Понятие и значение общих условий судебного разбирательства

Вопросы рубежного контроля к модулю 5.

По теме 1:

Ä Что такое подсудность уголовных дел, и какое она имеет значение?

Ä Какие виды подсудности Вы знаете?

Ä В чем заключается сущность и значение стадии назначения судебного заседания?

Ä Что представляет собой общий порядок назначения судебного заседания?

Ä Каковы основания и порядок проведения предварительного слушания?

Ä Какие решения может принять судья в результате его проведения?

По теме 2:

Ä Что подразумевается под правом гражданина на справедливое судебное разбирательство?

Ä В чем заключается сущность судебного разбирательства по уголовным делам?

Ä Какое значение имеет судебное разбирательство?

Ä Какие принципы уголовного судопроизводства отнесены законом к общим условиям судебного разбирательства? В чем их смысл и значение?

Ä Каковы правила участия в судебном процессе?

Ä Какими правами и обязанностями в судебном разбирательстве наделены его участники?

Ä Какие еще общие условия судебного разбирательства Вы знаете? В чем их смысл и значение?

По теме 3:

Ä Какие вопросы и как разрешаются в подготовительной части судебного заседания?

Ä Что такое судебное следствие и какое оно имеет значение?

Ä Какой порядок судебного следствия установлен УПК РФ?

Ä Какое судебное следствие является сокращенным?

Ä Каково содержание, порядок и значение судебных прений?

Ä Как произносится последнее слово подсудимым?

Ä Какой порядок постановления и оглашения приговора установлен УПК РФ?

Ä Какова сущность и значение приговора суда? Его содержание, форма и виды?

По теме 4:

Ä Какие основания применения особого порядка судебного разбирательства установлены в УПК РФ?

Ä Какой порядок проведения особого порядка судебного разбирательства установлен УПК РФ?

Ä Какой порядок досудебного производства установлен главой 401 УПК РФ?

Ä Какой порядок судебного производства установлен для дел, по которым с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве?

Ä В какой срок должно состояться судебное разбирательство у мирового судьи?

Ä Какой порядок принятие заявления потерпевшего по делам частного обвинения установлен УПК РФ?

Ä Какой порядок подготовки дела частного обвинения к слушанию установлен УПК РФ? Какие действия должен предпринять мировой судья?

Ä Каковы основания и порядок прекращения уголовного дела частного обвинения в связи с примирением обвиняемого и потерпевшего?

Ä Когда и как может быть подано встречное заявление обвиняемым?

Ä В каком порядке рассматривается дело в случае подачи встречного заявления?

Ä Каковы особенности предварительного слушания в суде присяжных?

Ä Когда и в каком порядке формируется скамья присяжных заседателей?

Ä В каком порядке они приводятся к присяге?

Ä Какова компетенция и права присяжных заседателей?

Ä Какова компетенция и полномочия судьи?

Ä Каковы особенности судебного следствия в суде присяжных?

Ä Каковы особенности прений сторон в суде присяжных?

Ä В каком порядке осуществляется постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями? Каково их содержание?

Ä Каково содержание и порядок произнесения напутственного слова председательствующим?

Ä Порядок совещания, постановления и провозглашения вердикта присяжных заседателей?

Ä В каких случаях считается постановленным оправдательный вердикт?

Ä Каков порядок обсуждения последствий вердикта?

Ä Какой вердикт обязателен для председательствующего, а с каким он может не согласиться?

Ä Какие виды решений принимает председательствующий после вынесения вердикта?

Ä Каков порядок постановления и оглашения приговора в суде присяжных?

По теме 5:

Ä В чем заключается сущность и значение стадии исполнения приговора?

Ä Каков порядок обращения к исполнению приговора, определения и постановления суда, вступивших в законную силу?

Ä Каков порядок разрешения сомнений и неясностей, возникающих при приведении приговора в исполнение?

Ä Какие процессуальные вопросы могут возникнуть в процессе исполнения приговора, и какой порядок их разрешения?

По теме 1:

Ä Что такое подсудность уголовных дел, и какое она имеет значение?

Институт подсудности уголовных дел в системе уголовного процесса занимает пограничное положение, включая в себя как нормы, регламентирующие судоустройство, так и нормы, регламентирующие судопроизводство. Именно поэтому термин "подсудность" используется в нескольких значениях. Во-первых, им обозначается компетенция определенного суда общей юрисдикции, т.е. тот круг уголовных дел, который подлежит рассмотрению и разрешению по существу этим судом. Во-вторых, применительно к отдельному уголовному делу или группе дел он означает принадлежность этого дела к кругу тех, которые подлежат рассмотрению данным судом в определенном составе.

Таким образом, подсудность представляет собой совокупность признаков уголовного дела, позволяющую определить, какой суд первой инстанции и в каком составе уполномочен рассматривать уголовное дело по существу.

Вопросы подсудности имеют большое значение, выходящее за рамки исключительно процессуальных интересов. Неуклонное соблюдение норм о подсудности является одним из приоритетов государства в сфере реализации судебной власти, поскольку оно заинтересовано в том, чтобы уголовные дела рассматривались именно теми судами, к компетенции которых они отнесены. Это обусловлено несколькими причинами: 1) организация судебной системы Российской Федерации напрямую связана со сложностью и тяжестью дел, входящих в компетенцию определенного ее звена; 2) число судов рассчитано по предполагаемому количеству дел, следовательно, нарушение правил подсудности повлекло бы за собой нарушение равномерности распределения нагрузки между судами и, как следствие, понижение эффективности их деятельности; 3) правилами о подсудности защищаются интересы лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса, поскольку они гарантируют реализацию конституционного права гражданина на рассмотрение его дела в том суде или тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ).

Специфическое значение института подсудности предопределило тот факт, что, несмотря на расширение состязательного и диспозитивного начал в современном уголовном судопроизводстве, он остается публичным институтом уголовно-процессуального права, поскольку соблюдение соответствующих правил является обязанностью суда и не зависит от волеизъявления сторон. Нарушение правил подсудности сопровождается тяжелыми для суда последствиями. Как отмечал И. Я. Фойницкий, отказ в принятии судом дела, ему подсудного, есть отказ в правосудии; принятие к производству дела, ему неподсудного, есть превышение власти. От точного соблюдения компетенции суда зависит обеспечение правосудия, наличие совокупности процессуальных гарантий, которые являются необходимыми для рассмотрения по существу определенной категории уголовных дел.

Ä Какие виды подсудности Вы знаете?

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Выделяют следующие виды подсудности.

1. Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

2. Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т. е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

В свою очередь территориальная подсудность делится на:

1) альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;

2) исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;

3) договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству.

Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

3. Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Ä В чем заключается сущность и значение стадии назначения судебного заседания?

Значение данной стадии состоит в следующем. 1) выполняя контрольную функцию, она не допускает судебного разбирательства по уг. делам, по которым уг. преследование осуществлялось незаконно или необоснованно; 2) выявляя ошибки и недостатки досудебного производства по уг. делам, опосредствованно способствует повышению его качества. 3) устраняя выявленные нарушения закона, допущенные в ходе досудебного производства, обеспечивает защиту прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уг. судопроизводства. 4) осуществляемые в ходе этой стадии подготовительные действия создают необходимые предпосылки для своевременного и эффективного рассмотрения уг. дела по существу в ходе судебного разбирательства.

Процессуальное значение рассматриваемой стадии уг. процесса заключается еще и в том, что в ходе ее лицо, в отношении которого осуществляется уг. преследование, приобретает статус подсудимого, а вместе с этим — новые права и возможности по защите от предъявленного обвинения и отстаиванию своих законных интересов.

На стадии подготовки к судебному заседанию решаются 3 основные задачи:

1) судебный контроль за качеством предварительного расследования;

2) проверка отсутствия обстоятельств, препятствующих рассмотрению уг. дела по существу в ходе судебного разбирательства;

3) производство комплекса подготовительных действий, организационно обеспечивающих успешное проведение судебного разбирательства.

Решение перечисленных задач может быть достигнуто только путем тщательного и подробного изучения судьей письменных материалов поступившего к нему уг. дела, а также ходатайств и жалоб, поступивших в суд от участников уг. судопроизводства, при неуклонном соблюдении всех норм процессуального закона.

По итогам изучения материалов уг. дела судья полномочен принять одно из следующих решений:

1) о направлении уг. дела по подсудности (данное решение принимается, если выяснится, что уг. дело подсудно не тому суду, в который оно поступило от прокурора);

2) о назначении предварительного слушания;

3) о назначении судебного заседания. После принятия судьей данного решения обвиняемый именуется подсудимым.

По общему правилу одно из указанных решений должно быть принято судьей в срок не позднее 30 суток со дня поступления уг. дела в суд. В тех же случаях, когда в суд поступает уг. дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья обязан принять аналогичное решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления дела в суд.

Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору.

Следует иметь в виду, что действующее уголовно-процессуальное законодат-во предусматривает возможность сторонам дополнительно ознакомиться с материалами уг. дела на данной стадии процесса.

Ä Что представляет собой общий порядок назначения судебного заседания?

Назначение судебного заседания осуществляется судьей единолично (ст. 221, 222 УПК). С момента поступления дела в суд вопрос о назначении судебного заседания должен быть разрешен не позднее четырнадцати дней, если обвиняемый содержится под стражей, и в течение месяца по остальным делам (ст. 223 УПК).

По всем уголовным делам судья самостоятельно решает все вопросы, связанные с назначением судебного заседания. Судья проверяет материалы дела и при положительном ответе на вопросы, предусмотренные в ст. 222 УПК, признает возможным назначение судебного заседания и осуществляет подготовительные действия к рассмотрению дела в судебном заседании (ст. 228 УПК). При проверке материалов дела судья обязан рассмотреть имеющиеся ходатайства и заявления лиц и организаций и разрешить их, если они относятся к его компетенции и имеют значение для дела. При этом судья вызывает для дачи объяснений лицо или представителя организации, заявивших ходатайство. В целях обеспечения обвиняемому права на защиту в необходимых случаях следует вызывать обвиняемых и их защитников для дачи объяснений по ходатайствам, как заявленным суду, так и отклоненным в ходе расследования.

Назначение судебного заседания имеет ряд особенностей порядка производства в этой стадии применительно к трем категориям дел: по делам, подлежащим рассмотрению в суде присяжных (ст. 420, 431-434 УПК), по делам с протокольной формой досудебной подготовки материалов (ст. 414 УПК), по делам так называемого частного обвинения (ч. 1 ст. 27 УПК)".

По поступившему делу в стадии назначения судебного заседания судья принимает одно из следующих решений: о назначении судебного заседания, о возвращении дела для производства дополнительного расследования, о приостановлении производства по делу, о направлении дела по подсудности, о прекращении дела (ст. 221, 230, 231, 232, 234 УПК).

Ä Каковы основания и порядок проведения предварительного слушания?

В УПК введен такой порядок подготовки к судебному заседанию, как проведение предварительного слушания с участием сторон.

Предварительное слушание направлено на своевременное устранение препятствий по делу до разрешения его по существу в судебном разбирательстве, а также выявление нарушений требований процессуального закона, касающихся собирания доказательств, что в итоге должно привести к признанию доказательства недопустимым и исключению его из дела.

Для проведения предварительного слушания необходимо наличие:

▪ ходатайства стороны об исключении доказательства, заявленного в соответствии с ч. 3 ст. 229 УПК;

▪ оснований для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 УПК;

▪ оснований для приостановления или прекращения уголовного дела;

▪ при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК.

Предварительное слушание — это особый порядок подготовки к судебному заседанию, специфическая форма судебного контроля, входящая в систему контрольно-проверочных действий подготовки дела к судебному заседанию. Введение такого вида порядка к судебному заседанию в УПК обусловлено расширением действия принципа состязательности сторон при производстве по уголовному делу в суде первой инстанции. Предварительное слушание позволяет своевременно устранять препятствия по делу до рассмотрения его по существу в судебном разбирательстве и тем самым выявлять нарушения требований закона, касающихся собирания доказательств, что в итоге может привести к признанию доказательства недопустимым и, стало быть, к исключению его из дела.

При разрешении заявленного стороной ходатайства об исключении доказательства судья выясняет, имеются ли у другой стороны возражения против такого ходатайства. При отсутствии возражений судья удовлетворяет ходатайство и выносит постановление о назначении судебного заседания, если отсутствуют иные основания для проведения предварительного слушания.

В случае удовлетворения судьей ходатайства об исключении доказательства, судья в постановлении о назначении судебного заседания указывает, какое доказательство он исключает и какие материалы уголовного дела, обосновывающие исключение данного доказательства. не могут подлежать исследованию в судебном разбирательстве и соответственно оглашаться и использоваться в процессе доказывания.

Закон придаст исключительно важное значение рассмотрению судьей заявленного стороной ходатайства об исключении доказательства как недопустимого в связи с нарушением процессуального порядка получения и закрепления доказательства Поэтому тогда когда стороной заявлено такое ходатайство, его копия дотжна быть передана другой стороне в день его представления в суд. Закон содержит указание на форму заявленного ходатайства об исключении доказательства.

Ходатайство должно содержать обстоятельства, обосновывающие ходатайство (п. 2 ч. 2 ст. 235 УПК). Судья вправе допросить свидетеля и приобщить к уголовному делу документ, указанный в ходатайстве. Если одна из сторон возражает против исключения доказательства, судья вправе огласить протоколы следственных действий и иные документы, имеющиеся в уголовном деле и (или) представленные сторонами. Как можно заключить, проведение предварительного слушания направлено прежде всего на то, чтобы устранить из дела недопустимые доказательства как не имеющие юридической силы.

В отличие от общего порядка подготовки к судебному заседанию предварительное слушание в соответствии со ст. 234 УПК проводится судьей единолично: в закрытом судебном заседании с участием сторон и при соблюдении требований процессуального закона, касающихся общего порядка подготовки к судебному заседанию, общих условий судебного разбирательства и порядка проведения подготовительной части судебного заседания. По ходатайству обвиняемого, как гласит ч. 3 ст. 234 УПК, предварительное слушание может быть проведено в его отсутствие.

Однако в законе не сказано, как должен поступить судья, если обвиняемый не явился в заседание на предварительное слушание. В таком случае судья должен учитывать позицию законодателя, что неявка других своевременно оповещенных участников судопроизводства по уголовному делу не препятствует проведению предварительного слушания (ч. 4 ст. 234 УПК). Поэтому суд должен действовать так: либо он принимает меры к обеспечению явки подсудимого для участия в предварительном слушании либо рассматривает основания без его участия.

Например, если одной из сторон было заявлено ходатайство об исключении доказательства, а другая сторона не имеет против этого возражения, ходатайство решается в пользу подсудимого и явка его в заседание суда может быть не обязательной. Если же сложится такая ситуация, когда подсудимый как сторона защиты обратится с ходатайством об истребовании дополнительных доказательств, документов и предметов, которые имеют значение для уголовного дела, то судья должен принять меры к явке подсудимого в предварительное слушание для участия в обсуждении такого важного для него ходатайства. В пользу этого говорит и закон, предоставляя право обвиняемому собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч. 2 ст. 86 УПК).

Исходя из специфики разрешаемых вопросов в ходе предварительного слушания в условиях состязательности сторон, закон не предусматривает возможность его проведения в отсутствие прокурора или защитника. Поэтому в случае неявки таких лиц судья вправе принять решение об отложении предварительного слушания.

На предварительном слушании судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе рассмотреть вопрос о возвращении уголовного дела прокурору в связи с необходимостью устранения препятствий для рассмотрения дела судом в судебном разбирательстве. Такими препятствиями, как указывает закон, являются выявленные нарушения требований процессуального закона предъявляемые к обвинительному заключению или обвинительному акту, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе имеющихся в деле процессуальных документов.

Предъявляемые требования к обвинительному заключению или обвинительному акту отражены в ст. 220 и 225 УПК. А это означает, что в них должны получить отражение результаты деятельности органов предварительного расследования при производстве по делу. Вместе с тем судья может оказать помощь в истребовании справок, характеристик и иных документов, с тем, чтобы в судебном разбирательстве по ним было принято соответствующее решение.

Ä Какие решения может принять судья в результате его проведения?

В соответствии с действующим УПК по результатам проведения предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений: 1) о направлении уг. дела по подсудности; 2) о возвращении уг.дела прокурору; 3) о приостановлении производства по уг. делу; 4) о прекращении уг. дела; 5) о назначении судебного заседания.

Решение судьи оформляется постановлением. Кроме этого, в постановлении должны быть отражены резуль-таты рассмотрения заявленных ходатайств и поданных жалоб.

По смыслу закона, принятие судьей решение о направлении уг. дела по подсудности по результатам предварительного слушания предусмотрено в тех случаях, когда в ходе заседания прокурор изменяет обвинение, что приводит к изменению подсудности уг. дела.

Закон предусматривает также возможность возвращения уг. дела прокурору для устранения имеющихся препятствий рассмотрения его в суде по существу. В настоящее время закон предусматривает 5 оснований для принятия такого решения. К ним относятся следующие:

1) обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований уголовно-процессуального закона, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта (в частности, исключается возможность вынесения судебного решения в случаях, когда обвинение, изложенное в обвинительном заключении или обвинительном акте, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого; когда обвинительное заключение или обвинительный акт не подписаны лицом, их составившим, либо не утверждены прокурором; когда в них отсутствуют указания на прошлые судимости обвиняемого, данные о месте его нахождения, данные о потерпевшем, если он был установлен по уг. делу, и др.);

2) копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому, за исключением случаев, когда суд признает законным и обоснованным решение прокурора о направлении уг. дела в суд без вручения обвинительного заключения (обвинительного акта) обвиняемому по причине уклонения последнего от получения копии указанного документа;

3) имеется необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уг. делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера;

4) имеются предусмотренные законом основания для соединения уг. дел;

5) при ознакомлении обвиняемого с материалами уг. дела ему не были разъяснены права.

При возвращении уг. дела в указанных случаях судья обязывает прокурора в течение 5 суток обеспечить устранение допущенных нарушений. В течение указанного времени по указанию прокурора следователь или дознаватель вправе, исходя из конституционных норм, провести следственные или иные процессуальные действия, необходимые для устранения выявленных нарушений и составить новое обвинительное заключение или новый обвинительный акт.

Кроме этого, при возвращении уг. дела прокурору судья решает вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого. Данный вопрос решается исходя из общих требований избрания, изменения и отмены меры пресечения.

Решение о приостановлении производства по уг. делу по результатам предварительного слушания принимается:

1) в случае, когда обвиняемый скрылся и место его пребывания неизвестно (в данном случае судья возвращает уг. дело прокурору и поручает ему обеспечить розыск обвиняемого);

2) в случае тяжкого заболевания обвиняемого, если оно подтверждается медицинским заключением;

3) в случае направления судом запроса в Конституционный Суд РФ или принятия Конституционным Судом РФ к рассмотрению жалобы о соответствии закона, примененного или подлежащего применению в данном уг. деле, Конституции РФ;

4) в случае, когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в судебном разбирательстве отсутствует.

При принятии решения о приостановлении уг. дела на предварительном слушании по указанным выше основаниям суд одновременно с этим вправе избрать, изменить либо отменить меру пресечения в отношении обвиняемого. В этом случае указанное решение излагается в постановлении о приостановлении производства по уг. делу.

Решение о прекращении уг. дела или уг. преследования, в свою очередь, принимается судом.

Кроме этого, судья может прекратить уг. дело в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести с применением к нему принудительной меры воспитательного воздействия, если будет установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания.

Копия постановления о прекращении уг. дела направляется прокурору, а также вручается лицу, в отношении которого прекращено уг. преследование, и потерпевшему в течение 5 суток со дня его вынесения.

Назначение судебного заседания. Если нет оснований для принятия одного из вышеуказанных решений, то судья выносит постановление о назначении судебного заседания и одновременно рассматривает все процессуальные и организационные вопросы, связанные с предстоящим судебным разбирательством.

Если же судья удовлетворяет ходатайство об исключении доказательства и при этом назначает судебное заседание, то в постановлении указывается, какое доказательство исключается и какие материалы уг. дела, обосновывающие исключение данного доказательства, не могут исследоваться и оглашаться в судебном заседании и использоваться в процессе доказывания.

По теме 2:

Ä Что подразумевается под правом гражданина на справедливое судебное разбирательство?

Согласно Конституции Российской Федерации, провозглашающей высшей ценностью человека, его права и свободы, в России как демократическом правовом государстве права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов (статьи 1, 2 и 18); все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46, части 1 и 2).

В силу взаимосвязанных положений статей 17, 18, 46 (части 1 и 2), 52, 118 (часть 1), 120 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, будучи основным неотчуждаемым правом человека, одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и обеспечивается на основе закрепленных в Конституции Российской Федерации принципов правосудия, осуществляемого только судом, что предполагает обязательность и исполнимость его решений в качестве гарантии защищаемого (восстановленного) права.

Приведенным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют предписания статьи 10 Всеобщей декларации прав человека, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Раскрывая конституционное содержание права на судебную защиту, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что в рамках судебной защиты прав и свобод возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные, а потому отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт не согласуется с универсальным требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает данное право (постановления от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 5 февраля 2007 года N 2-П и др.).

Применительно к уголовному судопроизводству Конституция Российской Федерации специально гарантирует каждому осужденному право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, предусмотренном федеральным законом (статья 50, часть 3). При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из того что право на справедливое разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом предполагает окончательность и стабильность судебных актов, вступивших в законную силу, и их исполнение, основное бремя пересмотра решений суда первой инстанции должно возлагаться на обычные (ординарные) судебные инстанции, что обязывает государство к созданию необходимых условий для эффективного и справедливого разбирательства уголовного дела именно в суде первой инстанции, где подлежат разрешению все существенные для определения прав и обязанностей сторон вопросы, а также - для исправления допущенных судом первой инстанции ошибок - в суде второй инстанции (в настоящее время - апелляционном) в процедурах, наиболее приближенных к производству в суде первой инстанции (постановления от 17 ноября 2005 года N 11-П, от 5 февраля 2007 года N 2-П и от 21 апреля 2010 года N 10-П).

Ä В чем заключается сущность судебного разбирательства по уголовным делам?

Судебное разбирательство является центральной стадией уголовного процесса. Все остальные стадии тем или иным образом подчинены стадии судебного разбирательства.

Сущность судебного разбирательства заключается в разрешении судом правового спора между обвинителем и подсудимым (обвиняемым лицом), содержанием которого является вопрос о виновности подсудимого в совершении преступлении и о назначении ему определенного наказания. Только в судебном разбирательстве человек от имени государства может быть признан виновным в совершении преступления и ему может быть назначено наказание. Ни на какой другой стадии, кроме апелляционной, такое решение принято быть не может. В то же время признать лицо невиновным, прекратить в отношении него дело можно и в других стадиях процесса. Однако процедура признания человека виновным на стадии апелляционного производства в немалой степени отличается от аналогичной процедуры, предусмотренной для судебного разбирательства.

В стадии судебного разбирательства полно обозначена роль суда в уголовном процессе – осуществление правосудия и право суда признать человека виновным в совершении преступления, назначить наказание, применить принудительные меры медицинского характера, право применять в отношении личности и организаций правоограничительные меры, наиболее существенно затрагивающие их правовой статус. Осуществляя правосудие, суд не только проверяет и исследует имеющиеся в деле доказательства, но и при необходимости собирает их сам при помощи судебных действий.

Ä Какое значение имеет судебное разбирательство?

В судебном разбирательстве должно неукоснительно соблюдаться положение о том, что уголовное преследование и назначение справедливого наказания виновным в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ч.2 ст. 6 УПК).

Стадия судебного разбирательства имеет важнейшее процессуальное, предупредительное и воспитательное значение.

Процессуальное значение состоит в достижении определенности по поводу возможного в действительности уголовного правоотношения между преступником и государством. Решение этого вопроса порождает в свою очередь самые разнообразные последствия как для подсудимого, так и для потерпевших лиц. Последствием признания подсудимого виновным в совершении преступления является назначение наказания. Для потерпевших такой исход дела позволяет рассчитывать на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением.

Судебное разбирательство имеет и предупредительное значение. Путем судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел становится возможным обеспечивать неотвратимость уголовной ответственности для виновных лиц. Предупредительная роль судебного разбирательства проявляется также в предоставлении суду права реагирования на случаи нарушения законности по делу путем вынесения частных определений (постановлений). Тем самым предотвращается проявление нарушений законности, прежде всего преступных, в дальнейшем.

Воспитательное значение судебного разбирательства проявляется двояко. С одной стороны, гражданин побуждается к законопослушному поведению, исполнению своих обязанностей перед обществом, соблюдению уголовных и уголовно-процессуальных запретов. С другой стороны, система обновленного уголовно-процессуального законодательства призвана породить уверенность граждан в надлежащей защите их прав и интересов со стороны уголовного судопроизводства, вне зависимости от того, в каком качестве гражданин или организация оказываются вовлечены в его сферу.

Стадия судебного разбирательства состоит из пяти частей: подготовительной части, судебного следствия, судебных прений, последнего слова подсудимого и постановления приговора. Каждая из этих частей имеет свои задачи, значение и особенности. Подобная структура судебного разбирательства создает условия для объективного и всестороннего исследования материалов дела и разрешения вопроса о виновности или невиновности подсудимого.

Ä Какие принципы уголовного судопроизводства отнесены законом к общим условиям судебного разбирательства? В чем их смысл и значение?

Общими условиями судебного разбирательства являются предусмотренные законом требования, которые распространяются на весь ход судебного разбирательства, конкретизируют действия принципов уголовного судопроизводства в данной стадии процесса.

К общим условиям судебного разбирательства относятся правила о его непосредственности, устности, непрерывности и неизменном составе суда, о его пределах, роли председательствующего в судебном заседании, секретаре судебного заседания, распорядке, протоколе судебного заседания, а также нормы, регулирующие вынесение судами решений об изменении обвинения, мере пресечения, возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного дела, направлении уголовного дела для производства дополнительного расследования, и меры в отношении нарушителей порядка в судебном заседании.

Общие условия сохраняют свое значение для всех процедур рассмотрения уголовных дел судами первой инстанции.

2. Непосредственность, устность, непрерывность и неизменность состава суда.

Под непосредственностью следует понимать личное восприятие судьями источников доказательств и разрешение дела по существу на основании только тех фактических данных, которые исследованы, проверены и оценены судом совместно с участниками процесса в ходе судебного разбирательства.

Суд непосредственно заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей и других лиц; знакомится с показаниями не по протоколам допроса, а выслушивая их лично. В судебном заседании непосредственно исследуются содержание документов, акты ревизий и документальных проверок, заключения экспертов, протоколы следственных действий, осматриваются вещественные доказательства, а в необходимых случаях производятся другие следственные действия. При этом все доказательства должны быть проверены устно. Разрешается прибегать к оглашению показаний подсудимого, свидетеля, потерпевшего, данных на предварительном следствии, только в исключительных случаях, а именно когда необходимо установить разноречивость между показанием того или иного лица на суде и показанием его на предварительном следствии либо в случае неявки свидетеля или потерпевшего в судебное заседание по уважительной причине.

Устность не исключает оформления процессуальных действий в письменной форме: составление протокола судебного заседания, вынесение приговора и иных решений в письменном виде.

Для получения ясного и четкого представления обо всех доказательствах необходимо каждое дело заслушивать в одном судебном заседании, делая перерывы, необходимые только для отдыха. При неявке кого-либо из вызванных лиц суд может вынести решение об отложении судебного разбирательства. Рассмотрение теми же судьями любых других дел ранее окончания слушания начатого не допускается.

Ä Каковы правила участия в судебном процессе?

Понятие и значение общих условий судебного разбирательства

На протяжении всего судебного разбирательства во всех его частях действуют определенные правила, которые выделены в отдельную главу (гл. 35 Уголовно-процессуального кодекса) и которые принято называть общими условиями судебного разбирательства.

Общие условия судебного разбирательства – это закрепленные законом правила, которые отражают наиболее характерные черты данной стадии процесса и обеспечивают реализацию в ней принципов уголовного судопроизводства. В общих условиях заложены основы порядка судебного разбирательства в целом и в отдельных его частях.

Наши рекомендации