении необходимых мер делопроизводства (номер, дата, автор), его подписании и утверждении, регистрации или опубликования.

6. Все правовые акты управления влекут юридические последствия. В зависимости от этого их делят на:

которые устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;

влекут возникновение, изменение, прекращение отношений, которые служат юридическими фактами.

Правовые акты управления - особый вид подзаконных официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.

Понятие АП. АП в правовой системе РФ.

АПрассматривается в 3-х аспектах:

1. как отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и д\л по исполнению публичных функций государства.

2. как наука — это система взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере гос.управления, о его соц.обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного з-ва, о принципах АП, об истории и перспективах развития.

3. как учебная дисциплина – учебный курс, преподаваемый в вузах, содержащий знания об АП как отрасли и как науке.

АП в правовой системе РФ.

АП взаимодействует с отраслями российского права:

• КП закрепляет основы гос.устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов гос.власти. АП конкретизирует нормы КП, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

• ГП. Нормы ГП регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы АП определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

• УП.Взаимодействие норм УП и АП при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности.

• ФП. АП закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. ФП регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

• земельным и ЭП. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету ЗП и ЭП, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами АП;

• ТРУДОВЫМ ПРАВОМ. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

2. АП как отрасль правовой системы РФ: предмет, метод, система.

Предмет(*! – знак, обозначающий важный признак отношений):

1. Общественные отношения по поводу организации и функционирования Органов исполнительной власти.

2. Внутриаппаратные (внутриорганизационные) (!) отношения по поводу организации и функционирования органов законодательной (представительной), судебной власти и иных гос.органов.

3. Действующие на основе делегированных гос-ых полномочий (лицензия, аккредитация) (!) отношения по поводу организации и функционирования гос-ых и негос-ых учреждений, общественных объединений граждан.

4. Административное судопроизводство (производство судьями по делам об административных правонарушениях)

Метод АП

Наши рекомендации