Заморские департаменты и заморские территории

Остатки бывшей французской колониальной империи существуют ныне в виде заморских департаментов и заморских территорий.

Заморские департаменты — один из видов территориальных коллективов Франции; они созданы на основании ст. 72 и 73 Конституции с приспособлением их структуры к местным условиям. Все четыре заморских департамента — бывшие колонии Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон — стали обладать таким статусом с 1946 г. По упомянутому Закону 1982 г. они одновременно получили статус заморского региона с соответствующими полномочиями и органами — в них учреждены комитеты по культуре, образованию и окружающей среде и созданы региональные советы. Последние могут обращаться к Правительству Франции с предложениями по изменению и адаптации к местным условиям действующих законодательных норм. В 1984 г. этим советам также была передана часть компетенции генеральных советов этих департаментов.

Заморская территория — это также особая разновидность территориальных коллективов Франции. Согласно ст. 74 Конституции, заморские территории «имеют свою особую организацию с учетом их собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики».

Все заморские территории — также бывшие колонии; они весьма отдалены от метрополии, располагаясь в Тихом океане: Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и Арктические земли.

Заморские территории имеют различный статус, но общим для всех является то, что они управляются выборными органами на основе своих статутов (уставов). Исполнительная власть принадлежит различным органам: на островах Уоллис и Футуна она вверена назначаемому метрополией представителю; в Новой Каледонии она возлагается на председателя совета министров. Во все заморские территории назначается метрополией представитель государства, который следит за соблюдением государственных интересов, исполнением законов и осуществляет административный контроль. В некоторых заморских территориях сохраняется институт местных вождей: например, на острове Уоллис они являются членами территориального совета. Вожди выполняют некоторые судебные функции.

Франция сохраняет за собой полномочия в области обороны, внешних отношений, судебной организации. В остальном заморские территории обладают достаточно большим кругом полномочий. За исключением ряда некоторых важных областей, например регулирования и защиты прав и свобод, компетенции органов государственной власти, законодательство Франции не применяется в заморских территориях автоматически. В частности, заморские территории обладают значительными налоговыми льготами. Французская Полинезия имеет большую автономию, чем Корсика: остаточные полномочия принадлежат Полинезии, тогда как по закону о Корсике они принадлежат республике*.

* См.: Казанская Г. В. Указ. соч., с. 140.

Две территориальные единицы не обладают статусом ни одной из двух названных категорий — ни заморского департамента, ни заморской территории. Остров Майотта имеет правовое положение, несколько схожее со статусом заморского департамента, но в законодательстве установлена возможность его политической эволюции (с 1976 г. остров имеет право избирать одного сенатора). Острова Сен-Пьер и Микелон в 1985 г. утратили статус заморского департамента с тем, чтобы избежать последствий пребывания вместе с Францией в составе Общего рынка.

Для Франции заморские территории имеют важное стратегическое значение: обладая этими территориями на противоположном конце планеты, она обеспечивает там свое присутствие.

Литература

Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ, 1994.

Боботов С.В. Правосудие во Франции. М.: ЕАВ, 1994.

Боботов С.В., Васильев Д.И. Французская модель правового государства//Советское государство и право, 1990, № 1.

Боботов С.В., Колесова Н.С. Современная концепция прав и свобод гражданина во Франции//Государство и право, 1992, № 6.

Брэбан Г. Французское административное право. М.: Прогресс, 1988.

Ведель Ж. Административное право Франции. М.: Прогресс, 1973.

Казанская Г.В. «Особый случай» корсиканской автономии//Полис 1995, № 5.

Керимов А.Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французская Республика)// Государство и право, 1992, № 7.

Керимов А.Д. Парламентские группы в Национальном собрании современной Франции//Государство и право, 1993, № 12.

Керимов А.Д. Комиссии ad hoc в Национальном собрании Франции/ /Государство и право, 1994, № 8 — 9.

Керимов А.Д. Французские политические деятели, юристы — за расширение полномочий парламента//Государство и право, 1995, № 6.

Керимов А.Д. Бюро палат французского парламента// Государство и право, 1996, № 10.

Ковалев A.M. Современное состояние Конституции V республики во Франции (проблемы реформы Конституции)// Государство и право, 1997, № 4.

Ковлер A.M. Франция: партии и избиратели. М.: Наука, 1984.

Коломийцев В.Ф. Подготовка государственных служащих во Франции//Государство и право, 1993, № 11.

Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада. М.: БЕК, 1997.

Круглоголов М.А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М.: Наука, 1980.

Круглоголов М.А Парламент Французской Республики. М.: Наука, 1988.

Круглоголов М.А. Конституционный совет Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. М.: Наука, 1993.

Круглоголов М.А., Крылова И.С. Судебная система Франции //Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. V).

Крылова И.С. Аппарат государственного управления современной Франции. М.: Наука, 1980.

Крылова Н.Е. Новый Уголовный кодекс Франции// Государство и право, 1994, № 12.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: Прогресс-Универс, 1993.

Маклаков В.В. Парламент Франции/Парламенты мира. М.: ВШ — Интерпракс, 1991.

Никеров Г.И. Административное право Франции// Административное право зарубежных стран. М.: СПАРК, 1996 (гл. 3).

Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1989.

Цоллер Э. Защита прав человека во Франции//Государство и право, 1992, № 12.

Юдо Ж. Роль профсоюзных организаций и профессиональных сельскохозяйственных организаций в разработке агро-продовольственного права//Государство и право, 1992, № 9.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой юридическая конституция Франции? А России? Есть ли какое-либо сходство?

2. В чем особенность конституционного регулирования прав и свобод во Франции? Сравните этот институт с аналогичными институтами других стран, включая Россию. Сопоставьте перечень конституционных прав и свобод, их формулировки, гарантии, сделайте выводы.

3. По какой системе избираются палаты Парламента, Президент, местные советы, мэры? Какое требуется в соответствующих случаях большинство голосов? Сравните с порядком выборов в нашей стране.

4. Чем различается регулирование компетенции парламента во Франции и в России? В чем различие регулирования, содержащегося в ч. 2 и 3 ст. 34 французской Конституции?

5. Сравните изложенное в настоящей главе конституционное регулирование иммунитета французского парламентария с теми нормами, которые действовали по этому вопросу до 1995 г. и содержатся в опубликованных русских переводах Конституции Франции (ст. 26). Что изменилось?

6. В чем особенности чтения законопроекта в Парламенте Франции?

7. В чем сходство и различие конституционного статуса Правительстваво Франции и России?

8. Есть ли во Франции делегированное законодательство? В случае утвердительного ответа приведите соответствующие конституционные положения. А как с этим у нас?

9. Что такое ордонанс и декрет? Чем они различаются? Какие бывают декреты?

10. В чем особенность французского вопроса о доверии? А как у нас?

11. Каковы особенности уголовной ответственности членов французского Правительства?

12. Почему мандат члена Конституционного совета и должность Посредника невозобновляемы? Есть ли аналогичное явление в России?

13. Является ли Конституционный совет судебным органом? А Государственный совет? А Счетный суд? Обоснуйте свою позицию.

14. Существует ли несовместимость должности Посредника с другими должностями и мандатами? Какой орган (или какие органы) в России могут рассматриваться как известный аналог французского Посредника?

15. Какой российский орган сходен с французским Высшим советом магистратуры? В чем принципиальное различие между ними?

16. В чем сходство и различие организации местной власти во Франции и в России?

Наши рекомендации