Виды (результаты) толкования правовых норм
1. По субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.
Разновидностями официального толкования являются:
1) аутентическое толкование - это разъяснение норм права, даваемое государственным органом, издавшим их;
2) легальное (делегированное) – осуществляется компетентным субъектом, прямо на то уполномоченным.
По степени общности:
нормативное - носит общий характер, подлежит использованию во всех случаях применения конкретной нормы права;
казуальное - носит индивидуальный характер, характеризируется однократным использованием в конкретном случае.
Разновидности неофициального толкования:
1) доктринальное (научное) толкование осуществляется научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными и содержатся в монографиях, статьях, научных комментариях к законам;
2) профессиональное (компетентное) - осуществляется специалистами в области права, профессионально занимающимися юридической практикой.
3) текущее (обыденное) толкование осуществляется гражданами, не являющимися специалистами в области права.
По объему толкование можно классифицировать на:
1) буквальное (адекватное) толкование, где смысл и словесное содержание нормы права совпадают;
2) ограничительное толкование, где словесное содержание норм права шире их подлинного смысла;
3) распространительное толкование, где словесное содержание нормы права уже ее истинного смысла.
Способы толкования норм права:
а) филологическое (грамматическое толкование) - уяснение смысла нормы права путем грамматического анализа ее словесной формулировки;
б) систематическое толкование - уяснение содержания правовой нормы путем установления ее системных связей с другими нормами;
в) логическое толкование - уяснение смысла и содержания норм права с помощью законов мышления;
г) историческое толкование - уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия, выяснения целей и задач, заложенных в них законодателем.
Значение толкования норм права:
- является важным условием эффективной реализации норм права;
- обеспечивает единообразие, правильное понимание и применение права на всей территории государства;
- выступает в качестве средства правового воспитания, способствует повышению правовой культуры населения;
- способствует установлению пробелов законодательства.
СИСТЕМА ПРАВА
Система права- это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих правовых норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятельные части.
Признаки системы права
- носит объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;
- носит целостный характер, т.е. согласована, непротиворечива;
- подразделяется на относительно самостоятельные части – отрасли, подотрасли, институты права;
- наличествуют связи между элементами системы права;
- характеризуется устойчивостью и динамизмом.
Структурные элементы системы права
Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.
Подотрасль права - обособившаяся часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, которая регулирует специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.
Правовой институт - обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.
Критерии деления права на отрасли:
- предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права;
- метод правового регулирования - это различные способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования (метод диспозитивный, императивный, поощрительный, рекомендательный).
Виды отраслей права
1. по предмету правового регулирования:
- конституционное;
- уголовное;
- административное;
- гражданское;
- трудовое;
- финансовое;
- земельное;
- семейное;
- уголовно-исполнительное;
- уголовно-процессуальное;
- гражданско-процессуальное.
2. по назначению:
- материальные - состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, трудовое, уголовное);
- процессуальные - состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное).
3. по предметному единству:
- основные - в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, уголовное и др.);
- комплексные - состоят из норм, входящих в различные отрасли права (предпринимательское право, экологическое право и др.)
Публичное и частное право
Публичное право – система норм, регулирующая порядок деятельности органов государственной власти, обеспечивающих публичный (общий) интерес.
Состав публичного права: конституционное право, административное право, муниципальное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, международное публичное право и другие.
Частное право – система норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих интересы, независимость и инициативу отдельных лиц и их объединений.
Состав частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, торговое право, банковское право, международное частное право.
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
Законность является основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества.
Законность– принцип или требование строгого и полного осуществления предписаний правовых законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов всеми субъектами права.
Требования законности:
1) верховенство закона в отношении других нормативных правовых актов;
2) издание нормативных правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции;
3) своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества;
4) обеспечение прав и свобод гражданина и человека;
5) контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов;
6) пресечение всех проявлений беззакония и произвола.
Принципы законности:
1) единство законности в масштабах всего государства;
2) обязательность законности для всех, без какого то ни было исключения;
3) гарантированность прав и свобод личности;
4) неразрывная связь законности и культурности;
5) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
6) неотвратимость наказания за нарушение законности.
Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.
Признаки правопорядка:
- состояние упорядоченности, организованности общественных отношений;
- это порядок, регламентированный нормами права;
- возникает в результатах фактической реализации всех правовых норм, является итогом правового регулирования;
- в основе правопорядка лежит требование законности, он является итогом реализации законности;
- обеспечивается государством.
Принципы правопорядка:
- определенность;
- системность;
- организованность;
- единство;
- устойчивость;
- государственная гарантированность.
Классификация правопорядка:
По масштабности
- общегосударственный;
- региональный;
- местный, локальный.
По характеру отношений
- конституционный;
- административный;
- экологический.
По объему и значимости
- общий;
- отраслевой;
- специальный.