Источники гос(конст) права: понятие система.

Источник права как термин имеет много значений. В сущностном значении—воля полит силы, стоящей у власти, во исполнение кот данная воля принята.

Социал источник права это степень отражения в правовой норме интересов социума в целом.

Экономич исочникик—эконом уклад в об-ве. Соотношение эконом силы, кот побудили возникновение этой нормы.

Культур источник—уровень общей и правовой кул-ры в об-ве.

Формально юр источники делятся на:

1)санкционированный обычай

2)Норм Прав Акты.

3)Норм договоры

4)Доктрина (правовая доктрина)

5) Прецедент ( разновидность традиции, обычая)

Гос-прав обычай

Обычай—правило поведение, считающееся обязат в силу целесообразности, проверенный многократным применением. Правовой обычай должен быть санкционирован гос-вом. В некот нормах права закрепляются отношения, де сказано, что они регулируются на основе обычая.

Конституц соглашение (обыкновение)—неписанное правило поведения, кот поддерживает традиции, но за отступление кот не наступает санкция.

Доктрина—мнения выдающихся юристов теоретиков на предмет толкования юр нормы либо на ликвидацию пробелов в праве.

Нормат Прав Акты—документ, изданный компетент гос органом во исполнения гос функций и содержащий правовые нормы. У нас они делятся на

-законы

-подзаконные акты

-акты референдума.

Акт референдума—это процедура, с помощью кот принимается конкрет норматив правов акт. Можно принять индивидуал НПА. Акт референдума не самая лучшая процедура принятия НПА т к в об-ве при принятии задействуется массовая кул-ра, кот очень низка в нашем об-ве. На референдуме надо принять решение либо за либо против, он не даёт возможности постатейно принять НПА.

Конституция РФ—это НПА высшей юр силы.

Конституц поправка (3-8 глава Констит РФ).

Она принимается законом РФ «о поправках в конституц». Этот закон принимается процедурой принятия ФКЗ РФ, а затем требуется одобрение этого закона не менее 2/3 субъектов РФ, в лице их органов законодат власти.

ФКЗ в зарубежной практике называют:

1) закон вносящий изменения/дополнения в конституцию

2) закон, кот вводит констит в действие

3) закон принимаемый по вопросам прямо указанным в конституции (в констит должно быть прямое указание на то, что положение регулируется ФКЗ)

ФКЗ в России

1) Строго определ круг вопросов по кот принимается

2) Особая процедура принятия

Ведется полемика можно ли считать ФКЗ кодексы и основы законодательства ( такой закон сейчас один—о кул-ре)

Относить их ФКЗ нельзя.

Федеральные законы—это закон кот принят в соответствии с констит РФ (ст 104, 105,106,107). Они принимаются Гос думой (большинство депутатов), одобряются Советом Федерации, подписываются и одобряются президентом.

ФКЗ же принимаются квалифицированным большинством (2/3 гос думы; ¾ совет федерации), на ФКЗ не распространяется вето президента РФ.

У нас есть законны кот приравнены к ФЗ: законы бывшего СССР, законы РФ, и РСФСР до 93г. Эти законы действуют в той части в кот не противоречат констит РФ ( п 1,2 гл 2 Конст РФ). ФЗ содержит правила поведения общего хар-ра.

Подзаконные НПА – официального определения данному понятию нет. В лит-ре это понятие определ так: Норматив Акт зданный гос органом или органом местного самоуправления в соответствии с законом для исполнения и конкретизации.

К подзаконным актам можно отнести акты изданные

1) президентом

2)Прав-во

3)Исполнит органы власти субъект РФ

4) Органы местного самоуправл

Недостаток в том, что исключен из круга постановления палат парламента и постановления органов законодат власти субъектов РФ

Авакьян говорил, что к числу подзаконных аков надо относить и постановления парламента. Указы президента РФ ниже чем указы парламента т к указы парламента президентом не утверждаются, а указы президента утверждает фед собрание.

Постановления палат и указы президента бывают

1) нормативными

2) индивидуальными

Источником гос права являются лишь нормативные постановления палат и указы президента.

Нормативн акты делятся на:

1) непосредственно нормосодержащие, кот содержат правовые нормы

2) Резолютивные ( есть приложения, кот утверждаются постановлением или указом)

Указ президента—это руководство к действию для законодат органов власти.

Постановления прав-ва РФ. Единственным постановлением прав-ва как источник гос права—это перечень коренных и малочисленных народов

Ведомственные акты. Сегодня нет таких министерств, акты кот могут быть источником гос права.

Судебный прецедент—это судебное решение принятое в отсутствии юр нормы, для ликвидации правового законодательного пробела на основании аналогии закона или права. У нас такого источника в гос праве нет. Только лишь постановления конституц суда РФ.

1) постановления о толковании статей конституц РФ (только в той редакции, в кот истолковал констит суд)

2) постановления о признании несоответствующим конституции законов и подзакон актов федерал и субъект уровней.

Акты конституц суда приравниваются по последствиям. Постановления конституционного суда обязательны для всех приминителей. Конституционный суд может рассматривать и признавать не законными только лишь не вступившие в силу международ акты РФ. Договоры вступившую в силу он признавать таковым не может.

Если международ договор противоречит констит, то прежде чем его ратифицировать надо изиенить констит.

Нормативный договор—это соглашения 2-х и более субъектов права в рамках установленных законном опред права и обязанности участников договора.

Норматив договоры делятся на

1)союзного федерирования ( создание федерации из отдельных гос-в)

2) Альтернативные федеративные договора

Договоры о распределении власти между центральной властью и властью субъектов федерации. В результате этого регионы получают право участвовать в решение общегосуд вопросов

3) Договора о распределении полномочий в сфере совместного ведения Федерации и субъекта федерации

4) Договора между орган гос власти, между субъектами федерации о перераспределении полномочий между ними ( органами автон обл-тей автоном краев куда они входят)

5) Договор о передаче гос полномочий органам местного самоуправления

Действие договора и закона соотносятся

1) договор первичен—закон вторичен

2) закон первичен, а договором можно регулировать те вопросы кот разрешает закон.

Если говорить о договоре союзного хар-ра, то договор первичен. На основе его составляются конституции и тд. Другие договоры в рамках закона допустимы.

Международные нормы как источник гос права

В ст15 констит РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международ договора РФ являются частью рос прав системы. Если международ договор предусмотрены правила применения закона, то применяется междунар.

Это подрывает суверенитет РФ. Общепризнанные принципы и нормы международ права содержаться в актах международ права. Ратификация договора происходит изданием ФЗ. По Симонову если международ нормы противоречат констит-ии, то действует конституция.

Источники гос права в субъектах РФ.

Констит-ия устананвливает соотношение источников федерации и субъектов РФ ( конст РФ 31-33)

В ст 76 Кон РФ сказано, что по предметам федерального ведения приоритет—ФЗ и другие законы не действуют.

По предметам ведения субъектов РФ—приоритет у законов субъекта РФ и никакие другие законы не действуют.

В ст 72 совместное ведение. Федеральн законодат издает свои законы. Субъект федерации издает свои законны и подзаконные акты. Если отсутствует федерал закон, то субъект федерации в праве принять свой закон. Он действует до тех пор пока не будет принят ФЗ, а субъект федерации должен привести свое законодат-во в соответствие с федерал

Источником гос права в субъекте федерации является либо конст-ия субъекта фед либо устав субъекта фед. Вместо устава автоном обл-ти или автоном округа может быть принят либо устав либо ФЗ. Достоинством ФЗ в таких случаях то, что можно ликвидировать пробелы закон-ва, а устава в том, что ФЗ может долго приниматься.

Поправки в конституц и уставы субъекта фед. В некот субъектах РФ действует констит законы субъекта РФ или устав законы субъекта РФ. Законом соответствующего субъекта РФ. Постановлением органов законодат власти субъекта. Постановления и др акты главы субъекта РФ. Договоры между гос органами федер-ии и субъекта федерации РФ о передаче полномочий. Договоры м/у органами гос власти субъекта РФ и органами местного самоуправл. Международ договором является только договор РФ с иностран гос-вом или негосуд органом. Остальное к международ договорам не относится, соответственно источником права в субъекте РФ не является (по закону о международ договорах РФ).

Постановления констит или уставного суда в субъектах РФ распространяются только на данную территорию суб фед. И касаются только соответсвие актов суб. Федер.

Наши рекомендации