Российской Федерации. Федеральная исполнительная власть.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Понятие правительства.

2. Порядок формирования и состав Правительства России.

3. Компетенция и правовые акты Правительства.

4. Федеральная исполнительная власть.

Темы рефератов

1. Президиум Правительства РФ.

2. Федеральные службы и агенства.

Методические рекомендации

Нормативной основой обсуждения первого вопроса являются ст. 10, 11, главы 6, ст. 125, 128, 129, 134 действующей Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. При рассмотрении данного вопроса необходимо раскрыть положение Конституции РФ о том, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ). Надо рассмотреть положение правительства в механизме государства, по отношению с Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, роль в законодательном процессе и управлении государственными делами. Кроме того, рассмотрение этого вопроса предполагает анализ положений и сфер деятельности Правительства РФ, особенности его ответственности за экономическое и социальное развитие страны (ч 1 ст. 114 Конституции РФ).

Во втором вопросе раскрывается порядок формирования и состав Правительства России. Необходимо отметить, что Правительство РФ является коллегиальным органом, состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Следует показать каким образом происходит их назначение. Особое внимание нужно уделить вопросу отличия состава Правительства и структуры органов исполнительной власти.

В третьем вопросе обсуждаются вопросы связанные с полномочиями Правительства РФ, которые содержатся в ст. 114 Конституции РФ и являются открытыми. Полномочия Правительства конкретизируются в главе 3 ФКЗ о Правительстве. Правительство РФ осуществляет свои полномочия в таких основных сферах жизни общества, как:

экономическая,

социально–культурная,

оборона страны,

внешняя политика,

охрана прав и свобод граждан,

охрана собственности и общественного порядка,

государственная безопасность.

Кроме того, необходимо остановиться на правотворческой деятельности, юридической силы актов Правительства РФ, отличия Постановлений и Распоряжений Правительства.

В четвертом вопросе семинара данной темы, при анализе нормативно–правовых актов дается общее понятие федеральных органов исполнительной власти и раскрывается система этих органов, ее составные части, как Правительство РФ, Министерства РФ, Федеральные службы и Федеральные агентства РФ. Следует раскрыть порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов исполнительной власти. Отметить, какие органы исполнительной власти работают под непосредственным руководством Президента России.

Практическое занятие – 2 часа

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Структура Правительства РФ»;

- «Процедура формирования Правительства РФ»;

2. Составьте кроссворд по теме «Федеральная исполнительная власть», используя 15 ключевых слов.

3. В рабочих тетрадях выполните предложенный преподавателем тест.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 29, 30, 31, 32, 41, 50, 52, 56, 65, 68, 82, 86, 87, 93].

Тема 17. Конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Судебная власть в системе разделения властей.

2. Судебная система РФ.

3. Конституционные основы гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Темы рефератов

1. Конституционные и уставные суды в субъектах РФ.

2. Мировые судьи.

3. Суд присяжных в России.

Методические рекомендации

Обсуждение темы данного занятия строится на основе Конституции РФ главы 7, ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.

Студентам необходимо разобраться с такими понятиями как: судебная власть, ее признаки, формы осуществления.

Во втором вопросе необходимо раскрыть основополагающий принцип организации судебной власти – единство судебной власти. Определить суды, составляющие судебную систему. Выяснить их полномочия. Обратить внимание, какие суды относятся к судам субъектов РФ.

При изучении третьего вопроса необходимо обратить внимание на законодательство о Конституционном Суде РФ, которое состоит из Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1991 г., Регламента Конституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г.

Необходимо обратить внимание на прядок формирования, который закреплен в ст. 8 – 19 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда РФ, компетенцию Конституционного Суда РФ, структуру и организацию деятельности Конституционного Суда РФ, юридическую силу решений Конституционного Суда РФ.

Практическое занятие – 2 часа

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Конституционные принципы правосудия»;

- «Судебная система РФ»;

2. Составьте кроссворд по теме «Судебная власть в РФ», используя 15 ключевых слов.

3. В рабочих тетрадях выполните предложенный преподавателем тест.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 29, 58, 59].

Наши рекомендации