Система источников трудового права и ее особенности

.

§ 2. Система источников трудового права и ее особенности

При конструировании системы источников трудового права вкладывают в ее основу принцип «старшинства законов», их слу­жебную иерархию.

Юридической базой для построения, развития и совершенство­вания всей системы источников российского трудового права яв­ляется Конституция Российской Федерации, а на территории ка­ждой республики как субъекта еще и Конституция этого субъекта Федерации.

Конституция содержит важнейшие правила поведения людей в государстве и государства по отношению к каждому его граж­данину, в том числе и в сфере труда, которые конкретизированы в Трудовом кодексе, других федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Ныне идет интенсивный процесс создания и развития источ­ников российского трудового права. Все источники трудового права находятся в их взаимосвязанной системе. Система источников данной отрасли — это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и расположение последовательно по предмету, ими регулируемому, всех актов трудового законодательства в едином их комплексе.

Вся система источников трудового права и ее особенности предопределены спецификой предмета и метода данной отрасли права. В этой системе источников есть акты общего и специаль­ного трудового законодательства с различной сферой действия, акты федеральные и субъектов Федерации и органов местного самоуправления, акты законодательные и договорные, локальные. Трудовой кодекс четко определил в ст. 5 субординацию (подчи­нение) источников трудового права. Он предусмотрел, что тру­довое законодательство состоит из Трудового кодекса и иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации, актов органов местного самоуправления и локальных нормативных ак­тов, содержащих нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать трудово­му праву, не должны противоречить Кодексу и иным федераль­ным законам. Постановления Правительства РФ по трудовому праву не должны противоречить Трудовому кодексу, иным феде­ральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти (Министерства труда и социального развития РФ и др.) не должны противоречить Кодексу, иным федераль­ным законам, указам Президента РФ и постановлениям Прави­тельства РФ. Трудовое законодательство субъектов Российской Федерации не должно противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановле­ниям Правительства РФ и нормативным актам федеральных ор­ганов исполнительной власти.

Трудовое законодательство органов местного самоуправления и локальные нормативные акты трудового права не должны про­тиворечить Трудовому кодексу, федеральному трудовому законо­дательству и трудовому законодательству соответствующего субъекта Федерации.

В случае противоречия между Трудовым кодексом и иными федеральными законами по трудовому праву применяются поло­жения Кодекса.

Если же новый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соот­ветствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс.

Разграничение в создании источников трудового права пол­номочий между Федерацией и ее субъектами предусмотрено ст. 6 ТК, которая отнесла к компетенции Федерации создание минимума гарантий закрепляемых ею основных трудовых прав работников. Повышение этих гарантий отнесено к компетенции субъектов Федерации.

Как видно из приведенной ранее классификации, виды ис­точников трудового права могут быть различными. Это не толь­ко законы и подзаконные нормативные акты, но и социаль­но-партнерские соглашения и коллективные договоры. Послед­ние как регуляторы труда также относятся к источникам, хотя это и не нормативные акты, издаваемые органами власти и управления. Но они содержат нормативные договорные положе­ния социальных партнеров, в том числе представителей органов исполнительной власти при трипартизме (трехсторонние согла­шения). Все указанные акты объединены единой системой источ­ников трудового права, последовательно располагаясь в ней по динамике развития трудового отношения по соответствующим институтам данной отрасли. Следовательно, система источников трудового права строится по системе данной отрасли, которая, в свою очередь, построена по предмету правового регулирова­ния труда. Под системой источников как целого комплекса по­нимаются не только состав этого комплекса, но и последователь­ность расположения источников внутри данной системы, их взаимосвязь и субординация, т. е. подчинение содержания одно­го источника другому — высшему. В случае же их расхождения действует нормативный акт трудового законодательства более высокого иерархического уровня. В системе источников россий­ского трудового права находятся и соответствующие междуна­родные акты по труду ООН, МОТ, ратифицированные нашей страной. Рекомендуется знать и акты Европейского сообщества, поскольку Россия является его членом.

Следует отметить, что с объединением стран Европы в Евро­пейское сообщество (Совет Европы) происходит более быстрое развитие трудового права этих стран на основе соответствующих актов ЕС. Так, Хартия Сообщества об основных социальных пра­вах трудящихся 1989 года закрепила ряд трудовых и социаль­но-обеспечительных прав, дав странам ЕС определенный их стан­дарт и нацелив на развитие этих прав. Еще шире, яснее и глубже эти социальные трудовые права провозглашены были Советом Европы в Европейской Социальной Хартией в 1961 году (пере­смотренной в 1996 году), которая закрепила более 30 важных со­циально-трудовых прав и принципов.

Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и федеральные зако­ны имеют верховенство на всей территории России.

Система источников трудового права отражает объективные тре­бования системы данной отрасли, но в то же время не лишена та­кого субъективного фактора, как целенаправленное усмотрение зако­нодателя при создании данного конкретного нормативного акта или определенной группы актов. Вот почему эти две системы (отрасли и источников) не всегда совпадают. Например, Кодекс имеет не все институты трудового права, выделенные в учебнике в самостоятель­ные главы. Так, нет в Кодексе главы по содействию занятости и трудоустройству. В то же время есть главы, содержащие только специальные нормы: о труде женщин, несовершеннолетних и другие (разд. XII ТК), которые не могут вне соответствующих общих норм составлять самостоятельный институт трудового права. Они относят­ся соответственно, как ранее указывалось, к институтам охраны тру­да, рабочего времени и времени отдыха, трудовому договору.

Статья 5 ТК указывает, что законодательство РФ о труде со­стоит из Кодекса и иных актов трудового законодательства Рос­сии и ее субъектов, т. е. в ней предусматривается кратко систе­ма источников трудового права.

Система источников трудового права имеет следующие осо­бенности.

1. Она обусловлена федеративным устройством Российского государства как добровольного объединения на основе федератив­ного договора ее республик и других ее субъектов (краев, облас­тей и т. д.), которые в пределах, указанных в Конституции РФ, самостоятельно осуществляют государственную власть и право­творческую деятельность на своей территории. Поэтому в системе источников трудового права России находятся не только законы и подзаконные акты федеральных органов власти и управления, но и акты трудового законодательства субъектов Российской Фе­дерации, которые не должны противоречить Конституции РФ, Кодексу и другому федеральному трудовому законодательству.

Часть 1 ст. 72 Конституции РФ указывает, что трудовое за­конодательство находится в совместном ведении Российской Фе­дерации и ее субъектов, а в случае противоречия закона субъек­та действует федеральный закон (ст. 76).

2. В системе источников трудового права находятся не толь­ко нормативные акты по труду, но и договорные нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных до­говоров. В ней отражается также сочетание императивных норм, • принятых в централизованном порядке, с все более расширяю­щимися диспозитивными нормами, локальными, разрабатываемы­ми и применяемыми непосредственно в организации в пределах прав работодателя и профсоюзного органа.

3. В системе источников трудового права находятся ратифи­цированные Российской Федерацией международно-правовые акты по труду. Международные источники трудового права по­вышают защищенность трудящихся и условия их труда.

4. В систему источников трудового права входит много актов специализированного ведомства — Министерства труда и соци­ального развития РФ, а также других специализированных ве­домств — Федеральной инспекции труда, Госгортехнадзора и др.

5. В создании нормативных актов трудового законодательства активно участвуют сами работники через свои профсоюзы и дру­гие представительные органы, а также работодатели Kaif непосред­ственно в создании локальных актов и локальных норм, так и че­рез своих представителей на разных уровнях, вплоть до федераль­ного. Это отражает и специфику метода трудового права.

6. В системе источников трудового права отражаются един­ство и дифференциация трудового законодательства. Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда и в общих актах и общих нор­мах для всех работников на территории России, т. е. в общем трудовом законодательстве.

Дифференциация (различие) норм трудового права выражает­ся в специальном законодательстве для некоторых категорий работников, т. е. в специальных нормативных актах трудового права и специальных нормах в общих актах. Например, специ­альным актом является Закон РФ «О государственных гаранти­ях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в рай­онах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г., а специальными нормами в общих ак­тах — нормы разд. XII ТК об особенностях правового регулиро­вания труда 15 категорий работников.

Дифференциация трудового права и ее результат — специаль­ное законодательство дает всем работникам равную возможность реализовывать свои конституционные трудовые права, обеспечи­вая их осуществление особенностями правового регулирования труда (дифференциацией) отдельных категорий работников, нуж­дающихся в дополнительной защите от производственных вред­ностей или с учетом характера их труда, трудовой связи. Специ­альные нормы могут быть трех видов:

1) нормы-льготы, предоставляющие дополнительные гарантии трудовых прав. Таких норм большинство среди специальных норм;

2) нормы-приспособления, приспосабливающие общие нормы к данным условиям труда. Например, отраслевая дифференциа­ция, т. е. по отраслям народного хозяйства, содержит в основном нормы-приспособления;

3) нормы-изъятия. Их мало. Такие нормы ограничивают пра­ва по сравнению с общими нормами для некоторых работников (временных, сезонных, государственных служащих и др.).

Новые нормативные правовые акты не должны нарушать об­щие принципы правового регулирования труда, снижать достиг­нутые социальные гарантии.

Наши рекомендации