О порядке обжалования см. комментарий к ст. ст. 124 - 125 УПК РФ.

8. Незаконные, необоснованные, немотивированные постановления органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть отменены прокурором по собственной инициативе в рамках проводимой проверки или в связи с рассмотрением поступившей жалобы в соответствии со ст. 124 УПК РФ. Начальник подразделения дознания также уполномочен вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ). Прокурор не наделен полномочиями по возбуждению уголовного дела, поэтому он направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями и устанавливает срок их исполнения.

9. Незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные руководителем следственного органа или следователем, могут быть отменены прокурором или руководителем вышестоящего следственного органа, который вправе отменять их или по собственной инициативе, или по жалобам заинтересованных лиц, или в рамках реагирования на решение прокурора или суда. При этом руководитель вышестоящего следственного органа вправе самостоятельно возбудить уголовное дело при наличии достаточных оснований или указать о необходимости дополнительной проверки. Следственный комитет РФ предусматривает, что при возобновлении проверки сообщения о преступлении в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ее срок устанавливается в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ. При этом исключается дальнейшее продление указанных сроков (п. 1.7 Приказа Следственного комитета РФ "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации").

Прокурор изучает материалы проверок сообщений о преступлениях, обращая внимание на объективность и полноту их проведения, для чего вправе производить, в том числе опрос заинтересованных лиц и специалистов (см. Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2011 N 162). По итогам проверки прокурор выносит мотивированное постановление об отмене постановления следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, указывая в нем основания для признания отказа незаконным, необоснованным или немотивированным и необходимость возбудить уголовное дело или излагая конкретные обстоятельства, которые подлежат дополнительной проверке. Такое постановление прокурора вместе с материалами первичной проверки незамедлительно возвращается руководителю следственного органа. В целях предупреждения вынесения незаконных постановлений по результатам дополнительных проверок прокурорам надлежит брать на контроль их проведение и принятие процессуального решения.

10. Судья, признав в порядке ст. 125 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит мотивированное постановление с указанием об обязанности устранить допущенное нарушение и направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания, о чем уведомляет заявителя. Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что в российской правовой системе полномочие суда отменять постановление об отказе в возбуждении уголовного дела является существенной гарантией против произвольного осуществления полномочий органами следствия (см. Постановления ЕСПЧ от 14.10.2003 по делу "Трубников против Российской Федерации", от 24.05.2007 по делу "Мишкеткуль и другие против Российской Федерации"). Согласно позиции Конституционного Суда РФ, на суд как орган правосудия не может возлагаться выполнение не свойственной ему процессуальной функции возбуждения уголовного преследования, тем более при наличии неотмененного акта органа предварительного расследования об отказе от уголовного преследования и прекращении уголовного дела. Вместе с тем суд вправе осуществлять по делам публичного обвинения судебный контроль законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела, который реализуется лишь путем рассмотрения в судебном заседании материалов, представленных ему органами государственного обвинения, в том числе по жалобам заинтересованных лиц, чьи конституционные права были нарушены этими актами. Возбуждение уголовного дела как проявление функции уголовного преследования, которое должно осуществляться стороной обвинения, не относится к судебной деятельности по осуществлению правосудия и не может быть возложено на суд, так как это противоречит принципам независимости, объективности и беспристрастности в судопроизводстве (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 28.11.1996 N 19-П, от 20.04.1999 N 7-П и от 14.01.2000 N 1-П). Проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (ст. ст. 20, 144, 145, 151 УПК РФ), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования ст. 148 УПК РФ (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1). Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Вместе с тем признание судом отказа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным не равнозначно отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и тем более возбуждению дела по этим обстоятельствам. Суд не уполномочен в случае признания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным обязывать дознавателя, следователя, руководителя следственного органа отменить постановление и возбудить уголовное дело. Решение по этому делу после дополнительной проверки и устранения нарушений, выявленных судом, остается правомочием органов расследования. Однако это не может расцениваться как освобождение этих должностных лиц от обязанности устранить допущенные нарушения, на которые указал суд. Невыполнение ими данной обязанности является основанием не только для обжалования их действий (бездействия) прокурору, руководителю следственного органа (вышестоящему руководителю следственного органа) или в суд, но и для применения мер ответственности за неисполнение судебного решения (см. Определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 464-О, от 27.01.2011 N 99-О-О).

Статья 149. Направление уголовного дела

Комментарий к статье 149

1. При вынесении следователем постановления о возбуждении уголовного дела публичного обвинения (ст. 146 УПК РФ) он, как правило, приступает к производству предварительного следствия. Однако следует учитывать, что в ст. 147 УПК РФ определен порядок возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения, которые в случаях, предусмотренных законом, также могут быть возбуждены следователем или дознавателем с согласия прокурора. Поэтому следователь приступает к производству предварительного следствия и дела частного или частно-публичного обвинения, если оно подследственно ему в силу закона или в силу решения прокурора о передаче его следователю в порядке п. п. 11, 12 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Не исключена и иная ситуация, когда сообщение о преступлении рассматривал один следователь, но по результатам проверки, учитывая квалификацию и территориальную подследственность, следователь возбуждает дело, производит лишь неотложные следственные действия и передает дело по подследственности в установленном порядке (см. комментарий к ст. ст. 151, 152 УПК РФ). При этом о принимаемых решениях и проводимых действиях необходимо информировать заинтересованных субъектов уголовного судопроизводства, в том числе потерпевшего, о возбуждении уголовного дела, о принятии дела к производству, о направлении уголовного дела по подследственности и проч., на что неоднократно обращал внимание Верховный Суд РФ. Например, в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 N 17 указывается, что потерпевший в целях реализации предоставленных ему уголовно-процессуальным законом полномочий вправе среди прочего получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о принятии дела к производству, о направлении уголовного дела по подследственности, а также копии решений судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе о направлении уголовного дела по подсудности.

2. Орган дознания после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, подследственного ему, приступает к производству дознания. Если дело ему не подследственно в силу родовой или территориальной подследственности, орган дознания обязан выполнить все необходимые неотложные следственные действия и в срок не позднее 10 суток со дня возбуждения дела направить дело по подследственности в адрес соответствующего руководителя следственного органа (см. комментарий к ст. 157 УПК РФ).

Наши рекомендации