Контроль центра и административный надзор

Контроль за деятельностью органов областей, провинций и коммун осуществляется юридическими методами.

В отношении областей существуют три вида контроля.

Во-первых, в каждую область назначается комиссар Правительства. Каждый закон, одобренный областным советом, направляется комиссару, который визирует его в течение 30 дней, если не возникает возражений со стороны Правительства. В этот срок Правительство возвращает закон в областной совет, если считает, что закон выходит за рамки компетенции области либо противоречит национальным интересам или интересам других областей. Областной совет изменяет закон в соответствии с замечаниями, а может вновь одобрить закон, но уже абсолютным большинством своего состава. В последнем случае Правительство может в течение 15 дней по его уведомлении об этом возбудить вопрос о законности областного акта перед Конституционным судом или о противоречии этого акта указанным интересам — перед палатами Парламента. Таким образом, закон может быть оспорен центральной властью как по юридическим, так и по политическим основаниям.

Во-вторых, Конституция (ст. 126) и Закон 1953 г. устанавливают случаи, при которых областной совет может быть распущен. Таковыми являются совершение действий, нарушающих Конституцию или представляющих собой серьезные нарушения законов, либо отказ совета выполнить требование Правительства о смещении джунты или ее председателя, совершивших аналогичные действия или нарушения. Совет может быть также распущен в случае, если вследствие отставок или невозможности сформировать большинство он не в состоянии функционировать. Роспуск может иметь место также по соображениям национальной безопасности.

Предложение о роспуске вносится Советом министров по получении заключения смешанной комиссии обеих парламентских палат по областным вопросам. Президент республики постановляет о роспуске мотивированным декретом, которым назначается комиссия из трех граждан, имеющих право быть избранными в областной совет. Комиссия назначает новые выборы в трехмесячный срок и занимается обычной административной деятельностью, входящей в компетенцию джунты. Она принимает срочные меры, которые представляются на утверждение вновь избранного областного совета.

В-третьих, комиссия во главе с комиссаром Правительства осуществляет предварительный контроль за законностью или по существу за административными актами области. В определенных случаях акт возвращается с мотивировкой в областной совет для повторного рассмотрения.

Контроль за органами самоуправления провинций, коммун и другими органами местной власти осуществляется в форме проверки административных актов этих органов, к которым также приравнены и уставы соответствующих единиц. На такой контроль указывает ст. 130 Конституции, которая предусматривает, что этот контроль осуществляется в децентрализованной форме областным органом, учреждаемым законом республики. Это областной комитет контроля. При выявлении нарушения закона предъявляется требование повторного рассмотрения акта издавшим органом. Закон 1990 г. отменил контроль за своевременностью издания актов, а контроль за законностью ограничил небольшим числом актов, предусмотрев за областными органами возможность издания актов ориентирующего характера. Областной закон может регламентировать второстепенные аспекты контроля: введение секций в комитете контроля, проблемы его деятельности, обеспечение ее гласности.

Литература

Васильева Т.А. Реформа государственных институтов в Италии// Государство и право, 1993, № 3.

Васильева Т.А. Административное право Италии //Административное право зарубежных стран. М.: СПАРК, 1996 (гл. 5).

Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа//Государство и право, 1993, № 1.

Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988.

Колибаб А.К. Источники административного права Италии// Государство и право, 1993, № 7.

Конституции зарубежных государств. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Греция, Канада. М.: Бек, 1997

Попов Н.Ю. Судебная система Италии//Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI).

Раджиньери М.П. Предоставление земель в частную собственность в ходе земельной реформы (Итальянский опыт)// Государство и право 1992, №9.

Реформа избирательной системы в Италии и России. М.: ИГП РАН 1995.

Контрольные вопросы и задания

1. Может ли Конституция Италии быть изменена таким образом, чтобы заменить парламентарную форму правления президентской?

2. В каких еще конституциях, принятых вскоре после Второй мировой войны, содержатся нормы, подобные той, которая приведена в цитированной ст. 11 Конституции Италии? Почему в конституциях именно этих стран?

3. В чем различие института гражданства в Италии и Испании?

4. Чем классификация прав, свобод и обязанностей, содержащаяся в итальянской Конституции, отличается от той, которая дается в Общей части учебника?

5. Может ли быть избран Президентом республики, депутатом или сенатором иностранец?

6. В чем заключается социальная функция частной собственности?

7. Как Вы оцениваете сравнительно высокий возрастной ценз для пассивного избирательного права?

8. Что означает выражение «выборы в один тур»? На какую избирательную систему это может указывать?

9. Почему в малых коммунах при выборах муниципальных советов допускается панаширование?

10. Чем обусловлены ограничения народного вето, предусмотренные ч. 2 ст. 75 Конституции?

11. Какие акты, имеющие силу закона, могут быть отменены посредством народного вето?

12. Почему путем референдума нельзя принимать законы?

13. Какие виды референдума предусмотрены итальянской Конституцией?

14. Как можно охарактеризовать компетенцию итальянского Парламента?

15. Как Вы думаете, для чего понадобились ч. 3 и 4 ст. 81 Конституции?

16. Сравните порядок смены состава палат после парламентских выборов в Италии и России.

17. Что означает выражение «по праву» в ст. 62 Конституции?

18. Считаете Вы итальянского Президента слабым или сильным? Почему?

19. Каковы конституционные условия для издания Правительством актов, имеющих силу закона?

20. Чем отличается парламентская ответственность итальянского Правительства от такой ответственности Правительства французского или германского? Есть ли такая ответственность в России?

21. С чьей моделью участия народа в отправлении правосудия сходна итальянская система?

22. Вспомните, как называется суд по делам несовершеннолетних?

23. Помните ли Вы, что такое регламентарная власть? Как она обозначается в России?

24. Какие черты федерализма присущи политико-территориальномуустройству Италии? Чего не хватает, чтобы считать ее федерацией?

25. В какой очередности областной закон поступает к председателю джунты и комиссару Правительства?

Наши рекомендации