Экономические и социальные права, свободы и обязанности
Этой проблематике в Декларации посвящены три статьи. В ст. 13 и 14 речь идет об обязанности платить налоги и устанавливаются некоторые принципы налогообложения. В частности, предусматривается, что бремя расходов на содержание Вооруженных сил и на управление должно распределяться между гражданами сообразно их возможностям. Установление налогов, включая размер, основание, порядок и продолжительность взимания, определяется как право граждан, осуществляемое непосредственно или через представителей. Отсюда следует, что налоги устанавливаются путем референдума или Парламентом. В ст. 17 сказано: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения» (анализ этой формулы см. в Общей части учебника, п. 2 § 2 гл. IV).
Эти нормы легли в основу законодательства о национализации. Особенно остро данная проблема встает всякий раз, когда к власти приходят левые политические партии, как, например, Социалистическая партия в 1981 г. По запросу депутатов правых партий Конституционный совет в решении от 16 января 1982 г. установил следующие принципы национализации:
право собственности является фундаментальным правом конституционного значения;
право национализации не ограничивается только случаями, предусмотренными преамбулой Конституции 1946 г. (т.е. в отношении какого-либо имущества или предприятия, эксплуатация которых приобретает черты национальной публичной службы или фактической монополии);
законодатель может осуществлять свои полномочия по национализации, соблюдая принцип Декларации 1789 г.: посягательство на собственность возможно по мотивам, имеющим общий интерес, с выплатой предварительного и справедливого возмещения и не посягая на свободу предпринимательской деятельности;
определение общего интереса относится к ведению законодателя, за исключением стоимостной оценки национализируемого имущества.
Еще в одном решении, вынесенном 25 — 26 июня 1986 г., Конституционный совет постановил, что основные службы, существование которых неотделимо от государства, не могут быть предметом приватизации. Это решение было вынесено в связи с проектами передачи тюрем в частные руки и организации в них работы заключенных на частной основе.
В преамбуле Конституции 1946 г. соответствующие принципы представлены довольно широко (абзацы пятый — восьмой). Так, установлено, что каждый должен работать и имеет право получить работу. Никто не может быть ущемлен в труде и профессии по причине своего происхождения, своих взглядов или вероисповедания. Первый из этих принципов несет на себе явный отпечаток социалистических воззрений со всей их утопичностью. Непонятно, зачем нужно обязывать работать человека, который этого не желает. И как обеспечить право на получение работы? Кто обязан ее предоставить?
Далее провозглашается, что каждый может защищать свои права и интересы через профсоюзную деятельность и принадлежать к профсоюзу по своему выбору. Право на забастовку осуществляется в рамках регламентирующих его законов, и каждый работник участвует через своих делегатов в коллективном определении условий труда, а также в управлении предприятиями. В соответствии с последним положением Кодекс труда установил, что на каждом промышленном или торговом предприятии, государственном или «министерском» учреждении, в органах объединений лиц свободных профессий, обществах гражданского права, даже в профсоюзах, имеющих число работающих более 50 человек, а до 50 — по согласованию с руководством предприятия организуется комитет предприятия, который «обеспечивает коллективное выражение интересов лиц, работающих по найму». Всякие существенные организационные решения руководства предприятия (например, об учреждении новых структур, создании новых органов и преобразовании существующих) должны быть в обязательном порядке предварительно доведены до сведения комитета предприятия. Численность комитета варьируется в зависимости от числа работающих. Комитет избирается работниками на один год, но мандат делегата может быть возобновлен.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции нормы, касающиеся гражданского состояния и правоспособности лиц, имущественных отношений супругов, наследования и дарения, ставок и способов взимания всякого рода налогов, устанавливаются законом. Согласно ч. 3 указанной статьи законом определяются основные принципы режима собственности, вещных прав, гражданских и коммерческих обязательств, трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения. Подробное регулирование в рамках этих основных принципов может, стало быть, осуществляться правительственными (регламентарными) актами.