Понятие, предмет, метод, принципы инф. права.
Субъекты инф. права.
Орган гос. власти, юридическое или физическое лицо, кот. в соответствии с законодательством РБ могут быть участниками регулируемых нормами инф. права общественных отношений, являются субъектами инф. права.
Круг таких субъектов разнообразен. Основным свойством, которым должен обладать субъект инф. правоотношений, является инф. правосубъектность, которая включает информационную правоспособность и информационную дееспособность.
Инф. правоспособность рассматривается как проявление общей правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая гос-вом возможность или способность данного субъекта вступать в прав. отношения. Инф. правоспособность выражается в определяемой информационно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать инф. права и обязанности (права и обязанности в инф. сфере) и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию. Каждый, кто нормами инф. права наделен правами и обязанностями в инф. сфере, может рассматриваться в качестве субъекта инф. права.
Однако субъект инф. права может стать субъектом инф. правоотношений только тогда, когда он обладает вторым элементом инф. правосубъектности – инф. дееспособностью. Инф. дееспособность подразумевает способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия в инф. сфере. В нашем случае речь идет о практической способности субъекта реализовать свою информационную правоспособность в условиях конкретных инф. правоотношений.
Основными субъектами публичных инф. отношений выступают инф. органы, исполняющие обязанности по инф. обеспечению физических и юридических лиц. Для них участие в инф. правоотношениях является прямой юридической обязанностью, так как она является главным средством практической реализации установленной для них компетенции, а отсюда и правоспособности. Такая же ситуация возникает и в отношении юридических лиц. Однако инф. дееспособность в данном случае реализуется не самой организацией, а ее исполнительным органом.
Анализ инф. сферы и действующих в ней субъектов позволяет выделить триих основные категории:
1) производители информации, инф. ресурсов, инф. продуктов, инф. услуг, а также инф. систем, технологий и средств их обеспечения (издательства; редакции средств массовой информации; рекламодатели; журналисты; авторы произведений и технического творчества; инф. органы);
2) обладатели (держатели) информации, инф. ресурсов, инф. продуктов, собственники инф. систем и средств их обеспечения;
3) потребители информации, инф. ресурсов, инф. продуктов, инф. услуг (граждане, юридические лица, общественные организации, инф. органы и другие субъекты, запрашивающие информацию и пользующиеся ей).
В ст. 5 З-на РБ “Об информации, информатизации и защите информации” закреплено, что субъектами инф. отношений могут являться:
1) РБ и ее административно-территориальные единицы;
2) инф. органы, другие инф. организации;
3) юридические лица;
4) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
5) иностранные гос-ва;
6) международные организации.
При этом субъекты инф. отношений могут выступать в качестве:
1) обладателя информации, т.е. субъекта, получившего права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства, или по договору;
2) пользователя информации, инф. систем и (или) инф. сетей, т.е. субъекта, получающего, распространяющего и (или) предоставляющего информацию, реализующего право на пользование ею либо субъекта, получившего доступ к инф. системе и (или) инф. сети и пользующегося ими;
3) собственника и владельца программно-технических средств, инф. ресурсов, инф. систем и инф. сетей, т.е. субъекта, реализующего права владения, пользования и распоряжения программно-техническими средствами, инф.и ресурсами, инф.и системами и инф.и сетями;
4) инф. посредника, т.е. субъекта, предоставляющего инф. услуги обладателям и (или) пользователям информации;
5) оператора инф. систем, т.е. субъекта, осуществляющего эксплуатацию инф. системы и (или) оказывающего посредством ее инф. услуги.
Как отмечалось, субъектами публичных инф. отношений выступают органы гос. власти, на кот. законодателем возложены важные ф-ции по регулированию этих отношений. В соответствии со ст. 8 З-на РБ “Об информации, информатизации и защите информации” государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации осуществляются Президентом РБ, Советом Министров РБ, Национальной академией наук Беларуси, Оперативно-аналитическим центром при Президенте РБ, Министерством связи и информатизации РБ, иными гос.и органами в пределах их компетенции.
Президент РБ в соответствии с Конституцией РБ и иными законодательными актами РБ определяет единую государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области информации, информатизации и защиты информации.
К полномочиям Совета Министров РБ в области информации, информатизации и защиты информации отн.ся:
1) обеспечение проведения единой гос. политики;
2) координация, направление и контроль работы республиканских органов государственного управления и иных гос. ог-ций, подчиненных Правительству РБ;
3) утверждение гос. программ, если иное не предусмотрено закон. актами РБ, и обеспечение их реализации.
Национальная академия наук Беларуси в области информации, информатизации и защиты информации осуществляет научно-методическое обеспечение развития информатизации, реализации гос. программ; участвует в разработке проектов нормативных прав. актов; осуществляет иные полномочия.
Оперативно-аналитический центр при Президенте РБ в области защиты информации:
1) определяет приоритетные направления технической защиты информации, содержащей сведения, составляющие инф. секреты, или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством РБ;
2) координирует деятельность по технической защите информации;
3) осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью по обеспечению технической защиты информации;
4) участвует в разработке проектов нормативных прав. актов в области технической защиты информации;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами РБ.
Министерство связи и информатизации РБ в области информатизации:
1) реализует единую государственную политику;
2) разрабатывает и реализует инф. программы;
3) участвует в разработке проектов нормативных прав. актов;
4) координирует работу по формированию и гос. регистрации инф. ресурсов;
5) устанавливает требования совместимости инф. ресурсов, инф. систем и инф. сетей;
6) разрабатывает и утверждает правила эксплуатации и взаимодействия инф. ресурсов, инф. систем и инф. сетей;
7) организует работы по техническому нормированию и стандартизации, подтверждению соответствия создания, использования и эксплуатации инф. ресурсов, инф. систем и инф. сетей требованиям технических нормативных прав. актов в области технического нормирования и стандартизации;
8) стимулирует создание инф. технологий, инф. систем и инф. сетей;
9) осуществляет международное сотрудничество, включая взаимодействие с международными организациями, обеспечение выполнения обязательств по международным договорам РБ;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РБ.
В соответствии с Указом През-та РБ от 15.08.2005 г. №372 в структуре Мин-ва связи и информатизации был создан Департамент информатизации, основными задачами деятельности которого являются:
1) осуществление регулирования в области информатизации в РБ;
2) координация деятельности юридических лиц независимо от форм собственности и индивидуальных предпринимателей в сфере информатизации в целях создания условий для обеспечения инф. потребностей гос. органов, юридических и физических лиц на основе создания инф. систем и (или) сетей, обеспечивающих формирование и обработку инф. ресурсов и представление пользователям документированной информации.
Для решения поставленных задач в Департаменте информатизации были образованы управление программ и проектов информатизации, управление инфраструктуры и развития информатизации, информационно-аналити-ческий сектор и сектор инф. технологий.
Иные инф. органы в пределах своих полномочий в области информации, информатизации и защиты информации:
1) участвуют в реализации единой гос. политики;
2) формируют и используют инф. ресурсы;
3) создают и развивают инф. системы и инф. сети, обеспечивают их совместимость и взаимодействие в информационном пространстве РБ;
4) осуществляют техническое нормирование и стандартизацию в области инф. технологий, инф. ресурсов, инф. систем и инф. сетей;
5) осуществляют подтверждение соответствия инф. технологий, инф. ресурсов, инф. систем и инф. сетей требованиям технических нормативных прав. актов в области технического нормирования и стандартизации;
6) осуществляют иные полномочия в соответствии законодательством РБ.
Информационно-прав. нормы.
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат правила поведения, кот. устанавливаются гос-вом в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-прав. нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников инф. правоотношений, исполнение кот. обеспечивается принудительной силой гос-ва.
Отличие информационно-прав. норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в инф. сфере в связи с реализацией инф. прав и свобод и осуществлением инф. процессов при обращении информации.
Совокупность норм инф. права формируется на основе конституционных норм, кот. регулируют отношения, связанные с реализацией инф. прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную деятельность.
Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при кот. могут возникать инф. правоотношения, и указывает на круг субъектов — участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственного органа определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.
Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты инф. правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-прав. норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это может быть гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
В конкретной статье нормативного прав. акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.
В зависимости от содержания информационно-прав. нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные информационно-прав. нормы устанавливают структуру элементов и частей инф. сферы. Они определяют содержание гос. политики в инф. сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников инф. процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников инф. правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в инф. сфере, в том числе определяют их обязанности и ответственность за организацию и обеспечение процессов обращения информации, формирование инф. ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.
Процессуальные информационно-прав. нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными инф.и нормами в рамках регулируемых инф. отношений. Например, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в инф. сфере, порядок формирования инф. ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры прав. регулирования общественных отношений в инф. сфере.
Информационно-прав. нормы могут классифицироваться также в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. По этому основанию выделяют две группы норм: диспозитивные и императивные.
Диспозитивные информационно-прав. нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в инф. сфере (например, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации).
Императивные информационно-прав. нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности гос. органов по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий инф. прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Кроме того, эти нормы устанавливают ф-ции и компетенцию органов гос. власти в области инф. безопасности, по формированию гос. инф. ресурсов, по созданию гос. информационно-телекоммуникационных систем; обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в инф. сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление гос. политики в инф. сфере, защиту прав потребителей информации в инф. сфере и другие подобные нормы.
Среди императивных норм выделяют:
1) нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий;
2) нормы-принципы,кот. закрепляют основные начала организации и деятельности субъектов права, в том числе инф. права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.);
3) нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности;
4) компетенционные нормы, очерчивающие легальные пределы деятельности субъектов права в инф. сфере;
5) императивные нормы, содержащие однозначные предписания и закрепляющие обязанности гос. органов, учреждений, организаций и граждан.
Информационно-прав. нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):
1) нормы, обязательные на всей территории гос-ва;
2) нормы, обязательные на территории определенной административно-территориальной единицы.
По объему регулирования информационно-прав. нормы подразделяются на нормы:
1) общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли прав. регулирования, регламентирующие важнейшие стороны инф. деятельности. Это, в первую очередь, нормы, устанавливающие обязанности гос. органов по исполнению ими конституционных обязанностей по предоставлению информации потребителям;
2) межотраслевые, регулирующие инф. отношения, возникающие между группами гос. органов, по обеспечению инф. процессов;
3) отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа гос. власти;
4) на уровне органов местного управления и самоуправления, действующие в пределах административно-территориальной единицы.
Понятие и значение рекламы как разновидности массовой информации. Требования, предъявляемые к рекламе. Виды рекламы.
Роль рекламы в современном обществе чрезвычайно велика. Реклама оказывает серьезное воздействие на человека при приятии им решений при приобретении товаров, работ, услуг. В связи с этим гос-во заинтересовано в регулировании правоотношений по распространению рекламы с целью не допустить злоупотребления при использовании ее возможностей. В настоящий момент в Беларуси принято и действует большое количество нормативных прав. актов, кот. в той или иной мере затрагивают вопросы рекламной деятельности.
Реклама – это часть нашей жизни. Она является предметом изучения исследователей во многих областях. Эффективность рекламы зависит, прежде всего, от степени охвата аудитории, что обеспечивается объединением рекламы и средств массовой коммуникации.
Понятие рекламы закреплено в ст. 2 З-на РБ от 10 мая 2007 года “О рекламе”. Согласно положений этой статьи рекламой признается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Законодательство о рекламе позволяет определить ряд признаков, характеризующих рекламу:
1) реклама является информацией;
2) реклама – это информация об определенном объекте;
3) реклама предназначена для неопределенного круга лиц;
4) цель рекламы – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования выступают:
1) продукция, товар, работа или услуга,
2) организация или гражданин,
3) права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан,
4) средства индивидуализации организаций или граждан, товаров,
5) результаты интеллектуальной деятельности,
6) конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари,
7) явления (мероприятия) социального характера.
Общие требования к рекламе содержит ст.10 З-на РБ “О рекламе”.
Во-первых, размещаемая (распространяемая) на территории Беларуси реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций РБ и (или) граждан РБ, если иное не установлено законодательством.
Во-вторых, реклама на территории РБ должна размещаться (распространяться) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на:
1) рекламу, размещаемую на радио, телевидении или в печатных изданиях, осуществляющих деятельность исключительно на иностранных языках;
2) рекламу зарегистрированных товарных знаков и (или) знаков обслуживания;
3) рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках;
4) рекламу, содержащую приглашение на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками.
В-третьих, на рекламу средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы данного товара.
В-четвертых, реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является гражданин, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, - также его фамилию и инициалы.
В-пятых, реклама, содержащая информацию о субъекте хозяйствования РБ, допускается только при наличии у него свидетельства о гос. регистрации.
В-шестых, реклама, содержащая информацию о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию, допускается только при наличии у них соответствующей на осуществление данного вида деятельности. При этом реклама должна содержать регистрационный номер лицензии, дату принятия решения о ее выдаче, срок действия и наименование органа, выдавшего лицензию.
Реквизиты лицензии, предупредительные надписи и иная обязательная к размещению в рекламе информация должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой размещается информация. Сноски, используемые в рекламе для уточнения содержащейся в ней информации, должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины размера шрифта уточняемого текста.
Реклама не должна:
1) поощрять, пропагандировать культ насилия и жестокости или побуждать к насилию, жестокости, опасным действиям, способным нанести вред здоровью граждан, имуществу гос-ва, организаций или граждан либо угрожающим их безопасности, и иным действиям, нарушающим законодательство;
2) содержать обещание или гарантию либо высказывать предположение о будущей эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности.
В рекламе не допускается использование:
1) фамилий, собственных имен и отчеств, псевдонимов, образов или высказываний граждан РБ без их согласия или согласия их законных представителей, если иное не предусмотрено законом или Президентом РБ;
2) образов или высказываний медицинских или фармацевтических работников, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, за исключением такого использования в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая размещается в местах проведения специализированных выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий либо в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников;
3) наименований организаций, товарных знаков и (или) знаков обслуживания, эмблем и иной символики, изображения имущества организаций или граждан лицами, не имеющими права на такое использование;
4) иной информации, которую в соответствии законодательством РБ или действующими для РБ международными договорами не допускается использовать в рекламе.
В РБ не допускается реклама:
1) товаров, запрещенных к производству и (или) реализации в соответствии с законодательством, или деятельности, осуществление которой запрещено законодательством;
2) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в РБ, но не имеющих документа об оценке соответствия требованиям технических нормативных прав. актов в области технического нормирования и стандартизации;
3) наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров в целях незаконного их использования;
4) предложений органов и (или) тканей человека;
5) порнографических материалов, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера;
6) направленная на вовлечение потенциальных жертв в торговлю людьми, предоставление сексуальных услуг под видом законной деятельности, антиобщественное поведение;
7) прямо или косвенно раскрывающая сведения, составляющие инф. секреты РБ;
8) заменителей грудного молока (детских молочных смесей) в средствах массовой информации, за исключением размещения (распространения) такой рекламы в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников;
9) работ, услуг (деятельности) гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей, иных лиц, объявляющих себя или считающихся способными предсказывать события, воздействовать на людей, духовный мир, имущество, окружающую среду путем использования сверхъестественных способностей или сил;
10) услуг сексуального характера, в том числе под видом психологической помощи, общения, релаксации, массажа, приятного времяпрепровождения, иной законной деятельности.
В помещениях, в кот. располагаются инф. органы, не допускается размещение рекламы, за исключением рекламы гос. организаций и рекламы, размещаемой в таких помещениях посредством телевидения, радио или печатных изданий.
Законодатель называет два основных вида рекламы: надлежащая и ненадлежащая реклама.
Надлежащей является реклама, при производстве и распространении которой соблюдаются требования законодательства.
Ненадлежащая реклама – это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства. В ст.26 З-на РБ “О рекламе” конкретизируются эти понятия.
Недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение кот. может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина.
Недостоверной является реклама, не соответствующая действительности.
Неэтичной является реклама, которая:
1) содержит текстовую, зрительную и (или) звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических и иных убеждений граждан;
2) порочит объекты, являющиеся историко-культурными ценностями;
3) порочит инф. символы (флаг, герб, гимн), официальную денежную единицу РБ или иного гос-ва, международной организации, религиозные символы;
4) порочит какую-либо организацию или гражданина, какую-либо деятельность, профессию, товар;
5) дискредитирует организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром;
6) содержит негативную оценку качества товара организации или гражданина;
7) содержит сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина;
8) вводит потребителей рекламы в заблуждение, в том числе посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки и (или) звуковых эффектов, используемых в рекламе иного рекламодателя.
Скрытая рекламы – это реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем рекламы воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
В зависимости от используемых средств для размещения реклама делится на следующие виды: реклама в средства массовой информации; реклама с использованием электросвязи; наружная реклама; реклама на транспортном средстве.
Деление рекламы на виды возможно также в зависимости от объектов рекламирования. В зависимости от объектов рекламирования в Законе РБ “О рекламе” называются такие виды рекламы, как:
1) реклама лекарственных средств, методов, средств, работ и услуг в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и протезирования, медицинской техники и изделий медицинского назначения, медицинских технологий, биологически активных добавок к пище, косметических средств и некот. иных товаров;
2) реклама ветеринарных услуг;
3) реклама алкогольных напитков и табачных изделий;
4) реклама пива и слабоалкогольных напитков;
5) реклама оружия и продукции военного назначения;
6) реклама о трудоустройстве и учебу граждан РБ за границей;
7) реклама риэлтерских услуг;
8) реклама культурно-зрелищных мероприятий;
9) реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств организаций, граждан;
10) рекламные игры и реклама лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари;
11) социальная реклама.
Надо отметить, что данный перечень видов рекламы не является исчерпывающим.
Защита гос. тайны.
Защита гос. секретов предполагает принятие предусмотренных законодательством РБ прав., организационных, технических, программных и иных мер по предотвращению несанкционированного распространения сведений, составляющих инф. секреты.
К органам защиты гос. секретов отн.ся:
· Межведомственная комиссия по защите гос. секретов;
· уполномоченный гос. орган по защите гос. секретов;
· органы гос. безопасности РБ;
· Гос. центр безопасности информации при Президенте РБ;
· республиканские органы государственного управления;
· иные инф. органы и организации, наделенные полномочиями по отнесению сведений к гос. секретам и их защите (ст. 6 З-на РБ “О гос. секретах”).
Конкретный перечень гос. органов и иных организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к гос. секретам и их защите утвержден Указом През-та РБ от 20.04.2007 года №195.
Межведомственная комиссия по защите гос. секретов является коллегиальным органом по координации деятельности гос. органов и иных организаций в сфере защиты гос. секретов.
Межведомственная комиссия по защите гос. секретов выполняет следующие основные задачи:
1) вносит Президенту РБ и в Совет Безопасности РБ предложения по основным направлениям политики гос-ва в сфере защиты гос. секретов;
2) анализирует и прогнозирует ситуацию в сфере защиты гос. секретов;
3) рассматривает в установленном порядке инф. целевые программы, направленные на обеспечение защиты гос. секретов;
4) организует разработку проектов законов, иных актов законодательства РБ в сфере защиты гос. секретов.
Другие задачи, а также ф-ции и полномочия Межведомственной комиссии по защите гос. секретов определяются положением об этой комиссии, утверждаемым Президентом РБ.
Полномочия иных гос. органов в сфере защиты гос. секретов определяются законодательством РБ.
Защита гос. секретов других государств, их объединений и международных организаций, переданных РБ на основе международных договоров либо в связи с ее членством в этих объединениях или организациях, осуществляется в соответствии с законодательством РБ с учетом требований стороны, передавшей инф. секреты.
Отнесение сведений, полученных в процессе совместных работ с другими гос-вами, их объединениями и международными организациями, к гос. секретам и их защита осуществляются в соответствии с Законом и международными договорами РБ о совместном использовании и защите гос. секретов.
Юридические и физические лица, имеющие допуск к гос. секретам, также осуществляют их защиту. Обязанность по организации защиты гос. секретов возлагается на руководителей юридических лиц, имеющих допуск к этим сведениям.
В соответствии со ст.25 З-на РБ “О гос. секретах” допуск физического лица к гос. секретам может быть прекращен по решению руководителя юридического лица в случае:
1) нарушения физическим лицом взятых на себя обязательств, предусмотренных договором о допуске к гос. секретам и связанных с защитой гос. секретов;
2) возникновения обстоятельств, предусмотренных ст. 24 Закона, а именно:
· признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным;
· возбуждение в отношении его уголовного дела по обвинению в разглашении гос. тайны;
· наличие у него заболевания, препятствующего работе с гос.и секретами;
· уклонение его от проверочных мероприятий;
· сообщение им заведомо ложных анкетных данных;
· выявление в результате проверочных мероприятий, проводимых в отношении проверяемого, деяний, содержащих признаки тяжкого и (или) особо тяжкого преступлений;
· наличия у него неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления либо в случае, если в отношении его возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении такого преступления;
· постоянного проживания его за границей или оформления им документов для выезда на постоянное место жительства в другое гос-во, за исключением тех государств, с кот. РБ имеет договор о совместном использовании и защите гос. секретов.
Прекращение допуска физического лица к гос. секретам по иным основаниям не допускается.
Допуск физического лица к гос. секретам в случае его прекращения может быть восстановлен по решению руководителя вышестоящей организации или судом.
Прекращение допуска физического лица к гос. секретам не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих инф. секреты.
Физическое лицо получает полномочие на доступ к гос. секретам на основании полученного допуска соответствующей формы и решения руководителя юридического лица о предоставлении ему доступа к конкретным сведениям, составляющим инф. секреты.
Руководитель юридического лица несет ответственность за создание условий, при кот. физическое лицо будет иметь доступ только к тем сведениям и в таких объемах, кот. необходимы ему для исполнения должностных обязанностей.
Работники гос. органов, осуществляющие контроль или надзор за обеспечением защиты гос. секретов, получают доступ к сведениям, составляющим инф. секреты, в порядке, установленном актами законодательства РБ.
Порядок доступа к гос. секретам иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан РБ, постоянно проживающих за границей, устанавливается Указом През-та РБ от 12.06.2006 г. №389.
Доступ физического лица к гос. секретам прекращается на основании решения руководителя юридического лица, разрешившего доступ к гос. секретам, если в нем отпала необходимость либо возникли обстоятельства, влекущие необходимость прекращения доступа данного лица к гос. секретам.
Понятие коммерческой тайны. Требования, предъявляемые к коммерческой тайне. Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне.
Нераскрытая для третьих лиц информация субъекта хозяйствования о различных сторонах и сферах деятельности и представляющая для него ценность по коммерческим причинам, является собственностью организации (индивидуального предпринимателя) и объектом гражданского права, подлежащего защите.
Законодательство относит к нераскрытой (конфиденциальной) информации служебную и коммерческую тайну.
Согласно ст.140 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) нераскрытой информацией является информация, когда: 1) она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность; 2) она неизвестна третьим лицам; 3) к ней нет свободного доступа на законных основаниях; 4) она охраняется ее обладателем принятием соответствующих мер от разглашения конфиденциальности.
Охрана нераскрытой информации базируется на положениях статей Гражданского кодекса РБ, норм Положения о коммерческой тайне, утвержденного постановлением Советом Министров РБ от 6 ноября 1992г. № 670, а также на локальных нормативных актах организаций. Наиболее полно белорусским законодательством урегулированы отношения, связанные с коммерческой тайной.
Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана кот. обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования (п.1 Положения о коммерческой тайне).
Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.
Информация, составляющая коммерческую тайну, согласно п.3 Положения, должна соответствовать следующим требованиям:
1. Эта информация должна иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, кот. не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении организацией информации к кругу сведени<