Лекция №1.предмет и метод АП
Лекция №1.предмет и метод АП
- административное право как отрасль российского права
- исполнительная деятельность публичной администрации
- предмет административно-правового регулирования
- метод административно-правового регулирования
- система административного права
Вопрос №1. административное право как отрасль российского права
Правовое регулирование бывает 2 видов: публичное и частное. Цель публичного – охрана и обеспечение интересов государства и общества. Частного же – конкретных лиц.
Административное право – разновидность публичного права, обладающая своим предметом, который составляют государственно – управленческие отношения, т.е. те отношения, которые регулируются государством с целью их упорядочивания.
Особенности административного права:
1 - административное право – самая объемная отрасль российского права, она регулирует широкий спектр вопросов, связанных как с организацией системы органов государственной власти, так и с их деятельностью. Административное право в качестве своего предмета из 3 ветвей власти берет только исполнительную и подробно рассматривает ее организацию и деятельность. Конституционное право только закрепляет основы исполнительной власти. Большинство административистов рассматривает административное право по остаточному принципу, т.е. в предмет административного права входят все общественные отношения, которые не составляют самостоятельного предмета правового регулирования. Наряду с регулятивным воздействием, административное право широко использует административно-юрисдикционный метод воздействия на отдельных субъектов административных отношений. Это говорит о самодостаточности административного права, т.е. его нормы не только регулируют общественные отношения, но и охраняют их.
2 – самодостаточность (см. выше)
3 - административное право одна из основных магистральных отраслей российского права. Об свидетельствует следующее:
а – сложность (обусловлена спецификой предмета административного права – широтой и разнообразием общественных отношений)
б – «сквозной» характер управленческих отношений административного права, т.е. управленческая деятельность пронизывает все сферы общественной и государственной жизни. Это позволяет характеризовать административное право как отрасль (основу) в правовой системе, которая оказывает влияние на другие отрасли, испытывая взаимное влияние.
4. - Статус самостоятельности отрасли помимо предмета правового регулирования придает также наличие метода правового регулирования. У административного права - императивный (метод властных предписаний).
Вопрос №2. исполнительная деятельность публичной администрации.
Особенности исполнительной власти:
1 – исполнительная власть вторична по отношению к 2 другим ветвям власти.
2 - исполнительная власть имеет систематический, постоянный характер, поскольку -является основой всей социальной жизни.
3 - исполнительная власть носит универсальный характер, т.е. она присутствует везде, где есть коллективы, чьи проблемы она решает.
4 – в распоряжении исполнительной власти находится большой объем ресурсов государства: правовые, информационные, экономические и т.д.
5 - исполнительная власть реально располагает возможностями силового блока государства.
6 - исполнительная власть самая мобильная.
7 - исполнительная власть – самостоятельная ветвь власти, она не подчинена другим ветвям, но они взаимно подконтрольны.
Расписание заседаний Президента РФ.
Понедельник – силовой блок
Среда – премьер-министр
Четверг – заседания Правительства
Суббота – Совет безопасности
Президент может отменить незаконный акт исполнительной власти федерального уровня и приостановить такой субъекта РФ до суда субъекта.
Вопрос № 2. действие норм административного права во времени и пространстве
Самостоятельно
Лекция №3 административные правоотношения
- понятие и особенности административных правоотношений
- основания возникновения, изменения и прекращения
- виды административных правоотношений
- структура административных правоотношений
Вопрос №2. основания возникновения, изменения и прекращения админ. правоотношений.
Вопрос №2. АПС гражданина
Нормативная база: ФЗ «О гражд-ве» и т.д.
АПС гражданина представляет совокупность прав и обязанностей гражданина в его отношениях с исп – й властью. Поскольку этих прав и обязанностей (в силу предмета регулирования) большое количество, поэтому для удобства восприятия особенностей этих элементов их можно подразделить на определенные группы, использовав при этом различные критерии. С т.з. механизма реализации выделяют:
- абсолютные (безусловные)
- относительные
К абсолютным относятся такие права, которыми субъекты пользуются в режиме диспозитива, а субъекты власти обязаны при этом создавать условия для их реализации и не мешать этому. Реализация абсолютных прав в основном зависит от гражданина, т.е. соискателя этих прав.
Относительные права – для их реализации нужен акт государственного органа.
Обязанности:
- абсолютные – соблюдаются безотносительно субъекта поведения (ПДД, ТБ), безусловны, возлагаются на каждого субъекта.
- относительные – могут возникнуть из правомерных действий направленных на приобретение прав и пользовании ими. Среди них выделяют:
1 – обязанности пользователя (читателя библиотеки, пассажира), обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий (водители)
2 – обязанности, которые возникают из-за совершения неправомерных действий
а – обязанность выполнить законные требования представителя госвласти
б – обязанность, которую субъект должен претерпевать
в – обязанность по исполнению админ-х наказаний
По кругу лиц, которым предоставляются права:
- общие
- специальные - льготы
Признаки:
1- социально – демографический (больные, многодетные)
2-общественно-полезная деятельность (военные, госслужащие)
3 – с учетом территориального фактора
Территориальный:
- федеральные
- региональные
- локальные
По содержанию самостоятельно.
Вопрос №3. специальные АПС
Специальные АПС – обогащают общий АПС, т.к. субъект, имеющий специальный АПС приобретает определенный комплекс прав и обязанностей, но влияние спец-го на общий неоднозначно, т.к. он может нести соответствующие ограничения.
При выделении субъектов специального АПС существенное значение имеет их соц-я роль индивида:
- члены админ-х коллективов (студенты, военные)
- субъекты админ-й опеки (сироты, безработные)
- жители территорий с особым админ-правовым режимом
- субъекты разрешительной системы (водители)
- госслужащие
- лица, совершившие правонарушение
Лекция №5. ОИВ
- понятие, признаки и элементы системы ИВ
- понятие, признаки и функции исполнительных органов государственной власти
- виды ОИВ
- компетенция ОИВ
Вопрос №3. виды ОИВ
1 – по территориальному устройству 4 – по организационно-правовым формам
- федеральные - Правительство
- ОИВ субъектов - министерства, службы, агентства
- администрации
- департаменты, управления и т.д.
2 – по объему компетенции 5 – по режиму подчиненности
- органы общей компетенции - органы, подчиненные Президенту РФ (сил)
-органы специальной компетенции - органы, подчиненные Правительству РФ
а - органы отраслевой компетенции - органы, подчиненные министерствам
б – органы функциональной компетенции
6 – по порядку финансирования (см. выше)
Вопрос № 4. компетенция ОИВ
- общая
- специальная
- отраслевая
- функциональная
Виды полномочий: императивные, альтернативные, диспозитивные.
Лекция №6. ФОИВ
- система ФОИВ
- структура ФОИВ
- полномочия Президента в сфере ИВ
- Правительство РФ: понятие, состав, организационно-правовые формы
- Федеральные министерства: понятие, структура, компетенция, руководство
- Иные ФОИВ, виды, структура, компетенция, руководство
- территориальные органы ФОИВ
Вопросы №1, 2, 3, 4. система ФОИВ
Система ФОИВ и структура ФОИВ – соподчиненные понятия: система раскрывает свое содержание через структуру составляющих ее организационных и функциональных элементов, система – результат объединения структурных единиц, образующих ее в единстве и целостности, т.е. порядок, обусловленный правильным расположением частей. система ФОИВ закрепляет статусы ФОИВ (в какой организационно-правовой форме они могут быть созданы). Система ФОИВ определяет правовой статус ИВ. Она же задает понятийный аппарат, принципы построения органов ИВ, теоретическую базу для структуры ФОИВ.
Структура ФОИВ – перечень наименований ФОИВ, входящих в систему ФОИВ.
Система шире структуры: структура зависит от системы, система определяет структуру, она содержит принципы ее организации, наиболее оптимальный вариант ее построения. Система - стабильный элемент, а структура – мобильна. Это свойство позволяет оптимизировать ее. Структура ФОИВ – основа для предоставления кандидатур на соответствующие должности ИВ.
В систему ФОИВ входят:
- федеральные министерства - 15
- федеральные службы - 34
- федеральные агентства – 31
Характеристика Правительства через взаимоотношения с Президентом.
По КРФ Президент является единоличным постоянно действующим главой государства. В условиях принципа разделения властей Президент:
- является гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина
- принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ.
- обеспечивает согласование функций и взаимодействие ОГВ
- определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ
- представляет РФ внутри и в международных отношениях
В системе высших ОГВ Президент играет роль арбитра, отсюда специфика его взаимоотношений с Правительством.
Полномочия Президента в сфере ИВ:
КРФ наделила Президента РФ различными полномочиями, часть он выполняет единолично, другую часть с различной степенью участия др. ветвей власти. Существует несколько направлений его деятельности:
1 направление: Президент участвует в формировании Правительства
2 направление: участвует в осуществлении полномочий ИВ.
Он предлагает кандидатуру премьер-министра для согласования Госдуме (задействовано 3 процедуры). Президент подбирает и назначает силовой блок Правительства и потом руководит им.
Состав Правительства:
- глава Правительства
- 2 зам. главы Пр-ва.
- федеральные министры (силовики, остальные министры).
Президент формирует свою администрацию, назначает и освобождает полпредов, представляет Госдуме кандидатуру на должность Председателя Центробанка, ставит перед Госдумой вопрос об освобождении его от должности. Президент – верховный главнокомандующий, формирует и возглавляет Совбез, вводит военное положение или ЧП, руководит внешней политикой РФ, ведет переговоры, подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных органах, решает вопросы гражданства РФ, предоставляет политическое убежище, награждает госнаградами, присваивает почетные высшие воинские и высшие специальные звания по положению «О классных чинах работников прокуратуры», присваивает звания действительного государственного советника юстиции и государственного советника юстиции 1, 2, 3 классов.
2 направление: руководит силовым блоком, присутствуя на заседаниях Правительства он ведет данное заседание. Вправе отреагировать на незаконные акты ОИВ как РФ, так и ее субъектов, но его реакция различна:
- по актам ОИВ фед-го уровня реакция окончательная – вправе отменить
- по актам ОИВ субъектов РФ - может приостановить его действия, а решение об отмене выносит уставной суд субъекта РФ
Президент, при контакте с ИВ издает соответствующие акты, эти акты, если они нормативные, являются источниками АП.
Акты Президента
- указы – нормативные и индивидуальные (назначение, почетные звания, награды, прием в гражданство и т.д.)
- распоряжения (издаются по оперативным проблемам)
Прекратительная функция ОИВ
Президент может освободить от должности Председателя Правительства, его замов, силовиков. Он может в случае возникновения инициативы отставки Правительства обладает решающим голосом. Инициатива может исходить от самого Президента, Председателя Правительства, Правительства, Госдумы.
Правительство – центральный коллегиальный исполнительный орган общей компетенции. Существуют 2 формы деятельности:
1 – заседания Правительства
а – по периодичности проведения б – по режиму проведения
- очередные (не реже 1 раза месяц) - закрытые
- внеочередные (по необходимости) - гласные
2 – Президиум Правительства (создается для решения оперативных вопросов и созывается по мере необходимости). Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам Правительства, которое вправе отменить любое решение Президиума.
Правительство в пределах своих полномочий:
1- организует реализацию внутренней и внешней политики РФ
2- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере
3- обеспечивает единство системы ИВ в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов.
4- формирует федеральные целевые программы, обеспечивает их реализацию.
5- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы
6- устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов ФОИВ
7- координирует деятельность силового блока, руководит несиловым.
8- может отменить акты ФОИВ или приостановить их действие
Вопросы, которые решаются только на заседаниях Правительства:
1- принятие решения о предоставлении Гос. Думе проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
2- рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, которые связаны с созданием СЭЗ.
3- устанавливаются наименования товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование
4- принимаются решения о внесении Правительством законопроектов в Госдуму.
5- устанавливается объем выпуска государственных ценных бумаг
6- рассматриваются проекты программ приватизации государственной федеральной собственности
7- вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ
8- принимаются решения о подписании соглашений с ОИВ субъектов РФ
9- образуется Президиум Правительства
10- утверждаются положения о федеральных министерствах и иных ОИВ
11- устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов ФОИВ
12- утверждается регламент Правительства, положение о его аппарате
Свою компетенцию Правительство осуществляет путем издания 2 основных актов:
- постановление
- распоряжение
Посредством издания постановлений оформляются акты нормативного характера. По оперативным и текущим вопросам , не имеющим нормативного характера издаются распоряжения. Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства. Эти акты м.б. обжалованы в суд.
Помимо них Правительство может принимать:
- обращения
- заявления
- иные акты, не имеющие нормативного характера
Срок полномочий Правительства не установлен. Он определятся сроком полномочий Президента, кроме случаев внезапной отставки Правительства.
Основания и способы прекращения полномочий Правительства:
1 - сложение полномочий перед вновь избранным Президентом
2 - отставка Правительства (варианты определяются инициатором)
а – Правительство подает в отставку
б – Госдума выражает недоверие Правительству
в - Президент оправляет в отставку
г – Председатель Правительства уходит в отставку
Потенциальная инициатива и реальная отставка не всегда совпадают. Законом не урегулирован этот вопрос в случае смерти Председателя Правительства.
Вопрос №5.Федеральные министерства: понятие, структура, компетенция, руководство
Федеральные министерства - ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Глава министерства – входящий в состав Правительства министр. Федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно ФКЗ, актами Президента и Правительства. Путем предоставления полномочий был повышен статус министерств как ОИВ.
Министерство издают: НПА (постановления, правила, приказы, распоряжения, инструкции, положения, разъяснения и иные, если те указаны в специальном положении об этом министерстве).
ФМ не могут осуществлять в установленной сфере функции по:
- контролю и надзору (это делают ФС)
- по управлению госимуществом (это у ФА), кроме случаев, установленных указами Президента
ФМ осуществляет координацию контроль деятельности находящихся в его подчинении ФА и ФС. ФМ является единоначальным ФОИВ, т.к. решения первого лица ФМ являются окончательными, однако ФМ не лишены коллегиальных качеств. При каждом министерстве создаются коллегии, которые предварительно рассматривают все важные вопросы данного министерства, но при равенстве голосов членов коллегии преимущество – за голосом председателя этой коллегии.
Министерства делятся:
по формам:
- классические (отраслевые) – регулируют и выполняют в своей сфере все. МИД, Минобороны, МВД и т.д.)
- проводящие государственную политику и обеспечивающие координацию деятельности граждан , ю.л., в определенной сфере деятельности. = минтранспорта.
По объему компетенции:
- отраслевой компетенции – Минкультуры
- функциональные (межотраслевые) – Минфин
- смешанной компетенции – Минобразования, МВД.
Вопрос №7. Прохождение ГГС
Прохождение ГГС – урегулированный законодателем процесс, растянутый во времени, с самостоятельными стадиями.
Фактические стадии:
- аттестация
- квалификационный экзамен
- испытание
- перевод или перемещение
а – временное замещение иной должности ГГС
б – в связи с изменением существенных условий службы
Обязательные:
- поступление на службу
- прекращение служебных обязанностей
Юридически значимые факты поступлении на ГГС
1 - требования, предъявляемые к претенденту общие и специальные для данной должности
2 - документы, который представляет поступающий
3 - способы поступления на гражданскую службу
1. требования, предъявляемые к претенденту общие и специальные для данной должности:
- общие – гражданин РФ, 18 лет, владеющий русским языком
- специальные – определяются должностным регламентом и зависят от категории и группы госдолжности
2 - документы, который представляет поступающий:
- заявление о поступлении
- собственноручно заполненная и подписанная анкета установленной формы
- паспорт
- трудовая книжка
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ
- документ воинского учета
- документ об образовании
- сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
3 - способы поступления на гражданскую службу: назначение, но есть варианты. назначение как способ поступления на ГГС означает, что представителем нанимателя при условии соответствия претендента квалификационным требованиям для данной должности издает правоприменительный акт в форме приказа (иногда распоряжения). Этим назначение и заканчивается, если в этом правоприменительном акте не предусмотрены оговорки юридического характера.
Назначение по результатам конкурса:
Конкурс необходим, но самодостаточного юридического значения не имеет (с его помощью осуществляется лишь подбор), т.к. юридическую силу результатам конкурса придает назначенческий документ, на основе последнего заключается трудовой контракт. Конкурс (решение конкурсной комиссии) – приказ – контракт.. поступление гражданина на ГГС осуществляется по результатам конкурса, если иное не предусмотрено ст. 22 ФЗ « О государственной гражданской службе» от 27.07.2004.
Конкурс – оценка профессионального уровня претендентов, их соответствия квалификационным требованиям должности ГГС.
Конкурс не проводится:
- при назначении ан срочные должности ГГС категорий «руководители» и «пом-ки»
- назначение и освобождение от должности на которые осуществляется Президентом или Правительством РФ (только для категории «руководители»).
- при заключении срочного служебного контракта
- при назначении на должность служащего, который находится в кадровом запасе
- при назначении на должности, исполнение служебных обязанностей на которых связано с использованием сведений гостайны. Перечень этих должностей утверждается Президентом РФ.
- по решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться для младших должностей ГГС
Претендент, не допущенный к участию в конкурсе, может обжаловать это в суд.
Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на ГГС. Его содержание составляют права и обязанности сторон.
Сроки служебного контракта:
- на неопределенный срок
- на определенный срок - от 1 года до 5 лет, если иное не оговаривается законом
Испытание:
В приказе и служебном контракте м.б. предусмотрено испытание госслужащего для проверке его соответствия должностным требованиям, которое может устанавливаться на срок от 1 месяца до 1 года. Испытательный срок не устанавливается для:
- беременных женщин
- для окончивших обучение в учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на ГГС по договору (как я)
- для госслужащих, которые назначены на должность в порядке перевода по ликвидации, реорганизации либо сокращения должностей ГГС
- иные случаи
По окончании установленного срока при отсутствии у госслужащего соответствующего классного чина, проводится квалификационный экзамен по результатам которого ему присваивается КЧ , в срок испытания не засчитывается время, когда он фактически не осуществлял свои должностные обязанности. 2 оценки: неудовлетворительно (имеет право оставить ему его должность либо до истечения испытательного срока расторгнуть служебный контракт, предупредив его в письменной форме за 3 дня с объяснением причин), если срок истек, а он продолжает работать, то - принят на должность. До истечения испытательного срока гражданин может расторгнуть контракт по письменному заявлению за 3 дня до прекращения работы.
Аттестация:
Проводится для проверки профессионального уровня госслужащего и определяется и определения его дальнейшей судьбы. Аттестация проводится периодически, при ее проведении руководитель представляет отчет об исполнении служащим своих обязанностей 1 раз в 3 года.
Не подлежат аттестации руководители и помощники на срочном служебном контракте.
По результатам аттестации:
- соответствует замещаемой должности
- соответствует и рекомендуется к заключению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке профессионального роста
- соответствует после переподготовки
- не соответствует замещаемой должности
В течение 1 месяца после аттестации издается акт о том, что госслужащий:
- подлежит включению в кадровый резерв
- направляется на переподготовку или повышение квалификации
- понижается в должности
В случае отказа госслужащего в переподготовке или переводе оно может быть уволено. Увольнение можно обжаловать.
Вопрос №2. Виды АГА.
Деление возможно по нескольким критериям:
1. по юрид-м свойствам
а – нормативные акты (устанавливают, изменяют, отменяют юрид-е нормы, т.е. содержат общие правила поведения. Они не имеют конкретного адресата и рассчитаны на многократное применение.
б - индивидуальные акты. В отличие от НПА, они не содержат нормы права, издаются по конкретным вопросам и рассчитаны на многократное применение.
Таким образом, нормативные и индивидуальные акты, принципиально отличаясь по своим признакам, имеют одно общее значимое свойство: они по своей природе являются правовыми.
в – общие акты – это общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня, указ Президента «О призыве»)
г – смешанные акты – содержат одновременно нормы права и правоприменительные решения.
2. по форме:
а – письменные
б – устные (распространены на военной службе)
в – конклюдентные (знаковые)
3 – в зависимости от даты начала действия различают акты, вступающие в силу:
а – немедленно (с даты подписания, т.е. принятия)
б – с даты, которая указана в самом акте
в – в срок, указанный в другом акте
г – после госрегистрации и опубликования
4. с т.з. юридической самодостаточности:
а – акты, имеющие юрид-ю силу без дополнительных процедур.
б - АГА, требующие после их принятия госрегистрации в Минюсте. К ним относятся:
- акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина.
- устанавливающие правовой статус организаций
- имеющие межведомственный характер
- акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера
5. по порядку принятия АГА:
а – коллегиальные (постановление Правительства)
б – единоначальные (приказ министра, указ Президента)
Вопрос №3. требования, предъявляемы к АГА
- группа – законность, которая включает в себя несколько элементов:
а – АГА должен быть издан или принят в рамках компетенции того субъекта, который является инициатором принятия (принимает его)
б – АГА должен быть принят в установленной законом форме
в – АГА издается от имени государства
2. группа – целесообразность – подразумевает вопрос об актуальности, необходимости данного акта обществу и государству.
3. группа – организационно-технические требования, которые представляют из себя соответствующие внешние атрибуты АГА, начиная от качества бумаги до оформления реквизитов.
Если не соблюдены требования законности, то возможно 2 варианта дальнейших негативных последствий. Эти акты могут быть признаны:
- юридически ничтожными (любой акт, выходящий за рамки компетенции)
- юридически оспоримыми (их законность неоднозначна, т.е. спорна и решить этот вопрос можно только в порядке обжалования)
Вопрос №4. порядок разработки, принятия (издания), регистрации и опубликования АГА
Административное нормотворчество.
В АП, как и в других отраслях права, наряду с материальными нормами существуют и процессуальные нормы, которые регулируют управленческую деятельность в целом. Но поскольку управленческая деятельность разнообразна, то ее условно можно разделить на 3 разновидности:
1. деятельность, урегулированная нормами админ-процессуального права, результатом которой является правонаделение, т.е. наделение субъекта тем или иным правом.
2. деятельность, урегулированная нормами админ-процессуального права, результатом которой является издание или принятие нормативных актов – админ-е нормотворчество
3. деятельность, урегулированная нормами админ-процессуального права, результатом которой является админ-я юрисдикция, т.е. деятельность, направленная на возбуждение, расследование, рассмотрение, пересмотр и исполнение вынесенного полномочным субъектом админ-й юрисдикции (правоприменителем) наказания.
Субъектами нормотворчества являются Президент, Правительство, министерства.
Акты Президента:
Издаются в форме указов, согласно КРФ нет пренчя вопросов, по которым Президент вправе издавать свои указы. До сих пор указами Президента разрешаются вопросы:
1 - системы и структуры органов ИВ , хотя они должны быть предметом регулирования Закона. КС РФ решил, что по вопросам, касающихся системы ФОИВ, если они не урегулированы законодателем, Президент вправе издавать указы, которые не могут противоречить КРФ.
Указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, которые требуют законодательного регулирования, должны удовлетворять следующим требованиям:
- не должны противоречить КРФ и ФЗ
- их действие во времени должно ограничиваться периодом до принятия соответствующих законодательных актов
2 - регулирования проблем статуса силового блока:
- указы о МВД
- О Минобороны
- о Минюсте и ряд других положений
Соотношение указов Президента с постановлениями Правительства:
Традиционно считается, что нормативные указы Президента имеют приоритет перед нормативными актами, что подтверждается правом Президента отменять их. Механизм совместной работы по подготовке НПА Президента установлен в указе последнего «Об обеспечении взаимодействия Президента и Правительства РФ» от 10.06.1994
В целях обеспечения согласованной деятельности Президента и Правительства в сфере ИВ установлено, что проекты указов Президента РФ, затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительства РФ, д.б. направлены Правительству для согласования. указанные проекты актов Президента д.б. рассмотрены Правительством в 5-дневный срок со дня получения соответствующего проекта. Проекты постановлений Правительства, принятие которых предусмотрено указом Президента, направляются в администрацию Президента для согласования.
Согласно КРФ (ч.2 ст.5) субъекты РФ имеют свои Конституции, уставы и законодательство. По предметам совместного ведения субъектов РФ и РФ, субъекты принимают свои нормативные акты в соответствии с ФЗ, в случае их противоречия действует ФЗ.
По предметам исключительного ведения, т.е. по вопросам, которые не входят в ведение РФ, ее субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, в случае противоречия данных актов ФЗ, действуют акты субъектов РФ. Президент вправе приостановить действие этих актов до рассмотрения вопроса об их действительности в конституционном (уставном) суде субъекта.
Акты Правительства:
Правительство – один из субъектов админ-го нормотворчества. Оно издает нормативные акты в виде постановлений, которые подписываются Председателем, а в период его отсутствия – исполняющим обязанности председателя.
От нормативн-правовых актов Правительства следует отличать иные виды служебных документов, которые являются управленческими, но принимаются вне рамок надлежащей юрид-й процедуры (письма, обращения, поручения, заявления ит.д.)
В соответствии с Регламентом Правительства проекты НПА вносятся членами Правительства, ФОИВ. Они подлежат обязательному согласованию заинтересованными органами и организациями. Так, все они согласовываются с Минюстом, а проекты актов, предусматривающие расходы и госбюджета – с Минфином. Эти проекты м.б. подвергнуты экспертизе, они снабжаются пояснительными записками, расчетами, схемами и т.д.
Нормотворчество министерств:
В настоящее время в соответствии с указом Президента «О системе и структуре» среди ФОИВ, нормотворчеством могут заниматься только министерства. Остальные органы – в порядке исключения.
Нормативными актами министерств являются их нормативные указы и инструкции.
Порядок их принятия, подготовки и осуществления других процедур регламентируется «Правилами подготовки НПА ФОИВ и их регистрации» от 13.08.1997
Проект НПА соответствующего министерства подлежит согласованию с заинтересованными министерствами (если это необходимо). Согласование осуществляется посредством виз. Они проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника проекта.
Подготовкой занимается юрид-я служба соответствующего министерства. Срок подготовки – не больше 1 месяца. При разработке наиболее важных и сложных проектов могут создаваться рабочие группы.
Одновременно с разработкой проекта нормативного акта д.б. подготовлены изменения в ранее действующие акты, либо произведена подготовка к их отмене.
Нормативный акт должен иметь следующие реквизиты:
1. наименование органа, издавшего акт
2. наименование вида акта и его название
3. №, дата подписания и утверждения
4. наименование должности подписавшего лица, его ФИО, подпись, расшифровка подписи.
5. НПА изданный совместно с другими министерствами должен иметь везде единые № и дату.
6. НПА, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина регистрируются в Минюсте.
В соответствии с этими правилами госрегистрация включает в себя:
- юрид-я экспертиза на соответствие законодательству РФ
- принятие решения о необходимости госрегистрации данного акта
- присвоение регистрационного № акту
- занесение в госреестр нормативно-правовых актов ФОИВ.
Лекция № 10.Меры пресечения
- понятие и виды мер пресечения
- применение огнестрельного оружия
- админ-е задержание
Стадия – возбуждение дела
Возбуждение дела об админ-м правонарушении – это начальная стадия, она открывает производство. Следовательно все процессуальные действия на этой стадии носят начальный характер, т.е. обстоятельства дела могут изменяться, корректироваться.
Поводом для возбуждения дела может послужить следующее:
- непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составить протокол об админ-м правонарушении, достоверных данных , которые указывают на админ-е правонарушение.
- поступившее из правоохранительных органов, а также из органов власти (включая органы местного самоуправления) материалов, которые свидетельствуют об админ-м правонарушении.
- сообщения и заявления, поступившие от ф.л., ю.л., СМИ, которые указывают на факт админ-го правонарушения.
Возбуждение дела осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об админ-м правонарушении при наличии хотя бы одного повода из вышеперечисленных.
Дело считается возбужденным с момента:
- составления первого протокола о применении мер процессуального характера, т.е. обеспечительных мер, предусмотренных ст. 27.1
- составления протокола об админ-м правонарушении или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об админ-м правонарушении.
- с момента вынесения определения о возбуждении дела об админ-м правонарушении, если необходимо проведение факультативной стадии возбуждения ( админ-го расследования)
- оформление предупреждения или наложение (взимание) админ-го штрафа на месте, в случае, если протокол об админ-м правонарушении не составлялся
- в случае отказа в возбуждении дела об админ-м правонарушении, об этом выносится мотивированное определение.
Любая стадия производства по делма об админ-м правонарушении, а стадия возбуждеия в особенности, предполагает помимо поводов ее осуществления