Вопрос №1. понятие, признаки и элементы системы ИВ

ИВ присуща системность. Система ИВ в РФ сформировалась на основе советской системы органов государственного управления (система исполнительно-распорядительных органов). От высших до низовых. В 1991 году с распадом СССР произошло выделение из этой системы органов местного самоуправления – вся ИВ распалась на 2 уровня:

1 – государственная ИВ (собственно ИВ регламентируется нормами АП)

2 – муниципальная ИВ (осуществляется исполнительными органами местного самоуправления и регламентируется нормами мун-го права).

В 1993 году произошло от системы ИВ верхнего уровня: Президент в соответствии с КРФ перестал возглавлять систему ИВ. Сейчас он в АП рассматривается через соотношение с ИВ при определении полномочий Президента в сфере ИВ. Таким образом, КРФ определила и закрепила новую систему ИВ. В соответствии с ней в РФ существует единая система ИВ – подсистема органов государственной власти (ветвь единой системы ОИВ), установленная КРФ и ФЗ совокупность ОИВ РФ осуществляющая ИВ в РФ.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов ФОИВ и ОИВ субъектов образуют единую систему ИВ в РФ, возглавляемую Правительством РФ.

Единство системы ИВ обеспечивается путем:

- установления системы ИВ

- соблюдения всеми ОИВ законодательства

- признания обязанности исполнения на всей территории РФ правовых актов ФОИВ

Признаки единой системы ИВ:

1- подзаконность

2- иерархическая соподчиненность

3- единство (непрерывность)

4- построение на основе взаимодействия и разграничения компетенции

5- относительная мобильность

Соотношение системы и структуры АП – статичность системы и мобильность структуры.

Элементы единой системы ИВ – уровни, звенья, виды.

Уровни:

- федеральный

- региональный

Звенья:

1 – Правительство РФ 4 – иные органы ИВ субъектов РФ

2 – ФОИВ 5 – высшие ОИВ субъектов РФ

3 – территориальные органы ФОИВ 6 – территориальные органы ОИВ субъектов

Виды (с т.з. организационно-правовой формы)

1 – федеральные 2 – территориальные органы ФОИВ

а – федеральные министерства а – управления

б – федеральные службы б – представительства

в – федеральные агентства

3 – высшие ОИВ субъектов

а – Правительства, администрации

б – иные ОИВ субъектов РФ

Суть админ-й реформы:

1. произошло количественное и качественное изменение системы ИВ – уменьшение функций ОИВ на 20 % и увеличению количества органов (до 2004 – 56, с 9.03.2004 – 76, с 20.05.2004 – 80)

2. изменилась роль председателя Правительства, если раньше он – политическая фигура, то теперь он – политический назначенец, менеджер, технически проводящий политику Кремля

3. изменилась роль аппарата Правительства. Из параллельного («теневого») хотят преобразовать его в эффективный инструмент современный администрирования.

4. нет больше министров без портфеля

5. усилилась персональная ответственность руководителей ФОИВ

6. Трехуровневость системы ИВ:, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Вопрос №2. понятие, признаки и функции исполнительных органов государственной власти

Признаки ОИВ:

1- это 1 из видов государственных органов, т.е. органов государственной власти, наряду с другими

2- это носитель ИВ ( в соответствии с принципом разделения властей)

3- орган ИВ осуществляет управленческую деятельность

4- имеют свою организационную структуру, которая необходима для успешного осуществления тех целей, для которых они созданы.

5- ОИВ наделен определенной частью властны полномочий, т.е. государство поделилось ИВ некоторым объемом своих государственно-властных полномочий

6- ОИВ обладают определенной самостоятельностью, т.е. они самодостаточны в принятии решений при ЧС

7- ОИВ обладают определенной компетенцией

8- ОИВ действуют на определенной постоянно

9- ОИВ (порядок их организации и деятельности) финансируются из федерального и бюджета субъектов РФ.

10- ОИВ образуются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с особым порядком, регламентированным нормами КП, АП.

Функции ОИВ:

Развернутый вид – нормотворческая, контрольно-надзорная, регистрационная, административно-юрисдикционная и др.

Свернутый вид – нормотворческая и правоприменительная

Вопрос №3. виды ОИВ

1 – по территориальному устройству 4 – по организационно-правовым формам

- федеральные - Правительство

- ОИВ субъектов - министерства, службы, агентства

- администрации

- департаменты, управления и т.д.

2 – по объему компетенции 5 – по режиму подчиненности

- органы общей компетенции - органы, подчиненные Президенту РФ (сил)

-органы специальной компетенции - органы, подчиненные Правительству РФ

а - органы отраслевой компетенции - органы, подчиненные министерствам

б – органы функциональной компетенции

6 – по порядку финансирования (см. выше)

Вопрос № 4. компетенция ОИВ

- общая

- специальная

- отраслевая

- функциональная

Виды полномочий: императивные, альтернативные, диспозитивные.

Лекция №6. ФОИВ

  1. система ФОИВ
  2. структура ФОИВ
  3. полномочия Президента в сфере ИВ
  4. Правительство РФ: понятие, состав, организационно-правовые формы
  5. Федеральные министерства: понятие, структура, компетенция, руководство
  6. Иные ФОИВ, виды, структура, компетенция, руководство
  7. территориальные органы ФОИВ

Вопросы №1, 2, 3, 4. система ФОИВ

Система ФОИВ и структура ФОИВ – соподчиненные понятия: система раскрывает свое содержание через структуру составляющих ее организационных и функциональных элементов, система – результат объединения структурных единиц, образующих ее в единстве и целостности, т.е. порядок, обусловленный правильным расположением частей. система ФОИВ закрепляет статусы ФОИВ (в какой организационно-правовой форме они могут быть созданы). Система ФОИВ определяет правовой статус ИВ. Она же задает понятийный аппарат, принципы построения органов ИВ, теоретическую базу для структуры ФОИВ.

Структура ФОИВ – перечень наименований ФОИВ, входящих в систему ФОИВ.

Система шире структуры: структура зависит от системы, система определяет структуру, она содержит принципы ее организации, наиболее оптимальный вариант ее построения. Система - стабильный элемент, а структура – мобильна. Это свойство позволяет оптимизировать ее. Структура ФОИВ – основа для предоставления кандидатур на соответствующие должности ИВ.

В систему ФОИВ входят:

- федеральные министерства - 15

- федеральные службы - 34

- федеральные агентства – 31

Характеристика Правительства через взаимоотношения с Президентом.

По КРФ Президент является единоличным постоянно действующим главой государства. В условиях принципа разделения властей Президент:

- является гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина

- принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ.

- обеспечивает согласование функций и взаимодействие ОГВ

- определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ

- представляет РФ внутри и в международных отношениях

В системе высших ОГВ Президент играет роль арбитра, отсюда специфика его взаимоотношений с Правительством.

Полномочия Президента в сфере ИВ:

КРФ наделила Президента РФ различными полномочиями, часть он выполняет единолично, другую часть с различной степенью участия др. ветвей власти. Существует несколько направлений его деятельности:

1 направление: Президент участвует в формировании Правительства

2 направление: участвует в осуществлении полномочий ИВ.

Он предлагает кандидатуру премьер-министра для согласования Госдуме (задействовано 3 процедуры). Президент подбирает и назначает силовой блок Правительства и потом руководит им.

Состав Правительства:

- глава Правительства

- 2 зам. главы Пр-ва.

- федеральные министры (силовики, остальные министры).

Президент формирует свою администрацию, назначает и освобождает полпредов, представляет Госдуме кандидатуру на должность Председателя Центробанка, ставит перед Госдумой вопрос об освобождении его от должности. Президент – верховный главнокомандующий, формирует и возглавляет Совбез, вводит военное положение или ЧП, руководит внешней политикой РФ, ведет переговоры, подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных органах, решает вопросы гражданства РФ, предоставляет политическое убежище, награждает госнаградами, присваивает почетные высшие воинские и высшие специальные звания по положению «О классных чинах работников прокуратуры», присваивает звания действительного государственного советника юстиции и государственного советника юстиции 1, 2, 3 классов.

2 направление: руководит силовым блоком, присутствуя на заседаниях Правительства он ведет данное заседание. Вправе отреагировать на незаконные акты ОИВ как РФ, так и ее субъектов, но его реакция различна:

- по актам ОИВ фед-го уровня реакция окончательная – вправе отменить

- по актам ОИВ субъектов РФ - может приостановить его действия, а решение об отмене выносит уставной суд субъекта РФ

Президент, при контакте с ИВ издает соответствующие акты, эти акты, если они нормативные, являются источниками АП.

Акты Президента

- указы – нормативные и индивидуальные (назначение, почетные звания, награды, прием в гражданство и т.д.)

- распоряжения (издаются по оперативным проблемам)

Прекратительная функция ОИВ

Президент может освободить от должности Председателя Правительства, его замов, силовиков. Он может в случае возникновения инициативы отставки Правительства обладает решающим голосом. Инициатива может исходить от самого Президента, Председателя Правительства, Правительства, Госдумы.

Правительство – центральный коллегиальный исполнительный орган общей компетенции. Существуют 2 формы деятельности:

1 – заседания Правительства

а – по периодичности проведения б – по режиму проведения

- очередные (не реже 1 раза месяц) - закрытые

- внеочередные (по необходимости) - гласные

2 – Президиум Правительства (создается для решения оперативных вопросов и созывается по мере необходимости). Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам Правительства, которое вправе отменить любое решение Президиума.

Правительство в пределах своих полномочий:

1- организует реализацию внутренней и внешней политики РФ

2- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере

3- обеспечивает единство системы ИВ в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов.

4- формирует федеральные целевые программы, обеспечивает их реализацию.

5- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы

6- устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов ФОИВ

7- координирует деятельность силового блока, руководит несиловым.

8- может отменить акты ФОИВ или приостановить их действие

Вопросы, которые решаются только на заседаниях Правительства:

1- принятие решения о предоставлении Гос. Думе проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

2- рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, которые связаны с созданием СЭЗ.

3- устанавливаются наименования товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование

4- принимаются решения о внесении Правительством законопроектов в Госдуму.

5- устанавливается объем выпуска государственных ценных бумаг

6- рассматриваются проекты программ приватизации государственной федеральной собственности

7- вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ

8- принимаются решения о подписании соглашений с ОИВ субъектов РФ

9- образуется Президиум Правительства

10- утверждаются положения о федеральных министерствах и иных ОИВ

11- устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов ФОИВ

12- утверждается регламент Правительства, положение о его аппарате

Свою компетенцию Правительство осуществляет путем издания 2 основных актов:

- постановление

- распоряжение

Посредством издания постановлений оформляются акты нормативного характера. По оперативным и текущим вопросам , не имеющим нормативного характера издаются распоряжения. Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства. Эти акты м.б. обжалованы в суд.

Помимо них Правительство может принимать:

- обращения

- заявления

- иные акты, не имеющие нормативного характера

Срок полномочий Правительства не установлен. Он определятся сроком полномочий Президента, кроме случаев внезапной отставки Правительства.

Основания и способы прекращения полномочий Правительства:

1 - сложение полномочий перед вновь избранным Президентом

2 - отставка Правительства (варианты определяются инициатором)

а – Правительство подает в отставку

б – Госдума выражает недоверие Правительству

в - Президент оправляет в отставку

г – Председатель Правительства уходит в отставку

Потенциальная инициатива и реальная отставка не всегда совпадают. Законом не урегулирован этот вопрос в случае смерти Председателя Правительства.

Вопрос №5.Федеральные министерства: понятие, структура, компетенция, руководство

Федеральные министерства - ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Глава министерства – входящий в состав Правительства министр. Федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно ФКЗ, актами Президента и Правительства. Путем предоставления полномочий был повышен статус министерств как ОИВ.

Министерство издают: НПА (постановления, правила, приказы, распоряжения, инструкции, положения, разъяснения и иные, если те указаны в специальном положении об этом министерстве).

ФМ не могут осуществлять в установленной сфере функции по:

- контролю и надзору (это делают ФС)

- по управлению госимуществом (это у ФА), кроме случаев, установленных указами Президента

ФМ осуществляет координацию контроль деятельности находящихся в его подчинении ФА и ФС. ФМ является единоначальным ФОИВ, т.к. решения первого лица ФМ являются окончательными, однако ФМ не лишены коллегиальных качеств. При каждом министерстве создаются коллегии, которые предварительно рассматривают все важные вопросы данного министерства, но при равенстве голосов членов коллегии преимущество – за голосом председателя этой коллегии.

Министерства делятся:

по формам:

- классические (отраслевые) – регулируют и выполняют в своей сфере все. МИД, Минобороны, МВД и т.д.)

- проводящие государственную политику и обеспечивающие координацию деятельности граждан , ю.л., в определенной сфере деятельности. = минтранспорта.

По объему компетенции:

- отраслевой компетенции – Минкультуры

- функциональные (межотраслевые) – Минфин

- смешанной компетенции – Минобразования, МВД.

Наши рекомендации