Виды (результаты) толкования правовых норм

1. По субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.

Разновидностями официального толкования являются:

1) аутентическое толкование - это разъяснение норм права, даваемое государственным органом, издавшим их;

2) легальное (делегированное) – осуществляется компетентным субъектом, прямо на то уполномоченным.

По степени общности:

нормативное - носит общий характер, подлежит использованию во всех случаях применения конкретной нормы права;

казуальное - носит индивидуальный характер, характеризируется однократным использованием в конкретном случае.

Разновидности неофициального толкования:

1) доктринальное (научное) толкование осуществляется научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными и содержатся в монографиях, статьях, научных комментариях к законам;

2) профессиональное (компетентное) - осуществляется специалистами в области права, профессионально занимающимися юридической практикой.

3) текущее (обыденное) толкование осуществляется гражданами, не являющимися специалистами в области права.

По объему толкование можно классифицировать на:

1) буквальное (адекватное) толкование, где смысл и словесное содержание нормы права совпадают;

2) ограничительное толкование, где словесное содержание норм права шире их подлинного смысла;

3) распространительное толкование, где словесное содержание нормы права уже ее истинного смысла.

Способы толкования норм права:

а) филологическое (грамматическое толкование) - уяснение смысла нормы права путем грамматического анализа ее словесной формулировки;

б) систематическое толкование - уяснение содержания правовой нормы путем установления ее системных связей с другими нормами;

в) логическое толкование - уяснение смысла и содержания норм права с помощью законов мышления;

г) историческое толкование - уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия, выяснения целей и задач, заложенных в них законодателем.

Значение толкования норм права:

- является важным условием эффективной реализации норм права;

- обеспечивает единообразие, правильное понимание и применение права на всей территории государства;

- выступает в качестве средства правового воспитания, способствует повышению правовой культуры населения;

- способствует установлению пробелов законодательства.

СИСТЕМА ПРАВА

Система права- это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих правовых норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятельные части.

Признаки системы права

- носит объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;

- носит целостный характер, т.е. согласована, непротиворечива;

- подразделяется на относительно самостоятельные части – отрасли, подотрасли, институты права;

- наличествуют связи между элементами системы права;

- характеризуется устойчивостью и динамизмом.

Структурные элементы системы права

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.

Подотрасль права - обособившаяся часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, которая регулирует специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

Правовой институт - обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Критерии деления права на отрасли:

- предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права;

- метод правового регулирования - это различные способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования (метод диспозитивный, императивный, поощрительный, рекомендательный).

Виды отраслей права

1. по предмету правового регулирования:

- конституционное;

- уголовное;

- административное;

- гражданское;

- трудовое;

- финансовое;

- земельное;

- семейное;

- уголовно-исполнительное;

- уголовно-процессуальное;

- гражданско-процессуальное.

2. по назначению:

- материальные - состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, трудовое, уголовное);

- процессуальные - состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное).

3. по предметному единству:

- основные - в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, уголовное и др.);

- комплексные - состоят из норм, входящих в различные отрасли права (предпринимательское право, экологическое право и др.)

Публичное и частное право

Публичное право – система норм, регулирующая порядок деятельности органов государственной власти, обеспечивающих публичный (общий) интерес.

Состав публичного права: конституционное право, административное право, муниципальное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, международное публичное право и другие.

Частное право – система норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих интересы, независимость и инициативу отдельных лиц и их объединений.

Состав частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, торговое право, банковское право, международное частное право.

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Законность является основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества.

Законность– принцип или требование строгого и полного осуществления предписаний правовых законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов всеми субъектами права.

Требования законности:

1) верховенство закона в отношении других нормативных правовых актов;

2) издание нормативных правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции;

3) своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества;

4) обеспечение прав и свобод гражданина и человека;

5) контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов;

6) пресечение всех проявлений беззакония и произвола.

Принципы законности:

1) единство законности в масштабах всего государства;

2) обязательность законности для всех, без какого то ни было исключения;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) неразрывная связь законности и культурности;

5) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

6) неотвратимость наказания за нарушение законности.

Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Признаки правопорядка:

- состояние упорядоченности, организованности общественных отношений;

- это порядок, регламентированный нормами права;

- возникает в результатах фактической реализации всех правовых норм, является итогом правового регулирования;

- в основе правопорядка лежит требование законности, он является итогом реализации законности;

- обеспечивается государством.

Принципы правопорядка:

- определенность;

- системность;

- организованность;

- единство;

- устойчивость;

- государственная гарантированность.

Классификация правопорядка:

По масштабности

- общегосударственный;

- региональный;

- местный, локальный.

По характеру отношений

- конституционный;

- административный;

- экологический.

По объему и значимости

- общий;

- отраслевой;

- специальный.

Наши рекомендации