Транспортные и иные специализированные прокуратуры

В народнохозяйственном комплексе нашей страны особое значение имеет транспорт. Ныне действующая система органов прокуратуры Республики Казахстан, осуществляющих надзор на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, сформирова­лась сравнительно недавно, в 1980 году. На территории Казахстана были созданы три транспортные прокуратуры на правах областных (по количеству тогда железных дорог), а именно: Алматинская, Целинная, Западно-Казахстанская, которые в настоящее время пе­реименованы соответственно в Юго-Восточную, Центральную и Западную региональные транспортные прокуратуры.

Создание системы транспортных прокуратур было обусловлено недостатками не только в сугубо технологической и организаци­онной сфере, но и из-за фактов несохранности перевозимых гру­зов, различных нарушений государственной дисциплины. В этих условиях образование транспортных прокуратур стало актуальной мерой, направленной на усиление прокурорского надзора, его глу­бокую специализацию и обеспечение надежной и бесперебойной работы железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

В силу принципа единства организации и деятельности орга­нов прокуратуры все общие положения, сформулированные в За­коне Республики Казахстан «О Прокуратуре», распространяются и на деятельность транспортных прокуратур. Генеральный Прокурор Республики, придавая важное значение работе транспортных прокуратур по обеспечению надзора за применением законов на транспорте и повышению эффективности их деятельности, кон­кретизировал объекты надзора транспортных прокуратур. В част­ности, на транспортных прокуроров возложен надзор за примене­нием законов:

1. уполномоченными государственными органами на транс­порте;

2. хозяйствующими субъектами железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, а также организация­ми, осуществляющими строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры.

На сегодня основными задачами надзора на транспорте счита­ются:

1. защита интересов государства и национальной безопасности, в т. ч. исключение фактов терроризма, провоза наркотических средств, незаконной миграции и т.д.;

2. безопасность на железнодорожном, водном, воздушном, трубопроводном транспорте и объектах транспортной инфраструкту­ры;

3. экологическая защищенность природной среды от деятель­ности всех видов транспорта, в особенности при перевозке опасных, разрядных и других видов груза;

4. сохранность перевозимых стратегически важных грузов (зерно, нефть, нефтепродукты, военное оборудование и т.д.);

5. защита прав пассажиров и других потребителей транспортных услуг.

Происходящая реструктуризация на железнодорожном транс­порте, изменения в воздушной и водной отраслях, сосредоточение рычагов управления транспортом в центральных органах требует совершенствования прокурорского надзора и поиска новых подхо­дов как практического, так и организационного характера.

В соответствии с приказом Генерального Прокурора вопросы безопасности движения на транспорте проверяются по мере необ­ходимости, но не реже двух раз в год, а в судоходстве — в период навигации. Не реже одного раза в полугодие требуются обобщение состояния законности по безопасности движения поездов, воздуш­ного и водного транспорта, причин и условий, создающих чрезвычайные ситуации на транспорте и своевременное информирование Генеральной прокуратуры.

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, создающих реальную угрозу безопасности движения поездов, полетов и судо­ходства, сотрудники транспортных прокуратур обязаны выехать на место происшествия и принимать соответствующие меры реагиро­вания. По каждому факту таких происшествий в течение 24 часов направляются спецсообщения в Генеральную прокуратуру.

При значительной отдаленности транспортных прокуратур на места чрезвычайных происшествий должны выезжать близлежа­щие территориальные прокуроры с сообщением об этом в Гене­ральную прокуратуру и последующей передачей всех первона­чально собранных материалов проверки соответствующему транс­портному прокурору. По выявленным нарушениям законности на транспорте транспортные прокуроры обязаны принимать меры прокурорского реагирования в отношении должностных лиц пред­приятий и организаций, независимо от форм собственности и их ведомственной принадлежности.

Согласно данным Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, протяженность магистральных железнодо­рожных путей Республики составляет более 13,5 тыс. км., из кото­рых более 5 тыс. км. составляют двухпутные линии. На этих путях имеется 9122 искусственных сооружения, в т.ч. 3530 мостов.

С учетом изношенности железнодорожных путей, локомотив­ного парка, оборудования, средств сигнализации и связи транс­портные прокуроры обязаны систематически проверять и анали­зировать состояние безопасности движения в поднадзорных ре­гионах, разбираться с каждым случаем грубого нарушения закона, принимать исчерпывающие меры к устранению допущенных на­рушений.

В деятельности транспортных прокуроров по борьбе с наруше­ниями законности и преступностью важное значение имеют тесная координация и взаимодействие с территориальными прокурорами и органами внутренних дел на транспорте.

Одним из приоритетных направлений в деятельности транс­портных прокуратур является надзор за применением законода­тельства в деятельности гражданской авиации, где в настоящее время сложилось самое нелегкое положение из всех трех видов транспорта. Эти проблемы возникли, в первую очередь, из-за не­продуманности структурных преобразований ранее слаженного комплекса предприятий гражданской авиации, а ныне раздроблен­ного на множество самостоятельных хозяйственных субъектов, а также тяжелого финансового положения отдельных авиакомпаний. Сокращение расходов на ремонтные работы и старение самолетно­го парка страны отрицательно влияет на обеспечение безопасно­сти полетов, что требует усиления прокурорского надзора.

Сложное положение и на водном транспорте. Протяженность судоходных водных путей составляет более 4 тыс. км; по данным специалистов большинство судов морально и физически устарело. Флот, насчитывающий около 1000 единиц, находится в техниче­ски неудовлетворительном состоянии, при этом значительное ко­личество речных и морских судов запрещены для эксплуатации. Поэтому задачей транспортных прокуроров является обеспечение надзора за соблюдением законодательства, регулирующего дея­тельность речного и морского транспорта, за применением всего комплекса предусмотренных законом мер по предупреждению и запрещению использования судов, не отвечающих техническим требованиям.

По-прежнему остается актуальным надзор за соблюдением законодательства, направленного на обеспечение сохранности пере­возимых грузов. По существующим положениям на транспорте железнодорожные накладные, дорожные ведомости, отправитель­ские документы сопровождают груз от станции отправления до станции назначения. Одним из способов хищения груза являют­ся умышленное разъединение документов с грузом лицами, от­ветственными за его сохранность. При перевозке грузов, кроме хищений и разъединений их от документов, имеют место факты недостачи мест и веса, течи нефтепродуктов, ненадлежащей охра­ны и сопровождения грузов, неудовлетворительного технического состояния подвижного состава. Работниками станций зачастую нарушается порядок приема грузов, технических условий их по­грузки и крепления. Руководителями станций зачастую не прини­маются меры к устранению условий совершения хищений грузов. Кроме того, имеются факты, когда работники военизированной службы охраны грузов сами совершают кражи.

Сопутствующими условиями создавшейся ситуации являются низкий профессиональный уровень работников, отсутствие над­лежащего контроля со стороны ответственных должностных лиц, недостаточность технического оснащения работ по осмотру, ре­монту подвижного состава, отсутствие должного финансирова­ния подразделений железнодорожного транспорта.

Одним из приоритетных направлений в деятельности транс­портных прокуратур является надзор за применением законода­тельства об обеспечении прав и законных интересов пассажиров. В пассажирских поездах по-прежнему допускаются серьезные на­рушения, связанные с ненадлежащим санитарным и техническим состоянием подвижного состава, провозом неоплаченного багажа и безбилетных пассажиров. В связи с этим транспортные прокуро­ры должны усилить надзор за соблюдением законов и ведомствен­ных нормативных актов ревизорским аппаратом, который в соот­ветствии с новым административным законодательством наделен правом рассмотрения административных материалов по безбилет­ному провозу пассажиров и неоплаченного грузобагажа

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел по фактам нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта имеет целью реализацию задач уголовного процесса, изложенных в ст. 8 УПК РК — быстрого и полного раскрытия пре­ступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответ­ственности лиц, их совершивших.

В этом плане осуществление надзорных функций за предвари­тельным следствием по делам о нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта не отличается от аналогич­ной деятельности по другим категориям дел, и прокурор исполь­зует те же приемы и методы надзора. Следует учесть, что в со­ответствии с Уголовным кодексом РК (ст. 295) под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воз­душных транспортных средств, в т. ч. морские и речные маломер­ные суда.

Отличительной чертой крушений, аварий и катастроф на желез­нодорожном, водном и воздушном транспорте является многооб­разие их видов как в отношении нарушений правил безопасности движения, полетов и судоходства, так и их последствий.

Важным обстоятельством, подлежащим выяснению по каждо­му делу, является вид нарушения безопасности движения, полетов и судоходства. Возбуждение уголовного дела не должно отклады­ваться до окончания служебного расследования, ибо промедление, когда для этого имеются достаточные основания, затрудняет дей­ствия следователей по сбору и исследованию доказательств в усло­виях быстро изменяющейся обстановки на месте происшествия.

Процесс доказывания по делам о преступлениях, совершен­ных на транспорте, усложняется трудностями, возникающими при проведении первоначальных следственных действий (например, таких, как осмотр места происшествия, который по делам этой категории имеет свою специфику). В определенных случаях ме­сто происшествия отличается большой протяжностью, отдаленно­стью, сложностью рельефа, а подчас быстро меняющаяся обста­новка, связанная с мероприятиями по восстановлению движения либо ликвидации последствий катастрофы, требует от работников правоохранительных органов оперативности и правильной орга­низации своей деятельности.

Предмет доказывания по делам о преступлениях данного вида также имеет свои отличительные особенности, которые вытекают из сложной структуры самого события, состоящего как бы из двух частей: нарушения правила (например, правила об остановке по­езда перед запрещающим сигналом светофора) и собственно кру­шения (например, столкновения поездов). Обе эти части должны быть тщательно исследованы и доказаны, равно как установлена причинная связь между первым (нарушение правила) и вторым (крушение).

Встречаются случаи, когда работники транспорта, прибыв пер­выми на место происшествия и пытаясь избежать ответственности за упущения, приведшие к аварии, умышленно вносят в докумен­ты служебного расследования неправильные данные, искажаю­щие истинные обстоятельства происшествия либо затрудняющие установление фактического положения вещей.

Используя право ознакомления с ходом и материалами служеб­ного расследования, прокурор должен обращать внимание на то, чтобы составление важных документов, фиксирующих обстанов­ку, поручалось специалистам, входящим в группу служебного расследования совместно с работниками, ответственными за состоя­ние данного хозяйства с тем, чтобы в этих документах особенно тщательно фиксировалось состояние и показания важнейших при­боров и средств управления транспортом.

В ходе служебного расследования изымаются документы и предметы, которые могут иметь значение для установления при­чин аварии. В этой связи прокурору необходимо проследить, чтобы все документы и предметы, которые впоследствии могут быть использованы в качестве доказательств, были собраны, со­хранены и переданы следователю.

Значительный материальный ущерб, причиняемый в ре­зультате крушений, аварий и катастроф, имеет сложный состав и включает в себя сумму ущерба, нанесенного подвижному составу, воздушному судну, пути, различным сооружениям (строения пути, сигнальные и другие устройства) ущерба, связанного с поврежде­нием и утратой груза, багажа, со стоимостью восстановительных работ, возмещением ущерба, причиненного здоровью людей. Все эти данные в ходе расследования должны быть точно установлены и обоснованы доказательствами.

Важное значение в правильном и полном проведенном рас­следовании имеет точное и обоснованное указание на все пункты специальных правил, обеспечивающих безопасность движения, полетов и судоходства.

Дела о нарушениях правил движения относятся к категории весьма сложных. Поэтому прокурору, даже хорошо знающему материалы уголовного дела, на этой стадии следует вниматель­но отнестись ко всем ходатайствам обвиняемых и их адвокатов о дополнении следствия, о проверке обстоятельств, выяснение ко­торых они считают весьма важными. Изучая материалы уголов­ного дела, поступившие с обвинительным заключением, прокурор в соответствии с УПК проверяет правильность ссылки на прави­ла безопасности движения, которые были нарушены, обоснован­ность утверждения о наличии причинной связи между наруше­ниями правил безопасности движения и наступившими послед­ствиями. Очень важное значение имеет установление характера последствий и размеров ущерба, вызванного нарушением правил безопасности движения. Одним из наиболее эффективных доказательств вероятности наступления в конкретной ситуации тяжких последствий является заключение судебно-технической эксперти­зы. Поэтому следует добиваться от экспертов детального анализа обстановки и обоснования выводов.

В целом при осуществлении прокурорского надзора, кроме законодательных актов, касающихся деятельности правоохранитель­ных актов, необходимо использовать основные законы и подзакон­ные акты, регулирующие правоотношения на железнодорожном, водном, воздушном и трубопроводном транспорте, а также в ор­ганизациях, осуществляющих строительство и эксплуатацию объ­ектов транспортной инфраструктуры.

Создание специализированных органов прокуратуры обуслов­лено объективной необходимостью осуществления прокурорской деятельности в определенных сферах правовых отношений, харак­теризующихся такой спецификой, которая не может быть надлежа­щим образом обеспечена территориальными органами прокура­туры. Специализированные органы прокуратуры играют важную роль в решении задач обеспечения законности и правопорядка в специфических сферах, имеющих особую важность для страны и где при осуществлении прокурорского надзора требуется опреде­ленный специфичный подход.

К иным специализированным прокуратурам относятся:

· природоохранные (Атырауская, Акмолинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская, Мангыстауская, Уральская);

· прокуратуры по надзору за законностью в исправитель­ных учреждениях (Алматинская, Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская);

· прокуратуры, осуществляющие надзор на объектах особой важности и особо режимных объектах (г. Байконур Кызылординской области, г. Курчатов Восточно-Казахстанской области, г. Приозерск Карагандинской области, п. Таукент Южно-Казахстанской области).

Все эти прокуратуры обладают статусом районной прокурату­ры и действуют в пределах своей компетенции.

Специализированные прокуратуры не подменяют территори­альные, а дополняют их деятельность, обеспечивают законность по основным направлениям прокурорского надзора во взаимо­действии с ними. Перед ними стоят такие же задачи, что и перед всеми органами прокуратуры. На них распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратуры, поэтому они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры и используют одинаковые для всех средства прокурорского надзора. Различие заключается только в том, что для более эффек­тивного и оптимального осуществления прокурорского надзора в специфических объектах в них используется так называемый производственный принцип организации работы.

Контрольные вопросы

1. Какие критерии лежат в основе деления прокуратур на терри­ториальные и специализированные?

2. Каковы основные направления деятельности военной прокуратуры?

3. Каковы основные направления деятельности транспортной прокуратуры?

4. Каковы основные направления деятельности природоохран­ной прокуратуры?

5. В чем состоит взаимодействие между территориальными и специализированными прокуратурами?[kgl]

[gl]ГЛАВА 5 СИСТЕМА ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕТОВ[:]

Цель:Рассмотреть вопросы развития и задачи органов прокуратуры в сфере правовой статистики и специальных учетов, а так же организация работы в сфере правовой статистики и специальных учетов и надзора за за законностью приема, регистрации и учета заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях.

Структура лекции:

1. Основные этапы развития и задачи органов прокуратуры в сфере правовой статистики и специальных учетов

2. Организация работы в сфере правовой статистики и специальных учетов

3. Организация прокурорского надзора за законностью приема, регистрации и учета заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях

Наши рекомендации