Судебный порядок разрешения жалоб граждан
В суд могут быть обжалованы действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (государственных служащих), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.
Жалоба подаётся по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица.
Сроки обращения в суд с жалобой:
- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на неё письменный ответ.
Жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. При этом на государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностных лиц (государственных служащих), действия которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Административная жалоба | |
Общая | Специальная |
Порядок рассмотрения регулируется Федеральным заком «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» | Порядок рассмотрения регулируется Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил; Таможенным кодексом, Налоговым кодексом; КоАП РФ и др. |
Любой дееспособный человек может подать жалобу по любому значительному для него поводу в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. | Основания для обжалования – приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении. Существуют специальные сроки подачи жалобы. |
Предмет жалобы - незаконные, нецелесообразные, аморальные деяния государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан; незаконность НПА. | Предмет жалобы – действия, бездействия налоговых органов, таможенных органов, должностных лиц. |
Гражданин вправе обращаться к вышестоящему в порядке подчинённости госоргану, органу местного самоуправления, должностному лицу, государственному служащему, прокуратуру, депутату. | Жалобы адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. За организацию работы с жалобами руководитель организации несёт личную дисциплинарную ответственность. |
Форма жалобы: устная, письменная. | Форма жалобы: письменная. |
Сроки подачи жалобы не ограничены: по одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же либо разные органы, одновременно или в разное время. | Сроки подачи жалобы ограничены законом. |
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
1.Методические рекомендации к практическим и
Семинарским занятиям
Тема 1. Государственное управление и
Исполнительная власть
План занятия
1. Государственная власть в Российской Федерации.
2. Понятие и сущность государственного управления.
3. Правовые основы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти.
4. Государственное управление и исполнительная власть: соотношение понятий.
5. Исполнительная власть: признаки, принципы, структура и функции.
6. История, современное состояние и тенденции развития государственного управления в России.
Задания
1. Изучите главу 1 Конституции Российской Федерации.
В рабочей тетради составьте схему: «Государственная власть в Российской Федерации». Опишите структуру законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации.
2. Раскройте соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть».
№ | Отличительные признаки | Государственное управление | Исполнительная власть |
1. | Понятие | ||
2. | Основные признаки | ||
3. | Основные функции | ||
4. | Субъекты | ||
5. | … |
3. Дебаты.
Согласно Конституции Российская Федерация (Россия) – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Как Вы считаете, соответствует ли современное российское государство понятию правового?
Проанализируйте схему № 1 и ответьте на поставленный вопрос – «да» или «нет». Определяются две группы: одна группа (утверждающие) - сторонники положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонники отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы. Студенты приводят примеры, факты, аргументы.
Схема №1.Принципы правового государства
4. Каковы роль и место президентской власти в системе разделения властей? Дайте характеристику важнейших направлений деятельности Президента РФ.
5. Можно ли утверждать, что граждане чаще всего имеют дело с субъектами исполнительной власти, а не с субъектами законодательной или судебной власти? Если да, приведите примеры из социально-практической жизни.
6. Какова роль местного самоуправления в современном обществе РФ? Раскройте соотношение государственного управления и местного самоуправления.
7. «Ваше мнение».
Английский премьер-министр Уинстон Черчилль говорил: «У демократии много недостатков, но у нее есть одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».
Какое достоинство демократии – единственное? Приведите не менее трех аргументов «за» и «против» демократии, подтверждая их фактами из истории и современной жизни нашей страны.
8. Подготовьте доклад (реферат) или презентацию на тему: «Государственное управление в России: история, современное состояние и тенденции развития».
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое управление? Какие виды управления существуют в обществе?
2. Что такое государственное управление? Определите государственное управление в широком и в узком понимании.
3. Определите цели, задачи и функции государственного управления.
4. Какие отрасли права обеспечивают государственное управление?
5. Дайте понятие «исполнительная власть» и перечислите её признаки и функции.
6. Тождественны ли понятия «государственное управление» и «исполнительная власть»?
7. Существуют ли управленческие отношения в сфере функционирования органов законодательной и судебной государственной власти? Если да, то в чём они проявляются?
8. Рассмотрите соотношение понятий «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений».