Характеристика административного законодательства
ü данная отрасль в целом не кодифицирована. С учетом федеративного устройства кодифицированы лишь нормы об административных правонарушениях. Следовательно, в Российской Федерации и в данной области нет единого кодификационного акта;
ü административное право объединяет материальные и процессуальные нормы. При всем том, что они пока не отделены друг от друга, тесно увязаны между собой, они все же могут быть выражены в разных источниках. Наблюдается большая степень централизации административно-процессуального регулирования (см. КоАП РФ);
ü Конституция РФ выделила в самостоятельные разновидности административное и административно-процессуальное законодательство и отнесла их к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «к» ст. 72). Формального определения их нет, а в специальной литературе и обиходе они ошибочно отождествляются с законодательством об административных правонарушениях.
ü Необходимо отметить одну очень интересную особенность законодательства, касающегося установления административной ответственности.
Ст. 1.1 КоАП РФ – «1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях».
Исходя из текста данного положения, мы можем сказать, что не должно быть иных федеральных законов, которые бы содержали нормы, касающиеся административных правонарушений и, следовательно, устанавливали административную ответственность.
Но на практике получается не совсем так (Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).
1. Конституция РФ - основной источник административного права, как и любой иной правовой отрасли. Конституция РФ, ее положения и нормы
ü о разделении осуществления государственной власти,
ü месте исполнительной власти в системе властей,
ü правах и свободах граждан,
ü о федеративном устройстве РФ и т. д.)
имеют определяющее значение для формирования и развития административного права, они являются базисными началами, на основе которых уже строиться федеральное административное законодательство и законодательство субъектов.
2. Законы РФ.
Þ федеральные конституционные законы, например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», который развивает положения Конституции РФ, регламентируя состав, полномочия Правительства РФ, его взаимодействие с другими органам государственной власти.
Þ федеральные законы, формами которых являются также кодексы (Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Лесной кодекс РФ и др.), уставы, например, Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
3. Нормативные правовые указы Президента РФ. Они могут содержать нормы административного права по различным вопросам его предмета: организации и осуществления исполнительной власти, государственной службы и др.
Так, действуют указы Президента РФ
от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
от 5 июня 2003 г., которым утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Указами Президента РФ утверждаются положения о непосредственно подчиненных ему федеральных органах исполнительной власти и т. д.
4. Постановления Правительства РФ содержат значительное количество административно-правовых норм.
Правительство РФ
Þ является высшим исполнительным органом государственной власти РФ,
Þ обладает широкой компетенцией в области государственного управления, установленной Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Þ Например, постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Þ Правительством РФ утверждаются положения о подчиненных ему федеральных органах исполнительной власти и других государственных органа(что является примером деятельности Правительства в сфере управления).
5. Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и др.). Ими могут устанавливаться административно- правовые нормы, действующие как в системе данных органов, так и за ее пределами, например, таможенные, санитарные, ветеринарные и другие правила.
6. Конституции, уставы субъектов РФ, не противоречащие Конституции РФ,
Þ нередко прямо устанавливают основы организации и осуществления управления в данном субъекте,
Þ определяют формы его осуществления,
Þ служат непосредственной основой их правотворческой деятельности и т. д.
7. Законы субъектов РФ (могут издаваться также в форме кодексов). По своей тематической, отраслевой направленности они разнообразны, но чаще всего ориентированы на различные сферы и отрасли управления, реализацию прав и свобод граждан и т. д. Они издаются как по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, так и по вопросам исключительной компетенции субъектов РФ.
8. Нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ. Поскольку эти акты имеют в основном управленческую направленность, они содержат преимущественно нормы административного права по вопросам организации здравоохранения, образования, благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и т. п.
9. Нормативные правовые акты местного самоуправления. Характер компетенции этих органов таков, что издание правовых актов ими предполагает включение в них и административно-правовых норм.
10. Нормативные правовые акты предприятий, учреждений, организаций (локальные акты). Они могут содержать нормы, регулирующие в них внутренние отношения. Однако нормативные правовые акты некоторых государственных корпораций действуют и в их внешних отношениях
11. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, относящиеся к организации публичного управления, статусу его субъектов.
12. Правоприменительная практика арбитражных судов в части пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, особенно пересмотра в порядке надзора, приобретает функцию интерпретационной нормы.
Þ К примеру, отдельные положения действующего законодательства в сфере лицензирования допускают неоднозначное толкование, что создает определенные трудности для правоприменения. И в данном случае, суды помогают разрешить проблемы противоречий в НПА.[1]
Таким образом, нельзя не отметить влияние правоприменительной практики на источники административного права в части унификации их толкования и порядка применения.
!!!!Высшие судебные органы занимаются обобщением практики, которая становится обязательной для остальных судов[2] !!!!!
Þ Суды являются теми органами, которые занимаются толкованием норм, однако высшие судебные инстанции в результате такого толкования могут придать норме немного иное значение (сузив или расширив сферу ее применения)
[1] Постановление ФАС Московского округа от 13.03.2009 N КА-А40/590-08 по делу N А40-39913/08-119-175.
[2] Постановление Пленума ВС от 24 марта 2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"