Государственная политика в отношении сети Интернет.
В Концепции гос. политики в области информатизации, утвержденной Указом През-та РБ от 06.04.1999 года №195, отмечено, что сегодня перед республикой стоит задача реального включения национальных инф. и телекоммуникационных сетей в сеть Интернет. Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов Беларуси при международном информационном обмене и обеспечения безопасности национальных инф. ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Для повышения эффективности присутствия страны в мировых инф. сетях необходимо:
1) активное участие в проектах развития мировых инф. сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий, связанных с этим развитием;
2) постепенность (этапность) вхождения республики в международные сети в соответствии с действительными потребностями в международном обмене инф.и технологиями, продуктами и услугами, экономическими и технологическими возможностями;
3) обеспечение требуемого уровня инф. безопасности при подключении к международным сетям;
4) приоритетность развития и совершенствования единого инф. пространства Беларуси и создания единого инф. пространства Союза Беларуси и России, а также СНГ.
Для реализации этих положений должны быть выполнены следующие мероприятия:
1) организация мониторинга и прогнозирования потребностей в различных видах инф. обмена по международным сетям;
2) разработка национального законодательства, определяющего статус информации, передаваемой по глобальным открытым сетям, и перечень информации, не подлежащей передаче, процедуры контроля соблюдения этого статуса, а также регламентирующего права, обязанности и ответственность пользователей.
Также политика гос-ва в отношении сети Интернет базируется на Гос. программе информатизации РБ на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года “Электронная Беларусь”, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 27.12.2002 г. №1819.
В Программе определены следующие основные направления информатизации, кот. направлены, в том числе, и на расширение использования ресурсов сети Интернет, и на более широкое представительство РБ в этой глобальной сети:
1. Создание общегос. автоматизированной инф. системы. Основной задачей данного направления является формирование единого национального инф. ресурса и создание инфраструктуры, обеспечивающей автоматизированное инф. взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные инф. сети.
2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым инф. системам. Основным приоритетом как национальных, так и международных программ перехода к инф. обществу является создание высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение возможности доступа к ней для максимально широких слоев населения.
Доступ населения к ресурсам сети Интернет возможен при использовании персональных компьютеров, а также в Интернет-кафе. Постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2007 г. №175 в целях регулирования отношений в сфере осуществления деятельности компьютерных клубов и Интернет-кафе, порядка оказания инф. услуг пользователям было утверждено Положение о порядке работы компьютерных клубов и Интернет-кафе.
3. Развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии. Работы в сфере информационно-коммуникационных технологий должны вестись и в области базовых Интернет / интранет технологий.
4. Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации.
Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации, стандартизации и лицензирования необходимо в целях создания прав. условий для широкого использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни РБ.
Исходные положения прав. обеспечения процессов информатизации в Беларуси определены Концепцией гос. политики в области информатизации. Основной задачей, реализуемой в рамках данного направления, является создание правовой базы для решения проблем, связанных с:
1) реализацией конституционного права граждан на информацию - обеспечением им равных прав на получение информации из всех общедоступных инф. систем;
2) производством и распространением инф. ресурсов и управлением ими;
3) формированием рынка инф. продукции и инф. услуг;
4) созданием и использованием документов в электронной цифровой форме;
5) использованием Интернет-технологий для инф. взаимодействия и обмена информацией;
6) определением прав. статуса инф. ресурсов, в том числе и ресурсов Интернет;
7) формированием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в республике и управлением ею;
8) обеспечением инф. безопасности гос-ва, юридических и физических лиц, защитой персональных данных и созданием систем противодействия компьютерным преступлениям;
9) управлением, координацией и контролем деятельности в области внедрения компьютерных систем и средств телекоммуникаций;
10) организацией внутреннего и внешнего инф. взаимодействия, межгос. обменом информацией и т.д.
При этом прав. регулирование в указанной сфере должно основываться на следующих принципах:
1) обеспечение права каждого на свободное получение информации из общедоступных инф. систем;
2) обеспечение беспрепятственной интеграции РБ в международные системы инф. обмена;
3) создание прав. условий для широкого использования электронных документов в гос. управлении и гражданско-правовой сфере;
4) правовая охрана интеллектуальной собственности в условиях информатизации общества, в первую очередь программного обеспечения и баз данных.
5. Совершенствование деятельности гос. органов на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Основной задачей данного направления является повышение эффективности работы гос. органов по управлению социально-экономическими процессами в республике и регионах за счет создания автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих формирование инф. ресурсов, в первую очередь инф. ресурсов, имеющих государственное значение, необходимых для оперативного принятия решений на соответствующих уровнях. Сформированные в рамках этих систем инф. ресурсы должны стать основой для создания единого национального инф. ресурса и обеспечивать инф. взаимодействие гос. и местных органов в процессе реализации возложенных на них задач и ф-ций. При этом должна быть обеспечена совместимость стандартов хранения информации, документооборота, подключения к общегос. сети инф. ресурсов, размещения в этой сети собственной информации, необходимой другим гос. органам, а также получения из этой сети соответствующей информации, выхода в Интернет.
Выполнение данных работ создаст предпосылки для формирования национального инф. ресурса и создания “электронного Правительства”.
Одним из первых шагов в этом направлении было создание Национального прав. Интернет-портала РБ, положение о кот. было утверждено Указом През-та РБ 16.12.2002 г. №609.
Национальный правовой портал – это основной гос. инф. ресурс глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации.
Формирование, ведение и обеспечение функционирования Национального прав. портала осуществляются Национальным центром правовой информации.
Основу инф. содержания Национального прав. портала составляет правовая информация. На данном портале размещается также научно-практическая, учебная, справочная и иная информация в области права и правовой информатизации. Источниками такой информации являются:
· официальные документы;
· авторские материалы ученых и других специалистов;
· средства массовой информации;
· иные источники, содержащие информацию в области права и правовой информатизации.
Конечной целью этого направления является создание “электронного Правительства”, функционирующего в рамках общегос. автоматизированной информационно-аналитической системы.
6. Развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики.
Создание системы электронной торговли предполагает формирование инф. ресурса по товарам и услугам, сети информационно-маркетинговых центров, как инфраструктуры этой системы, обеспечивающей информационную и функциональную взаимосвязи всех элементов, входящих в систему электронной торговли.
Одним из шагов в этом направлении можно рассматривать Постановление Совета Министров РБ от 8.09.2006 г. №1161 “О некот. вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет”.
7. Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по информационно-коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.
8. Содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Основными направлениями Гос. программы информатизации в этой области являются:
1) разработка типовых решений по созданию электронных газет;
2) обеспечение доступа к Интернет для региональных изданий;
3) создание национального новостного сервера в Интернет для оперативного доведения до средств массовой информации информации о жизни республики;
4) определение структуры и объема официальной информации о деятельности отраслей народного хозяйства республики, публикуемой в Интернет на сайтах гос. органов;
5) формирование национальной аудио- и видеопродукции для распространения в Интернет и средствах массовой информации.
Основной задачей Гос. программы информатизации в сфере культуры является формирование инф. ресурсов культурологического профиля и представление их в национальном секторе Интернет путем: 1) подключения учреждений культуры к Интернету; 2) создания электронной энциклопедии белорусской культуры и размещение ее в Интернете; 3) разработки типовых решений по представлению в Интернете музеев и других учреждений культуры; 4) создания инф. ресурсов белорусского языка (машинного фонда) и т.д.
В целях обеспечения защиты интересов личности, общества и гос-ва в инф. сфере, создания условий для дальнейшего развития национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, повышения качества и доступности предоставляемой гражданам и юридическим лицам информации о деятельности гос. органов, иных организаций и интернет-услуг 1 февраля 2010 года был принят Указ Президент РБ №60 “О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет”.
Под национальным сегментом сети Интернет понимается совокупность инф. сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, расположенных на территории РБ и (или) использующих иерархические имена национального сегмента сети Интернет.
В соответствии с нормами данного Указа инф. органы и организации обязаны размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет на своих официальных сайтах либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих гос. органов и организаций. При этом они должны обеспечивать создание, функционирование и систематическое обновление интернет-сайтов с использованием инф. сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет.
Главные страницы интернет-сайтов гос. органов и организаций должны содержать общую информацию о них, о работе с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществлении административных процедур, о товарах (работах, услугах), производимых (выполняемых, оказываемых) гос. организацией, а также иную информацию.
Нельзя забывать и о таком направлении гос. политики, как обеспечение безопасности, в том числе и в инф. сфере. В соответствии с п.13 Указа През-та РБ №60 специально уполномоченным гос. органом в сфере безопасности использования национального сегмента сети Интернет является Оперативно-аналитический центр при Президенте РБ, который:
1) координирует деятельность гос. органов, поставщиков интернет-услуг по обеспечению безопасности информации при использовании инф. сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет;
2) определяет по согласованию с Президентом РБ перечень операторов электросвязи, имеющих право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств;
3) совместно с Министерством связи и информатизации устанавливает порядок ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами;
4) определяет порядок регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет;
5) представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам безопасности использования национального сегмента сети Интернет.