Консулат и Первая империя Наполеона Бонапарта
30 прериаля (18 июня) 1799 г. один из членов Директории аббат Сийес организовал государственный переворот, закончившийся заменой некоторых директоров и почти всех министров. Сам он преследовал цель произвести пересмотр Конституции III года Республики, изменить структуру и состав Правительства, обеспечив себе в нем первую роль. Однако т.н. законный путь внесения изменений вследствие сложности процедуры пересмотра Конституции, который мог быть осуществлен только через 9 лет после ее принятия, отпадал, и оставался уже апробированный вариант – государственный переворот при поддержке армии и генералитета. В такой ситуации снова пригодился удачливый молодой генерал Бонапарт, к которому при подготовке переворота примкнули два директора – сам аббат Сийес и Роже-Дюко, а также министр полиции Фуше, министр внешних дел Талейран, большинство членов Совета старейшин и естественно Совета пятисот, председателем которого был тогда брат Бонапарта Люсьен.
В результате событий 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. режим Директории перестал существовать. На следующий день под давлением Бонапарта депутаты приняли Декрет о ликвидации Директории и временной передаче исполнительной власти Комиссии из трех консулов – Сийеса, Бонапарта и Роже-Дюко, которым было поручено выработать новую Конституцию.
Консула́т (фр. Consulat): временное, десятилетнее и пожизненное консульство.
Первоначальный проект новой Конституции был разработан Сийесом и содержал такие важные идеи, как отказ от прямого народного представительства и введение выборных списков именитых людей, из которых бы формировалась власть, система нескольких взаимоисключающих по правам законодательных институтов, первенство правительственной власти. Сийес, кроме того, попробовал оградить конституцию от чисто военно-административной личной власти, а также возродить идею непререкаемых гражданских прав.
Бонапарт, обнаруживший стремления к единоличной диктатуре полувоенного образц, предложил свой авторский проект Конституции. Он не был даже поставлен на голосование, т.к. члены законодательных комиссий подписали его поодиночке. Новая Конституция была властно навязана Бонапартом, и произошел по сути еще один переворот во время всенародного плебисцита (3 млн.: 1562 чел.).
Конституция VIII года Республики от 13 декабря 1799 г.состояла из 95 статей. Она установила своеобразный республиканский строй с преобладанием исполнительной (авторитарной) власти. Формально было восстановлено всеобщее избирательное право – с 21 года при соответствующем цензе оседлости и при самостоятельности статуса. Реально низовые избиратели только косвенно участвовали в формировании органов государственной власти: избиратели коммуны делегировали 1/10 часть в коммунальный список, а из его состава 1/10 часть шла в следующий, департаментский список, и уже от него 1/10 могла войти в заветный Национальный список (т.е. 1/1000 пригодных кандидатов, которая в те дни реально составляла около 1 тыс. жителей Франции). Именно его участники назначались в члены Законодательного корпуса и другие институты. Списки нотаблей (избранных) первых уровней служили также для формирования из них коммунальных и департаментских органов власти.
Законодательная власть формально вручалась 4-хпалатному парламенту. Но законопроекты представлялись только от имени правительства – коллегии трёх консулов и передавались сначала непосредственно в Государственный совет (из 30 – 40 членов, назначаемых Первым консулом). Обсуждение проектов и их первичное утверждение происходило затем в Трибунате (100 членов, отбираемых на 5 лет из кандидатов старше 25 лет с ежегодным обновлением на 1/5). Утверждение или отклонение законопроектов осуществлял Законодательный корпус (из 300 членов старше 30 лет, 1/5 которого также ежегодно обновлялась); причем Конституция прямо запрещала ему «подвергать обсуждению проекты» (поэтому эту палату прозвали «300 немых»). Окончательное утверждение и проверку конституционности законопроектов проводил Охранительный Сенат (в составе 24 членов, назначаемых пожизненно из лиц старше 40 лет; пополнение Сената осуществлялось им самим кооптацией из кандидатов, представленных другими государственными органами). Этот сложный механизмпредставительства был разработан Сийесом в осуществление принципа: «Доверие должно идти снизу, власть – сверху».
Исполнительная власть поручалась трём консулам. Формально их назначал Сенат. Но имена первых консулов были зафиксированы конституционно. Реальной полнотой власти обладал только Первый консул (Наполеон Бонапарт); он обнародовал законы, составлял Государственный совет и правительство, назначал всех должностных лиц в государстве, включая судей большинства судов, объявлял войну и заключал мир. Власть его оказалась шире, чем полномочия короля по Конституции 1791 г. Второй и третий консулы имели только совещательный голос при «других правительственных актах». Министры были подотчётны консулам. Никакого средства против диктатуры исполнительной власти, и особенно Первого консула, конституция не предусматривала. Установленный Конституцией VIII года режим консульства был очевидно переходной политической формой. Обстоятельства сложились так, что режим эволюционировал в особую разновидность монархии, реально основанной на военной диктатуре – цезаризм.
Оформление Первой империи и режим «цезаризма».
Ближайшие политические события – как внутренние, так и внешние – позволили Бонапарту сломить оппозицию и укрепить режим единоличной власти.
Были проведены централизаторские административные реформы и оздоровлены финансы. Погашена гражданская война в Вандее, которая тлела с 1792 г. Были прощены эмигранты, более 40% которых вернулись в страну. Разгромлена якобинская оппозиция. Важными для правительства соглашениями окончились переговоры с Римской церковью. Победы в войнах привели к выгодному для Франции и Бонапарта Амьенскому миру (март 1802 г.). На этом общественном фоне почти полное одобрение вызвало дальнейшее укрепление единоличной власти Бонапарта.
Конституционные перемены были закреплены Органическим сенатус-консультом от 2-4 августа 1802 г., который состоял из 86 статей. Эта Конституция ХII года Республики была принята по итогам нового всенародного плебисцита (из 3,6 млн. лишь 8,3 тыс. «против»). Причем официальные итоги плебисцита в значительно большей мере, чем в 1799 г., отражали реальную общественную поддержку.
Существенно расширялась власть Первого консула: он мог выбирать себе преемника, представлял кандидатов для назначения двух других консулов, созывал Сенат и распускал Законодательный корпус, отменял смертные приговоры судов, заключал мирные и союзнические договоры. Самой главной переменой было объявление Бонапарта пожизненным консулом, т.е. превращение его, по сути, в монарха. Такое возвышение единоличной власти было проведено за счет компромисса с Сенатом, который, взамен утраченного права назначать консулов, стал первой властной структурой в государстве: он получил право издания сенатус-консультов по вопросам, «не оговоренным Конституцией, однако важным для ее успешного функционирования». Сенат впредь мог распускать Трибунат и Законодательный корпус, вводить чрезвычайные меры, ограничивать индивидуальные свободы. Состав Сената в еще большей мере зависел от Первого консула: он мог довести его состав до 120 членов, назначая вне избирательных коллегий тех граждан, «кто отличился своими талантами и заслугами». Зависимость от правительства возросла и путем конституционного «подкупа» сенаторов: наделением их земельными угодьями за счет государства, комфортабельным жильем, доходом до 25 тыс. франков.
Режим пожизненного консульства в течение двух последующих лет закономерно преобразовался в завершенную монархию, хотя и в конституционном обличье. Важную идейно-политическую роль сыграло создание в 1802 г. новой корпоративной военно-государственной структуры – ордена Почетного легиона. Иерархия ордена, даровавшегося за военные или гражданские заслуги, подкреплялась системой значительных государственных пенсий для его членов. Тем самым создавалось как бы новое дворянство (взамен разрушенного старого), но всецело из лиц, преданных новому строю, притом довольно многочисленное (к 1808 г. было уже до 21 тыс. легионеров).
Немалое значение в эволюции власти сыграл новый государственный быт, уподоблявшийся нравам и культурным образцам Римской империи времен цезарей. Расширение завоевательной политики в Европе, успехи французской армии сделали ее главной политической силой страны. Заговоры монархистов «старого режима» объединили даже левых республиканцев вокруг идеи новой монархии во имя Революции. Чем не замедлил воспользоваться Бонапарт для укрепления личной власти.
Новая редакция конституции была утверждена Органическим сенатус-консультом от 18 мая 1804 г. Третий референдум (с главным предложением – о наследственной власти Бонапарта) завершился полным одобрением (3,5 млн.: 2,5 тыс.).
Эта Конституция ХII года Республики состояла из 142 статей. Идее империи было отдано предпочтение перед королевской властью, потому что она напоминала о временах Древнего Рима и императора франков Карла Великого. Хотя конституировалось весьма своеобразное, если не сказать, что парадаксальное положение: «Управление республикой вверяется императору» (ст. 1).
Императором объявлялся Наполеон Бонапарт (ст. 2). Власть его была наследственной по мужской линии. При этом никаких династических привилегий не признавалось. По существу, императорская власть была разновидностью военной цезаристской диктатуры, только снабженная новыми атрибутами.
Компетенция главы Республики – императора – расширилась. За ним сохранялось право обнародования сенатус-консультов и других законов, председательствования в Сенате и Государственном совете, назначения министров и должностных лиц, ведения внешней политики. Император приобрел право принимать или отвергать представления Сената о законах, истолковывать законы, назначать главных должностных лиц империи и председателей законодательных органов, высших судов, подписывать приговоры Верховного суда. Правосудие впредь осуществлялось от имени императора.
Идея народного представительства была видоизменена по образцу времён древнеримских цезарей. Согласно авторитетному официальному разъяснению, «первый представитель нации – это Император». Также в 1808 г. правительственная газета «Монитор» опубликовала официальную поправку к речи супруги Бонапарта Жозефины, текст которой был составлен лично Наполеоном, в том духе, что не Законодательный корпус, а император есть представительство нации. По сути, диктатура Наполеона превращалась в новый абсолютизм.
Централизация и военная администрация закономерно привели к отказу от политического либерализма и к ограничению гражданских свобод в стране. Как ни парадоксально, но в итоге это стало историческим обеспечением дела Революции: вызванный ею радикализм, политическая и гражданская анархия, даже коммунистические тенденции были очевидно опасны для главных приобретений «нового режима» – равенства и собственности.
Империя Наполеона привнесла в государственно-политический уклад Франции выраженное начало политического авторитаризма (источник которого был и в традициях крестьянской нации, и в особенностях деформаций взаимоотношений законодательной и исполнительной властей в период Революции). Одним из его источников стала, как это ни парадоксально, непосредственная демократия – в виде плебисцитов, референдумов на основе всеобщего избирательного права. Взаимная обусловленность непосредственной демократии и государственного авторитаризма (цезаризма), в ограниченной форме известная со времен античной тирании, превратилась в важный и закономерный итог истории империи для всего политического уклада Нового времени.
Система законодательных учреждений в империи первоначально сохранялась. Но Законодательный корпус и Трибунат не созывались по нескольку лет, ибо глава республики имел право созывать их по своему усмотрению. За императором отныне признавалось право издания декретов по самым разным законодательным вопросам, в том числе в обход полномочий Законодательного корпуса.
Государственный совет был разделен на 6 секций (законодательную, военную, финансовую, внутренних дел, морскую, торговую), каждая из которых сосредоточилась на новой для государства административной юстиции. Реорганизации подвергся и Трибунат (поводом стала позиция его по вопросу принятия ФГК 1804 г.): он был количественно сокращен, разделен на 3 секции (законодательную, внутренних дел и финансовую); в общих собраниях запрещалось обсуждать законопроекты (с тем, чтобы не формировалось как бы политической оппозиции). В конце концов из-за сохранявшегося «беспокойного и демократического духа, который так долго волновал Францию», в 1807 г. Трибунат был упразднен. Его полномочия переданы трем законодательным комиссиям, председатели которых назначались императором.
В составе Сената были учреждены две политико-правовые по своему статусу комиссии – каждая из семи сенаторов. Комиссия личной свободы должна была проверять законность предварительных арестов, в особенности по подозрению в государственной измене. Комиссия свободы печати должна была проверять обоснованность запретительных мер правительства в отношении политической прессы (с началом Консульства свобода печати была резко ограничена, введена цензура, число политических периодических изданий было принудительно сокращено с 70-ти в 1800 г. до 4-х в 1814 г.). Первая из комиссий функционировала несколько лет, предписала несколько освобождений, затем ее работа практически стихла. Вторая напомнила о своей деятельности всего 8 раз и без определенных последствий.
Реальная власть переместилась в систему исполнительной власти, связанную с министерствами. Наполеон характеризовал такой процесс исполнительной централизации как «упрощение и усовершенствование учреждений».
Утверждение монархии сопровождалось созданием императорского двора, который имел как парадное, так и реальное административное значение – в военных и политических делах. Среди придворных должностей были выделены 6 высших сановников империи: верховный избиратель, великий канцлер, государственный канцлер, верховный казначей, коннетабль, генерал-адмирал. Все они были несменяемы (законом определялись персональные назначения) и составляли Верховный совет императора и, одновременно, верховный совет ордена Почетного легиона.
Следом за ними в общей государственной иерархии шли три класса должностных лиц, также обладавших особым статусом: 16 маршалов Франции, 8 генерал-инспекторов и генерал-полковников по родам войск, и высшие гражданские должностные лица, связанные с императорским двором.
Важнейшим политическим учреждением стал воссозданный Тайный совет, заседания которого проводились по усмотрению императора с привлечением двух консулов (первоначально): по двое министров, сенаторов, государственных советников, высших официалов Почетного легиона и пэров Франции. Они обсуждали проекты важнейших законов, вопросы помилования, ратификации договоров и трактатов.
Реальное руководство делами государства перешло к министрам, работавшим под прямым и непосредственным началом самого императора. Наполеон лично участвовал в работе большинства министерств, особенно иностранных дел, военного (составлял дипломатические ноты, назначал на вакантные места, утверждал внутриминистерские акты). Принципиально важным стало учреждение поста Государственного секретаря, ведавшего общими административными вопросами правительства. Сам Наполеон определил его функции так: «От государственного секретаря исходили все правительственные акты, это был министр министров, облекавший законной силой все действия посредствующих властей, главный нотариус империи... Через государственного секретаря я проводил мои решения и мою волю повсюду и по всем направлениям». При этом кабинета министров не существовало, и министры действовали как дополнительные директоры, компетенция которых определялась императором. Помимо прежних шести министерств: Иностранных дел, Финансов, Полиции, Юстиции, Внутренних дел, Флота и колоний, в 1801 г. было учреждено новое – Казначейство, в ведении которого были все денежные средства и контроль за их расходованием. Особое Министерство мануфактур и торговли (1811 г.) было выделено из ведомства внутренних дел в связи с особой политикой государственного протекционизма в экономике.
Одним из крупнейших и длительных по историческому значению политических шагов Наполеона было подписание Конкордата с Римской церковью (1801-1802 гг.). Права католической церкви в стране признавались, неотчужденные ранее имущества возвращались церкви, но католическая религия не признавалась государственной, и церковная деятельность ставилась под контроль государства. В результате было создано особое Министерство культов (1804 г.).
Особый закон от 10 мая 1806 г. провозгласил создание т.н. Университета Империи. По нему устанавливалось государственное единство всей системы образования в стране, все образовательные учреждения объявлялись только государственными, оплачивались государством и подчинялись ему, следом было организовано Министерство образования в 1808 г.
Особое централизующее значение в системе управления имело Министерство полиции (в течение большей части правления Наполеона его возглавлял талантливый, хоть и беспринципный полицмейстер Ж. Фуше, причастный еще к термидорианскому перевороту). Империя была разделена на 4 полицейских округа (включая Бельгию и Италию) со своим полицейским начальством. Ежедневно министерство обязано было представлять императору сводку происшествий за сутки по всей империи, что стало одной из важнейших форм контроля за общим управлением (Наполеон регулярно получал сводки, даже находясь в Москве зимой 1812 г.).
Новая организация местного управления (с сохранением в главном сложившейся административно-территориальной структуры) была установлена законом от 17 февраля 1800 г. Коллегиальность местных властей заменялась единоначалием, местная автономия – централизацией, выборность уступала назначению, низовые административные органы превращались в исполнительные, лишаясь прав решать что-либо значительное. Произошло и частичное видоизменение структуры: уезды переименовывались в округа, одинаковые для городского и сельского управления. Главной фигурой департаментской администрации стал префект. Его назначал персонально Первый консул (затем император), и ему передавалась вся исполнительная власть. В качестве помощников при нем действовали генеральный секретарь, коллегиальный генеральный совет и исполнительный совет. Советы назначал также глава государства, руководствуясь выборным департаментским списком нотаблей. В округе аналогичное положение занял супрефект. При нем действовал окружной совет из 11 членов – для вотирования некоторых исполнительных решений. В низовых коммунах управление поручалось мэру (в коммунах с населением до 5 тыс. жителей его назначал префект, в более значительных – непосредственно глава государства). У мэра были заместители, а также муниципальный совет – в 10, 20 или 30 членов; членов советов выбирал префект согласно коммунальному выборному списку.
По-особому было преобразовано управление Парижа, чтобы изжить революционно-коммунальных традиций. Городу с окрестностями был придан статус департамента, и он был разделен на 11 округов во главе с мэрами и двумя заместителями (их выбирал глава государства лично). Центральное управление было поделено между префектом департамента и префектом полиции, которые обладали непересекающимися полномочиями и отчасти контролировали друг друга.
Культ армии и военной доблести, военной субординации и произвола составляли неотъемлемую и важную часть политической системы и администрации начала XIX в. Воинская обязанность была всеобщей (на основании закона 1798 г.) для мужчин старше 20 лет. Срок службы определялся в 5 лет. Однако успешные войны, предоставляемые ветеранам льготы и раздачи обеспечили Наполеону большое количество волонтеров во французской армии. В течение 15 лет Империи и Консульства под ружье было призвано свыше 2,7 млн. чел. Из них более 1 млн. погибло в ходе многочисленных кампаний, особенно неудачного для Наполеона русского похода 1812-1813 гг. Преувеличенное значение военного фактора в системе Империи предопределило то, что чисто военные неудачи стали главной причиной падения Империи в 1814 г.
– III –