Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций текущей аттестации
Текущая аттестация знаний и умений студентов- это форма оценивания учебных достижений студентов в процессе освоения учебной дисциплины в течение семестра.
Текущий контроль проводится с помощью систематического наблюдения преподавателя за работой учебной группы (курса) в целом и каждого студента в отдельности, проверки знаний и умений, приобретаемых в ходе изучения нового материала, его повторения и практического применения. В рамках аудиторной и самостоятельной работы студентов преподаватель оценивает образовательные достижения студентов путем:
- опроса (сплошном или выборочном, письменном или устном и др.);
- тестирования (письменного или компьютерного);
- проверки письменных конспектов студентов;
- проведения собеседования (в том числе во время еженедельных консультаций);
- подготовки студентом эссе и рефератов;
- других формах (по усмотрению преподавателя).
При оценке учитываются:
- активность, содержательность и результативность участия в дискуссиях, тренингах, круглых столах и др.;
- участие в подготовке и проведении ролевых и деловых игр;
- правильность решения предложенных казусов
- актуальность использованных источников.
Возможны и другие формы текущей учебной аттестации, которые определяются преподавателями кафедры.
7.2.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций для текущей аттестации
Рубежный контроль- проверка качества теоретических знаний, степени сформированности практических навыков и умений студентов по освоенным темам дисциплины.
Рубежный контроль по модулю осуществляется по завершении дисциплинарного модуля. В семестре рубежный контроль может проводится два раза по окончании изучения тем модуля, причем последний рубежный контроль - в течение последней учебной недели семестра.
В качестве форм рубежного контроля учебного модуля можно использовать:
• тестирование (в том числе компьютерное);
• письменный опрос;
• контрольную работу;
• написание реферата;
• другие формы (по усмотрению преподавателя).
При проведении текущего контроля и промежуточной аттестации могут использоваться примеры заданий, приведенных в планах занятий семинарского типа, тестовые задания, иные предложенные преподавателем материалы.
7.2.2.1. Задания для текущего и рубежного контроля по дисциплине
Примерный перечень вопросов для проведения устного или письменного опроса по дисциплине:
1. Особенности отношений, регулируемых семейным правом. Основания возникновения, изменения и прекращения семейных отношений.
2. Источники семейного права. Роль нормативно-правовых актов субъектов РФ в регулировании семейных отношений.
3. Сроки в семейном праве, исковая давность.
4. Понятие, виды и правовое значение родства в семейных правоотношениях.
5. Брак: понятие, правовая природа, условия заключения.
6. Порядок заключения брака.
7. Основания прекращения брака. Расторжение брака в судебном и административном порядке.
8. Основания недействительности брака. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака.
9. Личные неимущественные права и обязанности супругов: виды, содержание, защита.
10. Законный режим имущества супругов. Общее имущество супругов и порядок владения пользования и распоряжения общим имуществом.
11. Брачный договор: понятие, содержание, форма, заключение, расторжение.
12. Установление отцовства ребенка. Презумпция отцовства. Установление факта отцовства и факта признания отцовства.
13. Права несовершеннолетних детей: виды, содержание, порядок защиты.
14. Основания и порядок лишения родительских прав.
15. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
16. Понятие и виды алиментных обязательств. Основания возникновения и прекращения алиментных обязательств.
17. Алиментные обязательства родителей и детей: понятие, виды, основания возникновения. Размер алиментов.
18. Соглашение об уплате алиментов.
19. Взыскание алиментов в судебном порядке.
20. Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.
21. Лица, имеющие право взять ребенка на воспитание в семью, требования к ним предъявляемые.
22. Усыновление (удочерение): понятие, порядок, правовые последствия.
23. Установление опеки над несовершеннолетними детьми.
24. Права и обязанности опекуна.
25. Приемная семья: понятие, основание передачи ребенка в приемную семью. Отличие от опеки.
26. Договор о передаче детей в приемную семью.
Перечисленные выше вопросы могут выборочно использоваться преподавателем в качестве вопросов для устного (письменного) опроса студентов, а также для написания рефератов.
7.2.2.2. Текущая аттестация знаний и умений студентов по дисциплине.
Примеры тестовых заданий по дисциплине «Семейное право»
Вариант № 1
1. Предметом семейного права являются:
а) общественные отношения, возникающие из брака.
б) общественные отношения, возникающие из усыновления и родства.
в) общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства,
принятия детей на воспитание в семью.
2. Семья - это:
а) определенная организация, члены которой связаны брачными или родственными отношениями.
б) малая социальная группа людей, объединенных кровнородственными или иными, приравненными к ним связям, а также взаимными правами и обязанностями.
в) специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, обусловленная экономическим строем общества, основанная на браке или родстве, включая совокупность отношений между мужем и женой, родителями и детьми, между различными поколениями.
3. По субъектному составу выделяют следующие семейные правоотношения:
а) между супругами, между бывшими супругами, между другими членами семьи;
б) между органами ЗАГС и органами опеки и попечительства;
в) между свекром и свекровью, зятем и невесткой.
4.Классификация юридических фактов в семейном праве:
а) по волевому признаку;
б) по срокам существования, возникновения, изменения и прекращения;
в) по правовым последствиям, срокам существования, волевому признаку.
5. Брак-это:
а) форма отношений между лицами разного пола;
б) добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий права и обязанности супругов.
в) союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия.
6.Условием для заключения брака является:
а) добровольное согласие мужчины;
б) взаимное достижение шестнадцатилетнего возраста.
в) взаимное добровольное согласие женщины и мужчины
7. Обстоятельства, препятствующие заключению брака:
а) лица, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке;
б) между пасынком и падчерицей;
в) между усыновителями и усыновленными.
8.Где регистрируется брак?
а) государственное учреждение юстиции;
б) бюро записи актов гражданского состояния;
в) консульское учреждение.
9.Какие документы требуются при подаче заявления?
а) свидетельство о рождении; копия судебного решения о прекращении
предыдущего брака;
б) документы удостоверяющие личности вступающих в брак.
в) справку с места работы, учебы или копию гражданско-правового договора.
10. Свидетельство о заключении брака содержит следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество,
б) дата и место рождения, дата заключения брака,
в) гражданство, национальность, семейное положение.
11. Брак признается недействительным:
а) не было добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в
брак;
б) не был заключен брачный договор;
в) брак был заключен между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано
судом недееспособным вследствие психического расстройства.
12. Фиктивным признается брак:
а) заключенный для ведения предпринимательской деятельности;
б) заключенный для получения наследства;
в) заключенный без намерения создать семью как со стороны одного из
супругов, так и обоих.
13. Круг лиц, имеющих право предъявить в суд иск о признании брака
недействительным:
а) несовершеннолетние родители и недобросовестный супруг;
б) прокурор, социальный педагог;
в) добросовестный супруг, прокурор, орган опеки и попечительства.
14. Основанием для прекращения брака является:
а) объявление одного из супругов умершим,
б) расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов;
в) расторжение брака по заявлению прокурора.
15.Где расторгается брак и момент его прекращения?
а) Паспортно-визовой службой со дня регистрации в книге записи поступлений;
б) государственным учреждением юстиции с момента записи в книге входящей документации;
в) в суде - прекращается со дня вступления решения суда в законную силу.
16. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния производится в случаях:
а) супруга, осуществляет уход за ребенком до 3-х летнего возраста;
б) супруг осужден к лишению свободы на срок один год;
в) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей.
17. Расторжение брака в судебном порядке производится в случаях:
а) при наличии у одного из супругов психического заболевания;
б) при отсутствие брачного договора;
в) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей.
18. Права каждого супруга:
а) выбор рода занятий, профессии,
б) супруг вправе вести общее хозяйство самостоятельно;
в) выбор места пребывания.
19. Обязанности супругов:
а) содействовать благополучию и укреплению семьи;
б) способствовать физическому развитию супруга;
в) способствовать нравственному развитию детей.
20. Законный режим имущества супругов это:
а) имущество, полученное по завещанию одним из супругов;
б) имущество, полученное в подарок одним из супругов;
в) имущество, полученное одним из супругов по договору мены.
21. К общему имуществу супругов относят:
а) доходы каждого из супругов;
б) возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности;
в) наследство, полученное одним из супругов
22. Раздел общего имущества супругов может быть произведен:
а) через пять лет после расторжения брака:
б) в период брака;
в) в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов.
23. Брачный договор это:
а) партнерское соглашение совершеннолетних лиц, определяющее имущественное положение;
б) сделка между супругами о разделе имущества;
в) соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
24.Брачный договор может быть заключен:
а) по достижению совершеннолетия супругов;
б) в период брака;
в) до заключения брака.
25.По своим личным долгам каждый супруг отвечает только:
а) общим имуществом:
б) своим личным имуществом;
в) своей долей в общем имуществе.
26. Материнство устанавливается:
а) на основании свидетельских показаний;
б) справки из родильного дома;
в) справки нотариальной удостоверенной нотариусом.
27. Отцовство признается:
а) в судебном порядке;
б) в нотариальном порядке;
в) в административном порядке.
28. Запись родителей в книге записей рождений может быть оспорена только в судебном порядке по требованию:
а) самого ребенка по достижении им совершеннолетия;
б) лица, записанного в качестве отца или матери ребенка;
в) социального педагога, прокурора.
29. Каждый ребенок имеет право:
а) жить и воспитываться в семье;
б) право на их заботу;
в) уважение его человеческого достоинства.
30. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
а) длительное время не проживают с детьми;
б) злоупотребляют родительскими правами;
в) жестоко обращаются с детьми.
31. У родителей, лишенных родительских прав, теряются права в отношении этого конкретного ребенка:
а) на возмещение вреда причиненного родителями детям;
б) на общение с ребенком;
в) на личное воспитание ребенка.
32. Ограничение родительских прав допускается:
а) злостное уклонение от уплаты алиментов;
б) психическое расстройство;
в) стечение тяжелых обстоятельств ( новый муж матери жесток с пасынком (падчерицей), а мать не в состоянии изменить его поведение, предотвратить опасность для ребенка).
33. Алименты на ребенка по соглашению между родителями могут выплачиваться:
а) в твердой денежной сумме;
б) продуктами питания;
в) путем предоставления имущества.
34. Иск о взыскании алиментов может предъявить:
а) один из родителей;
б) социальный педагог;
в) прокурор.
35. Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке прекращается:
а) при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга - получателя алиментов в новый брак;
б) в связи с отказом супругом, обязанным выплачивать алименты на срок не более одного года;
в) при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты.
Вариант № 2.
1. Какой брак порождает правовые последствия?
а) фактические брачные отношения; '
б) религиозный
в) заключенный в органах записи актов гражданского состояния.
2. В соответствии с положениями Семейного кодекса брачный возраст может быть снижен:
а) до 15 лет;
б) до 16 лет;
в) до 17 лет.
3.Проведение медицинского обследования при вступлении в брак:
а) в обязательном порядке;
б) по желанию будущих супругов;
в) по желанию одного из супругов.
4. Государственная регистрация актов гражданского состояния проводится в:
а) нотариальной конторе;
б) бюро технической экспертизы;
в) бюро записи актов гражданского состояния.
5. С подачей заявления о заключении брака подаются следующие документы:
а) свидетельство о рождении;
б) паспорт;
в) справка с места работы.
6. Заключение брака может производиться:
а) в медицинском учреждении:
б) в следственном изоляторе;
в) на дому.
7. В записи акта о заключении брака по выбору супругов записывается:
а) двойная фамилия;
б) общая фамилия супругов;
в) добрачная фамилия супруга.
8.Фиктивный брак - это:
а) заключенный для ведения предпринимательской деятельности;
б) заключенный для получения наследства;
в) заключенный без намерения создать семью как со стороны одного из супругов, так и обоих.
9. Если брак был заключен при наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, то право требовать признания брака недействительным имеют:
а) бабушки и дедушки одного из супругов;
б) супруг по предыдущему нерасторгнутому браку;
в) прокурор.
10. Расторжение брака производится: '
а) в органах местного самоуправления;
б) в органах внутренних дел;
в) в суде.
11. Расторжение брака в органах ЗАГС производится по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг:
а) признан судом недееспособным;
б) осужден к лишению свободы на срок свыше 1 года;
в) признан судом безвестно отсутствующим.
12. Брачный договор это:
а) партнерское соглашение совершеннолетних лиц, определяющее имущественное положение;
б) сделка между супругами о разделе имущества;
в) соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
13. За вред причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, родители отвечают, если:
а) несовершеннолетний обучается в высшем учебном заведении;
б) несовершеннолетний вступил в брак;
в) нет доходов или иного имущества, достаточного для возмещения причиненного им вреда.
14. При отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка отцовство устанавливается в судебном порядке:
а) по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка;
б) по заявлению прокурора;
в) по заявлению социального педагога.
15. Основанием для государственной регистрации рождения является:
а) при родах - справка из домоуправления;
б) при родах - документ выдан медицинской организацией,
в) при родах - заявления свидетеля родов.
16. Каждый ребенок имеет право:
а) жить и воспитываться в семье;
б) право на их заботу;
в) уважение его человеческого достоинства.
17. Несовершеннолетние родители имеют право:
а) на совместное проживание со своими родителями;
б) на участие в воспитании ребенка;
в) свободу вероисповедания.
18. Право на общение с ребенком имеют:
а) дедушка, бабушка, братья и сестры;
б) крестная мать и крестный отец;
в) бывший супруг.
19. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:
а) уклоняются от выполнения ими работы;
б) злоупотребляют своими родительскими правами;
в) нарушают общественный порядок.
20. У родителей, лишенных родительских прав, теряются права в отношении этого ребенка:
а) на общение с ребенком;
б) возмещение вреда, причиненного ребенком;
в) на защиту прав и интересов ребенка.
21. Ограничение родительских прав допускается:
а) злостное уклонение от уплаты алиментов;
б) психическое расстройство;
в) стечение тяжелых обстоятельств ( новый муж матери жесток с пасынком (падчерицей), а мать не в состоянии изменить его поведение, предотвратить опасность для ребенка).
22. Алименты по соглашению между родителями могут выплачиваться:
а) в иностранной валюте
б) в твердой денежной сумме;
в) продуктами питания.
23. Иск о взыскании алиментов может предъявить:
а) один из родителей;
б) социальный педагог;
в) прокурор.
24. Перечень обстоятельств, способствующих уменьшению размера алиментов:
а) родитель находился в местах лишения свободы;
б) родитель, с которого взыскиваются алименты,- инвалид первой или второй группы;
в) родитель имеет чрезвычайно низкий доход.
25.На детей, оставшихся без попечения родителей, алименты взыскиваются и выплачиваются:
а) зачисляются на счет учреждения, в котором находится ребенок;
б) перечисляются на депозит суда;
в) на лицевой счет приемным родителям.
26.Право на предоставление алиментов в судебном порядке появляется у супруга только при наличии следующих условий:
а) между супругами нет соглашения об уплате алиментов;
б) другой супруг отказался оказать материальную помощь;
в) другой супруг обладает необходимыми для этого средствами.
27. Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке прекращается:
а) при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга - получателя алиментов в новый брак;
б) в связи с отказом супругом, обязанным выплачивать алименты на срок не более одного года;
в) при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты.
28.К другим членам семьи относят:
а) дедушек, бабушек, братьев и сестер,
б) пасынков, падчериц;
в) тети, дяди.
29. Алименты присуждаются:
а) в день обращения в суд;
б) с момента вступления в силу решения суда;
в) в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
30. Решение суда о взыскании алиментов приводится в исполнение на основании исполнительных документов:
а) приговора суда;
б) судебного приказа;
в) исполнительного листа.
31,Алименты:
а) могут зачтены другим встречным требованием;
б) не могут зачтены другим встречным требованием;
в) в исключительных случаях могут быть зачтены.
32.Срок для устройства ребенка в семью:
а) два месяца;
б) две недели;
в) один месяц.
33.Дети оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче:
а) на воспитание в семью;
б) на усыновление (удочерение);
в) бабушкам, дедушкам.
34. Усыновление допускается:
а) в возрасте до 12 лет;
б) в возрасте до 10 лет;
в) в возрасте до 18 лет. >
35.К заявлению об установлении усыновления ребенка должны быть приложены:
а) справка о доходах усыновителей;
б) справка о совместном проживании усыновителей,
в) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории.
7.3. Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС
Балльно-рейтинговая система измерения и оценивания достижений студентов (БаРС)– это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения образовательной программы (ОП ВО).
Балльная система оценки учебной деятельности студентов – инструмент управления образовательным процессом, предполагающий ранжирование студентов по результатам кумулятивной (накопительной) оценки их персональных достижений в учебной деятельности.
Рейтинг студентов определяет уровень достижений студента относительно других студентов в сопоставимых условиях.
Использование учебного рейтинга направлено на решение следующих основных задач:
- повышение мотивации студентов к активной и систематической образовательной деятельности в течение всего семестра по усвоению фундаментальных основ научных знаний и формированию и развитию общих и профессиональных компетенций;
- совершенствование планирования и организации образовательного процесса посредством усиления роли индивидуализации обучения, мотивированной планомерной самостоятельной работы студентов, нацеленной на саморазвитие и самореализацию;
- выработку единых требований к оценке достижений студентов в рамках каждой отдельной учебной дисциплины, группы дисциплин и освоения всего объема основной образовательной программы (далее – ООП);
- получение разносторонней и дифференцированной информации о качестве и результативности обучения на основе упорядочения системы контроля знаний, умений и компетенций;
- выявление перспективных направлений совершенствования учебно-методической и научно-методической работы преподавателей;
- формирование образовательной среды, позволяющей осуществить переход к кредитно-модульной организации учебного процесса;
- формирование объективной информации о персональных учебных достижениях студентов для их морального и материального поощрения
Основные принципы реализации балльно-рейтинговой системы измерения учебных достижений и оценивания личностных качеств студентов заключаются в следующем:
систематичность, регулярность и объективность оценки результатов учебной работы студентов путем начисления рейтинговых баллов;
- кумулятивность результатов учебной работы студентов на протяжении всего времени обучения;
- взаимосвязь целей реализации основных образовательных программ, образовательных результатов и методов измерения (и/или оценки) их достижения;
- обратная связь, предполагающая своевременную коррекцию содержания и методики преподавания учебной дисциплины;
- устойчивость требований к правилам измерения и критериям оценивания достижений студентов.
Баллы, характеризующие индивидуальные образовательные достижения (рейтинг) студента, складываются из баллов, отражающих образовательные достижения студента в каждом семестре. Семестровый рейтинг студента определяется по сумме баллов, набранных в ходе освоения всех учебных дисциплин и всех видов практик, предусмотренных учебным планом на протяжении семестра и рассчитанных с учетом трудоемкости дисциплин в учебном плане (в академических часах и/или зачетных единицах).
Основными видами контроля уровня образовательных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личностных качеств – компетенций) в рамках индивидуальной балльно-рейтинговой системы по дисциплине «Семейное право» являются:
текущая аттестация;
рубежный контроль по дисциплинарному модулю;
промежуточная аттестация по дисциплине (зачет).
Критерии оценки при применении балльно-рейтинговой системе обучения и порядок определения балльной оценки по учебной дисциплине «Семейное право».
Аттестационная оценка за освоение дисциплины, выставляемая в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента, формируется на основе накопленных баллов по итогам текущего контроля и промежуточной аттестации
Минимальное и максимальное количество баллов, которое студент может получить во время семестра (лекционные, практические занятия и текущая аттестация с учетом выполнения заданий по самостоятельной работе), располагаются в диапазоне от 40 баллов (допуск к промежуточной аттестации) до 60 баллов.
Для получения минимального количества баллов студент должен регулярно посещать занятия, выполнить задания по самостоятельной работе и выполнять рубежный контроль не менее чем на 50% от общего количества баллов, выделенных для оценки учебных результатов по рубежному контролю за пройденный модуль, Перечень заданий для самостоятельной работы студентов и заданий для проведения рубежного контроля по каждому модулю разрабатываются и согласовываются преподавателями кафедры в первые две недели учебного семестра.
Для повышения количества баллов текущей успеваемости до максимального уровня - 60 баллов - студент должен проявлять результативную активность в процессе работы на практических/семинарских занятиях и при посещений лекций. Добор студентами баллов свыше 40 на консультациях преподавателей не предусмотрен.
Посещение студентами занятий, в том числе без выступлений и других видов активной работы на них, оценивается преподавателем минимальным числом баллов (не более 50% от общего количества баллов, которые студент может «заработать» в семестре по данной дисциплине, т.е. не более 15 баллов).
Студент, получивший текущую учебную задолженность и не допущенный к промежуточной аттестации из-за пропуска занятий по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, имеет право ликвидировать текущую учебную задолженность на еженедельной консультации преподавателя, закрепленного за учебной группой и получить допуск к промежуточной аттестации.
На заочной форме обучения балльно-рейтинговая система не используется.
Номер модуля | Тема занятия | Максимальное количество баллов, которые можно получить на отдельных формах занятий | Итого по теме | ||
лекции | практические занятия | СРС | |||
Тема 1. Общая характеристика семейного права | |||||
Тема 2. Семейные правоотношения | - | ||||
Тема 3. Условия и порядок заключения брака | |||||
Тема 4. Прекращение и недействительность брака | |||||
Тема 5. Личные права и обязанности супругов | |||||
Тема 6. Имущественные отношения супругов | |||||
Рубежный контроль | |||||
Итого по модулю 1. | |||||
Тема 7. Установление происхождения детей | |||||
Тема 8. Права несовершеннолетних детей | |||||
Тема 9. Права и обязанности родителей | |||||
Тема 10. Алиментные обязательства родителей и детей | |||||
Тема 11. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов, иных членов семьи | |||||
Тема 12. Соглашение об уплате алиментов | |||||
Тема 13. Порядок уплаты и взыскания алиментов | |||||
Тема 14. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей | |||||
Тема 15. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей | |||||
Рубежный контроль | |||||
Итого по модулю 2. | |||||
Всего по курсу |