По борьбе с преступностью

На прокуратуру возложена функция координации деятель­ности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в связи с тем местом, которое она занимает в системе государст­венных органов. В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» она осуществляет надзор за соблюдением законности, поэтому в силу своего положения располагает информацией о том, как тот или иной орган выполняет возложенные на него обязанности в части соблюдения законов и борьбы с правонарушениями. Ведя надзор за соблюдением законов, прокуратура в то же время не связана ведомственными отраслевыми интересами, как это мо­жет быть свойственно другим правоохранительным органам, поэтому через ее посредство может реализовываться политика государства, закрепленная в законах, а ее независимость от ор­ганов государственной власти и управления позволяет ей вы­полнять чту функцию, не оглядываясь на чью бы то ни было за­интересованность в искажении такой политики. С другой сторо­ны, прокуратура, благодаря надзорным полномочиям, тесно свя­зана с государственными органами власти и имеет возможность вносить свои предложения, обязательные для рассмотрения и направленные на устранение причин и условий, способствую­щих совершению преступлений. Наконец, на прокуратуру воз­ложена функция уголовного преследования, и поэтому она за­интересована в успехе деятельности других правоохранитель­ных органов, направленной на раскрытие, пресечение и рассле­дование преступлений. Сказанное позволяет сделать вывод об обоснованности принятого законодателем решения о возложе­нии на прокуратуру обязанности организовывать координацию других правоохранительных органов в борьбе с преступностью. В то же время не следует смешивать координацию с взаимодей­ствием, которое осуществляется между правоохранительными органами и судом. Взаимодействие может состоять в информи­ровании судом следственных органов о судебной практике, со­стоянии судимости, недостатках расследования уголовных дел. Важным является сопоставление данных о судимости и уровне преступности (динамике и характеристике преступлений) по данным о едином учете преступлений, который ведется право-

охранительными органами. Последние изменения, происшед­шие в управлении уголовно-исполнительной системой (она пе­решла из ведения МВД в ведение Министерства юстиции и сей­час функционирует как Федеральная служба исполнения нака­заний ), а также создание Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ тре­буют, чтобы круг координируемых органов законодательно был расширен и в него вошли: утоловно-исполнитсльная система, поскольку вопросы исправления преступников и рецидива пре­ступлений между собой неразрывно связаны, а это требует и проведения совместных мероприятий МВД и МЮ; и органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые занимаются раскры­тием и расследованием преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Ныне координация деятельности правоохранительных орга­нов и организующая роль в этом прокуратуры имеет хорошую правовую базу. Прежде всего это урегулирование роли прокура­туры как координирующего органа ст. 8 Закона «О прокуратуре РФ»66. В ней указаны органы, находящиеся в системе координа­ции и формы, в которых протекает эта деятельность. Вторым по значению актом является Указ Президента от 18 апреля 1996 г., которым утверждено Положение «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».67 В Положении сказано, что координация осуществляется с целью эффективного решения задач по борьбе с преступностью и ук­реплению законности путем разработки и осуществления согла­сованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устра­нение обстоятельств, способствующих их совершению. В По­ложении подчеркивается, что она осуществляется на основе со­блюдения законности; равенства всех участников в постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа в реализации предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласо­ванных решений, рекомендаций, мероприятий; гласности в рам-

Закон «О прокуратуре РФ», Ст. 8 (В ред. 25 декабря 1995 г).

Положение о координации и деятельности правоохранительных ор­ганов по борьбе с преступностью. Указ Президента РФ от 18 апрели 1996 года //Собрание законодательств а. 1996. №17. Ст. 1958

ках соблюдения прав человека и гражданина и государственной и иной охраняемой законом тайны; ответственности руководи­телей каждого правоохранительного органа за выполнение со­гласованных решений. На прокурора возлагается обязанность и ему предоставляется право созывать координационные совеща­ния, организовывать рабочие группы, истребовать статистиче­скую и другую необходимую информацию. Он может иметь и другие полномочия в соответствии с упомянутым Положением.

Контрольные вопросы:

1. Какую роль выполняет прокуратура в координации дея­тельности по борьбе с преступностью?

2. Что является правовой основой координации правоохра­нительных органов по борьбе с преступностью?

3. Деятельность каких органов координирует прокуратура?

4. Каковы взаимоотношения правоохранительных органов во время их координации по борьбе с преступностью?

5. Каково их правое положение и ответственность по отно­шению друг к другу при выполнении запланированных меро-

приятий?

Наши рекомендации