Источники права | Великобритания | США |
Судебный прецедент | Суд обязан следовать ранее установленным судебным решениям по аналогичным делам. Но судья самостоятельно признает, могут ли рассматриваемые обстоятельства дела использовать прецедент. | Высшие судебные органы штатов и Верховный суд США никогда не связаны своими собственными прецедентами. Вопрос, следовать или отходить от предшествующих решений, оставлен на свободное усмотрение суда. |
Законодательство (статут) | Статутное право основано на ряде конституционных законов, принятых парламентом, но так и не оформившихся в Конституцию. По признаку публичности выделяют публичные и частные статуты. По способу систематизации статуты подразделяются на кодифицирующие, консолидированные и обычные. Кодифицирующие акты парламента объединяют между собой в единое целое на базе общего предмета регулирования как действующие законы, так и существующие судебные решения – прецеденты. С момента принятия такого акта происходит дальнейшее развитие прецедентного права – суды интерпретируют такой акт, и на основании такой трактовки выносятся решения/вердикты по судебным делам. Нет отраслевых кодексов. Акты парламента (законодательного органа), принимаются под воздействием требований судебной практики. Законодательная техника имеет казуистический стиль. Систематизация законодательных актов идет в основном путем консолидации (соединения в один акт законодательных положений по одному вопросу) | Как источник права играет более значительную роль, чем статутное право в Англии Есть Конституция США – основной закон, есть федеральные законы и есть законы штатов. Некоторые штаты имеют кодексы. Но за исключением штатов французского происхождения, кодексы воспроизводят прежние нормы, созданные практикой и не являются основой для выработки и развития нового права. |
Право справедливости | С 1615 г. основано на принципе главенства юрисдикции суда права справедливости перед общим правом при возникновении конфликта между ними. После судебной реформы 1873-1875 гг. системы общего права и права справедливости объединились, но до сих пор юристы обращаются к нему как прецеденту | Утратило свое самостоятельное значение, но характерные для права справедливости судебные приказы прочно вошли в в практику деятельности американских судов. |
Обычай | Применяется наряду с судебным прецедентом. Обычай является не основным, а скорее второстепенным источником общего права. Это объясняется тем, что согласно установленному правилу обычаи можно считать обязательным лишь в том случае, если он имеет характер старинного обычая. Обычай не будет считаться юридически обязательным, если будет доказано, что он не мог существовать до 1189г. | Имеет второстепенное значение. Однако его роль велика в области функционирования институтов государственной власти. |
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти | Делегированное законодательство это нормативное регулирование, осуществляемое органами исполнительной власти, прежде всего, правительством, на основании полномочий, делегированных парламентом издавать в определенных целях соответствующие нормативные акты. По общему правилу эти нормативные акты имеют ту же юридическую силу, что и законы парламента, в соответствии с которыми и во исполнение которых они принимаются. Среди актов, принимаемых в порядке делегированного законодательства, выделяются приказы, постановления, инструкции и другие подзаконные нормативные акты. Высшей формой делегированного законодательства считается «приказ в Совете», издаваемый правительством от имени королевы и Тайного совета. | Третий и постоянно возрастающий по своему значению источник американского права. Акты (приказы, правила, директивы, инструкции), принимаемые с целью конкретизации и детализации законов, во многих случаях их подменяют. Это новое право (Administrative Law) носит полуадминистративный, полусудебный характер, как и прежнее право справедливости, но оно выработано и применяется органами, функционирующими под контролем традиционных судов. |