Понятие и виды массовой информации. Прав. гарантии свободы информации.
Институт массовой информации – важнейший институт инф. права. Этим институтом регулируются инф. отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации.
Массовая информация – это предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие инф. сообщения и (или) материалы, опубликованные в печати, сообщенные посредством телевизионного вещания и радиовещания или в иной форме периодического распространения (ст.1 З-на РБ от 17.07.2008 г. “О средствах массовой информации”).
Сущность и значение массовой информации проявляется в ее свойствах. К ним можно отнести следующие:
1. В отличие от разных видов специализированной информации, массовая – общезначима, т.е. несет в себе сведения, кот. в той или иной степени касаются всех. Кроме того, она общедоступна, поскольку распространяется по открытым каналам коммуникаций и фиксируется либо в естественном языке, либо в таких искусственных, кот. владеют массы (от простейшего “языка” светофора до весьма сложных языков искусства и науки).
Массовая информация – эта та часть социальной информации, которая предназначена для всех социальных групп и, в силу этого, является общезначимой и общедоступной.
2. Одним из базовых понятий массовой информации выступает понятие “массовые инф. потоки”.
В разные периоды жизни человечества производство и распространение массовой информации существенно различаются. Однако, есть и общие моменты.
Со времени, когда началось разделение труда и появились устойчивые социальные институты, производство массовой информации осуществляется на двух уровнях: спонтанно (т.е. создателем ее может стать практически каждый) и организованно (т.е. она создается разными видами профессиональной творческой деятельности, уже оформившимися в соответствующие социальные институты).
В результате образуются как бы два слоя массовой информации. Один – спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами (например, анекдоты, слухи, сплетни). Другой слой производится специалистами и распространяется по специально созданным открытым каналам, доступным широкой аудитории. Его образует все то, что люди видят и слышат в театрах, концертных и лекционных залах, по телевидению и радио, читают в газетах и на рекламных щитах, т. п.
Массовая информация, как и вся социальная информация, обладает свойством “консервироваться” и потому накапливается во времени в инф. хранилищах общества: архивах, библиотеках, фонотеках, фильмотеках, базах данных компьютерных сетей.
Кроме того, на всем протяжении истории человечества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых инф. продуктов, а с другой – к его интеграции.
Т.о., в современном мире массовая информация существует в трех формах. Во-первых, в пассивной, представленной в обществе как тексты “до востребования”.
Во-вторых, в форме непроизвольной активности. Тексты массовой информации циркулируют по каналам неструктурированных межличностных коммуникаций, попадая туда непосредственно от создателей (нередко остающихся неизвестными) и варьируясь в зависимости от условий коммуникативных ситуаций.
В-третьих, в форме произвольной активности, когда массовую информацию предлагают членам общества специально созданные социальные институты. Она движется по открытым, принципиально доступным для всех, специально созданным, технически опосредованным и по-особому структурированным каналам коммуникаций в виде динамичной, регулярно пополняющейся совокупности инф. продуктов. Обозначая эту совокупность, исследователи все чаще употребляют понятие “массовые инф. потоки”.
Иными словами, массовые инф. потоки – это способ актуального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась.
3. Массовые инф. потоки, сосредоточивая в себе разные виды текстов массовой информации и актуализируя их, оказываются основным средством, с помощью которого удовлетворяются первостепенные потребности общества как развивающейся системы. К этим потребностям отн.ся следующие:
1) потребность в формировании массового сознания – варианта общественного сознания, который играет роль камеры эталонов при освоении вновь поступающей информации;
2) потребность в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности;
3) потребность в самоопределении общественного мнения – оперативной программы реагирования общества на изменение условий существования;
4) потребность в своевременной выработке и распространении разного рода управленческих решений, принимаемых специальными институтами управления с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям;
5) потребность в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов, т.е. массовая информация служит гармонизации общественных и групповых интересов, повышающей степень согласованности общественных практических действий;
6) потребность в оказании помощи членам общества и отдельным социальным группам в связи с возникающими у них проблемами делового или личного характера, кот. могут нарушать гармонию общественных, корпоративных и частных интересов, отрицательно сказываясь на согласованности практических действий;
7) потребность в поддержании необходимого жизненного тонуса общества, т.е. такого психофизического состояния людей, при кот. в случае необходимости легко возникает и реализуется готовность к общественно нужному поведению.
По отношению к массовым инф. потокам перечисленные потребности выступают как причина, формирующая соответствующий комплекс их ф-ций, а следовательно, и состав информации. Если классифицировать ее по назначению, функциональной направленности, окажется, что эти материалы составляют семь групп и соотносимы с указанными выше потребностями.
К первой группе можно отнести информацию, нужную для стимулирования духовных исканий людей, ведущих к формированию массового сознания. Круг ее широк: это материалы, популяризирующие достижения науки, идеологические и эстетические ценности (научная, идеологическая и эстетическая пропаганда), стереотипы поведения, ориентированного на актуальные общественные идеалы.
Ко второй группе можно отнести материалы, оповещающие об изменениях действительности на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы). Это все те публикации, кот. принято называть текстами новостной и проблемно-аналитической журналистики.
Третью группу составят материалы, знакомящие с разными мнениями о происходящих событиях и волнующих общество проблемах – публицистические выступления политиков, ученых, писателей, журналистов, других социально активных граждан, посвященные актуальнейшим проблемам и вопросам гос. и общественной жизни.
Четвертую группу образуют административные, управленческие тексты – сообщения о тех или иных решениях институтов власти, рассчитанные на управление поведением масс.
К пятой группе можно отнести информацию, которая дает возможность знакомиться со специфическими групповыми ценностями – мировоззренческими и культурными особенностями разных этносов, профессий, возрастных слоев общества (в том числе и с ценностными ориентациями общественных и гос. лидеров).
К шестой группе отн.ся материалы, способные помочь в решении личных или деловых проблем (имеются в виду разного рода типовые трудности производственного и бытового свойства) – полезные советы, юридические консультации, объявления, реклама и прочие материалы справочного характера.
Седьмая группа представлена рекреативными материалами. Они дают человеку возможность психологической разрядки, помогают восстановить жизненные силы, обрести душевное равновесие, поднять настроение. Это спектакли и фильмы, выступления юмористов и сатириков, звезд эстрады, игры, конкурсы, соревнования.
Иными словами, массовые инф. потоки включают в себя движущийся массив информации, представленной в различной форме и нужной в той или иной мере каждому человеку, но, главное, в своей совокупности необходимой обществу в целом, поскольку удерживает его как целостность, ориентирована на обеспечение нормальной работы механизмов его саморегулирования.
Прав. регулирование отношений в области массовой информации осуществляется по следующим основным направлениям:
1) обеспечение гарантий свободы массовой информации;
2) организация деятельности средства массовой информации;
3) распространение массовой информации;
4) отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;
5) права и обязанности журналиста;
6) межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;
7) ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.