Виды административных правонарушений

Легальное определение понятия «административное правонарушения» дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Анализ данного определения позволяет выявить следующие признаки административного правонарушения:

1) противоправность (наличие прямого нормативного запрета на совершение определенного действия или воздержания от определенного действия);

2) виновность (системный признак для привлечения к карательной ответственности, заключающийся в наличии при совершении деяния умысла или неосторожности; причем данные понятия должны быть определены, а ответственность дифференцирована в зависимости от формы вины;

3) обязательное наличие правового запрета на совершение деяния в соответствующем акте законодательного уровня, причем правовой запрет должен сопровождаться определенной, применительно к каждому деянию, санкцией.

Также, следует отметить, что в соответствии с положением п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введенного в действие с 1 июля 2002 г.) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП).

Административная ответственность может наступать не только за административные правонарушения, предусмотренные федеральным законом, но также и за такие административные правонарушения, которые предусмотрены региональным законодательством[1].

Некоторые авторы выделяют такой признак административного правонарушения как общественная опасность или общественная вредность. Данный признак является наиболее дискуссионным. Единого мнения и однозначного подхода к этому вопросу до настоящего времени не сложилось. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения. В теории административного права весьма распространена точка зрения, что административные правонарушения, как и преступления, тоже являются общественно опасными деяниями, хотя степень этой опасности ниже, чем у преступлений. Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения

существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права. Представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их «массовости» (например, безбилетный проезд — ст. 11.18; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов — ст. 12.6 КоАП). В то же время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща целому ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, пожарную, экологическую безопасность).

С учетом сказанного можно утверждать, что общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством.

Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их

вредности для общества, и это выражается в их противоправности. Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП, то есть личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью

граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства[2].

Не каждое деяние, даже содержащее такие признаки административного правонарушения, как противоправность, виновность и наказуемость, является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности, от схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать признаки административного правонарушения как понятия, как некой теоретической конструкции от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы:

1) объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

2) объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между

совершенным деянием и наступившим результатом);

3) субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, то есть обладающие административной деликтоспособностью);

4) субъективная сторона (психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина в форме умысла или неосторожности).

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность[3].

Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

По степеням общественной опасности среди административных правонарушений выделяют административные правонарушения с основным (простым) составом, с квалифицированным составом и с привилегированным составом.

Административные правонарушения с основным составом (простым) содержат признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния.

В административных правонарушениях с квалифицированным составом указываются признаки, повышающую общественную опасность деяния.

В административных правонарушениях с привилегированным составом указываются признаки, смягчающие общественную опасность деяния.

В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения делят на правонарушения с формальным составом и с материальным составом.

Материальными признаются те составы административных правонарушений, в которых: содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния

(например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ).

Формальными называются те составы, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ). Для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным

признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются на казуистичные и обобщенные.

Казуистичные, как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ). Обобщенные составы охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

Большое практическое значение имеет деление составов административных правонарушений на однозначные и альтернативные.

В однозначных составах четко указывается единственный признак (например, ст. 12.8 КоАП РФ).

Альтернативные составы содержат два или более вариантов признаков, вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением. Административным

правонарушением будет являться совершение как одного, нескольких или даже всех из названных в норме действий (например, ст. 20.8 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные[4].

Классификация видов административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации законодательства об административной ответственности, повышения эффективности правоприменительной практики органов исполнительной власти и их должностных лиц. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Поэтому применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений.

Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства т.е. общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления.

В соответствии с этим критерием административные правонарушения подразделяются на следующие виды.

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения, посягающие на избирательные права граждан и избирательное законодательство (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком

избирателей, участников референдума; проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом);

• правонарушения, посягающие на иные права граждан (например, на свободу совести и вероисповедания, свободу участия в забастовках, собраниях, митингах, шествиях и пикетировании, права на получение гражданином информации);

• правонарушения, посягающие на трудовые права граждан и в области охраны труда (например, нарушение законодательства о труде и об охране труда, уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения);

• правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних (например, неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего).

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения, посягающие на здоровье населения (например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов);

• правонарушения, посягающие на санитарно—эпидемиологическое благополучие населения (например, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения);

• правонарушения, посягающие на общественную нравственность

(например, занятие проституцией, получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией).

3. Административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения, посягающие на отдельные виды собственности — государственную, муниципальную и частную (например, уничтожение или повреждение чужого имущества, мелкое хищение);

• правонарушения, посягающие на природные ресурсы (например, самовольная добыча янтаря; самовольное занятие лесных участков; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом);

• правонарушения, посягающие на интеллектуальную собственность (например, нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах);

• правонарушения, посягающие на объекты культурного наследования (например, нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны; незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения);

• правонарушения, посягающие на отношения в сфере собственности на сооружения, устройства, установки (например, уничтожение специальных знаков; повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки);

• правонарушения, посягающие на отношения в сфере геодезической и картографической деятельности (например, уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации; утрата материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации).

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАПРФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения, посягающие на общественные отношения по охране окружающей среды в целом либо природных комплексов, а также на отношения по обеспечению экологической безопасности населения (например, несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе);

• правонарушения в области охраны и использования земель (например, порча земель; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению);

• правонарушения в области охраны и использования недр (например, нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение требований по рациональному использованию недр);

• правонарушения в области охраны и использования вод (например, нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств);

• правонарушения в области охраны атмосферы (например, нарушение правил охраны атмосферного воздуха; эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума);

• правонарушения в области охраны и использования растительного мира (например, нарушение правил лесопользования; нарушение требований к охране лесов; уничтожение

редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений);

• правонарушения в области охраны и использования животного мира (например, уничтожение мест обитания животных; уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; нарушение правил пользования объектами животного мира);

• правонарушения в области охраны и использования природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации (например, невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений; незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации).

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения в промышленности (например, нарушение требований промышленной безопасности; нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений);

• правонарушения в области строительства (например, нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию);

• правонарушения в энергетике (например, нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных и радиоактивных веществ; повреждение электрических сетей; повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности).

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве,

ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения, посягающие на фитосанитарную безопасность (например, нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями -сорняками; нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации

подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза));

• правонарушения, посягающие на установленный порядок культивирования и уничтожения наркотикосодержащих растений (например, непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли; непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли);

• правонарушения, посягающие на ветеринарную безопасность (например, нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных);

• правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления мелиоративных мероприятий (например, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта; нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений; повреждение мелиоративных систем);

• правонарушения, посягающие на установленный порядок ведения племенного животноводства (например, нарушение норм и правил ведения племенного животноводства);

• правонарушения, посягающие на установленный порядок оборота семян сельскохозяйственных растений (например, нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений; нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений).

7. Административные правонарушения на транспорте (гл. 11 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения в области железнодорожного транспорта (например, действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта);

• правонарушения в области воздушного транспорта (например, действия, угрожающие безопасности полетов; нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов);

• правонарушения в области водного транспорта (морского и речного) (например, действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил плавания; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления);

• правонарушения в области трубопроводного транспорта (например, нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов);

• правонарушения в области автомобильного транспорта (например, нарушение правил перевозки автомобильным транспортом тяжеловесных грузов; осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений);

• правонарушения, посягающие на безопасность на транспорте, правила перевозок (например, нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов; нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте; нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте; безбилетный проезд).

8. Административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения (например, управление транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы или рулевого управления; управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения);

• правонарушения, посягающие на установленный порядок управления транспортными средствами (например, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб).

9. Административные правонарушения в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения в области связи (например, самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания; использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи; самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи);

• правонарушения, посягающие на установленный законом порядок сбора, хранения, использования, распространения или защиты информации ограниченного доступа (например, разглашение информации с ограниченным доступом; нарушение правил защиты информации);

• правонарушения в области свободы массовой информации (например, злоупотребление свободой массовой информации; воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации);

• правонарушения, посягающие на общие отношения в сфере информации (например, нарушение порядка предоставления статистической информации; нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров; повреждение телефонов-автоматов).

10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• нарушение общих правил и требований к осуществлению предпринимательской деятельности (например, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); ограничение свободы торговли);

• нарушение прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг (например, незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; обман потребителей; нарушение правил продажи отдельных видов товаров);

• нарушения, связанные с банкротством (например, фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве);

• нарушения в кредитной сфере (например, незаконное получение кредита; воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации);

• нарушение правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (например, нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе; использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции);

• нарушения, связанные с осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности (например, нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения; нарушение законодательства о лотереях; нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости).

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения в области налогов и сборов (например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации);

• правонарушения в области финансов, банковских и бюджетных отношений (например, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования);

• правонарушения в области рынка ценных бумаг (например, недобросовестная эмиссия ценных бумаг; нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг);

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• нарушение правил таможенного оформления (например, незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; представление недействительных документов при таможенном оформлении; несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений);

• нарушение требований таможенного режима (например, недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них; несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита);

• нарушение таможенного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами (например, недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации; невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами);

• нарушение сроков уплаты таможенных платежей (например, нарушение сроков уплаты таможенных платежей);

• нарушения в сфере таможенного контроля (например, несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации; нарушение режима зоны таможенного контроля);

• нарушение установленных правил деятельности в области таможенного дела (например, незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела).

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (гл. 17 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения, посягающие на символы государственной власти (например, незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации; незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов);

• правонарушения, посягающие на функционирование государственных органов и должностных лиц, реализующих отдельные институты государственной власти (например, невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы; невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; воспрепятствование законной деятельности судебного пристава);

14. Административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения, посягающие на установленный режим государственной границы (например, нарушение режима государственной границы РФ; нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны РФ);

• правонарушения, посягающие на пограничный режим (например, нарушение пограничного режима в пограничной зоне; неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границы РФ);

• правонарушения в области миграционного законодательства, посягающие на установленный порядок (режим) пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, правила транзитного проезда через российскую территорию (например, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ; нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы); незаконная деятельностьпо трудоустройству граждан РФ за границей).

15. Административные правонарушения против порядка управления (гл.19 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения в сфере порядка осуществления определенной деятельности (например, нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации; нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов);

• правонарушения в сфере реализации обязанности граждан, должностных лиц, юридических лиц по совершению определенных действий (например, непредставление сведений (информации); проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации);

• правонарушения, связанные с нарушением предписаний, запрещающих совершение определенных действий (например, передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно- исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания; заведомо ложный вызов специализированных служб);

• правонарушения, связанные с нарушением норм, предоставляющих сотрудникам правоохранительных и иных контрольно-надзорных органов предъявлять законные требования (например, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы; невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов).

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения, посягающие на общественный порядок (например, мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования);

• правонарушения, посягающие на общественную безопасность (например, нарушение требований режима чрезвычайного положения; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему).

17. Административные правонарушения в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ). В эту группу входят следующие подвиды:

• правонарушения, посягающие на установленный порядок воинского учета (например, непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском

учете);

• правонарушения, посягающие на установленный порядок исполнения воинской обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; умышленные порча или утрата документов воинского учета).

Подобная классификация видов административных правонарушений позволяет правоприменителям правильно оценить характер совершаемого правонарушения, качественно осуществлять квалификацию деяния и соразмерно применять к виновным лицам административные наказания[5].

Список используемой литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. Административная ответственность: учеб. пособие/ под ред. А.И. Стахова, Н.В. Румянцева – 7 изд. – Москва.:ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2012.

3. Административное право: Учебник для вузов/ под ред. Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007.

4. Административное право России: учебник / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. — 3-е изд.— М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2010.

5. Пятый Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 24 - 25 октября 2014 г.): избранные материалы / Г.В. Абшилава, В.В. Акинфиева, А.Б. Афанасьев и др.; отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2015.

[1] Пятый Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 24 - 25 октября 2014 г.): избранные материалы / Г.В. Абшилава, В.В. Акинфиева, А.Б. Афанасьев и др.; отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2015. 202 с.

[2] Административное право России: учебник / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. — 3е изд.— М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2010, с. 366

[3] Административное право: Учебник для вузов/ под ред. Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов — 3е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007, с. 553

[4] Административная ответственность: учеб. пособие/ под ред. А.И. Стахова, Н.В. Румянцева – 7 изд. – Москва.:ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2012, с.44

[5] Административное право России: учебник / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. — 3-е изд.— М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2010, с. 398

Наши рекомендации