Участие России в межгосударственных объединениях
При подготовке вопроса надо иметь в виду, что Российская Федерация как субъект международного права является членом ряда международных объединений. Так, в статье 79 Конституции РФ закреплено, что Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Участие РФ в международных союзах, международных организациях и иных международных объединениях осуществляется на основе международных договоров. Россия входит в состав СНГ (Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устав СНГ от 22 января 1993 г.), в Союзное государство России и Беларуси (Договор о создании союзного государства от 8 декабря 1999 г.). Студентам рекомендуется проанализировать правовые основы и цели учреждения Союзного государства.
В настоящее время Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН, Совета Европы. Следует отметить, что в Концепции внешней политики Российской Федерации высшими приоритетами называются: сохранение и укрепление суверенитета России, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного и демократического миропорядка, поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями, всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом. Студентам рекомендуется определить международные организации, членом которых является Россия.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте понятие и назовите элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
2. В чем выражается суверенитет Российской Федерации. Каковы конституционные гарантии суверенитета РФ?
3. Являются ли континентальный шельф и исключительная экономическая зона частью территории Российской Федерации?
4. В чем выражается единое гражданство Российской Федерации?
5. Какие принципы лежат в основе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами?
6. Назовите вопросы, составляющие остаточную компетенцию субъектов Российской Федерации.
7. Каков механизм реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения?
8. Назовите формы взаимодействия РФ и ее субъектов.
9. Каков порядок образования в составе РФ нового субъекта?
10. Какие народы относятся к коренным малочисленным народам? Назовите формы защиты их прав и законных интересов на основе законодательства.
11. Возможна ли передача полномочий, закрепленных Конституцией Российской Федерации за федеральными органами государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации?
12. Каков механизм реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения?
13. Каким образом разграничиваются полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области прав и свобод человека и гражданина и их защиты?
14. Какое значение в настоящее время имеют договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов Федерации? Каков порядок заключения этих договоров?
Тесты и задачи
1. Конституционно-правовые признаки РФ: а) территория федерации; б) предметы ведения федерации; в) неизменный состав ее субъектов; г) исключительное право вступать в международные экономические отношения;д) утверждение уставов краев и областей.
2. Предметы ведения РФ, установленные Конституцией: а) не могут передаваться субъекту РФ;б) не могут перераспределяться между субъектами РФ;в) могут передаваться субъекту РФ;г) могут перераспределяться между ее субъектами; д) могут быть сокращены.
3. Верховенство государственной власти - это: а) отсутствие на территории государства другой, конкурирующей власти;б) признание высшей юридической силы конституции государства;в) запрещение политической оппозиции;г) приоритет актов президента над законами, принимаемыми парламентом;д) верховенство национальных законов над международно-правовыми актами.
4. Основными принципами принятия в РФ нового субъекта являются: а) добровольность;б) соблюдение государственных интересов РФ;в) создание военно-политического блока;г) формирование более сильных вооруженных сил;д) укрепление государственных границ Российской Федерации.
5. Условия принятия в РФ нового субъекта: а) взаимное согласие РФ и иностранного государства;б) заключение международного договора РФ;в) одобрение со стороны ООН;г) одобрение со стороны стран-участниц СНГ;д) предоставление новому субъекту только статуса автономного округа;
6. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов: а) вносятся в нее на основании конституционного закона;б) учитываются при переиздании теста Конституции РФ; в) вносятся в нее на основании решения Президента РФ;г) требуют подтверждения конституционного собрания;д) требуют подтверждения Конституционного Суда РФ.
7. Какая из отраслей законодательства не относится к исключительному ведению РФ: а) уголовное; б) уголовно-процессуальное; в) административное; г) гражданское; д) арбитражно-процессуальное.
8. Государственный суверенитет РФ – это верховенство… а) и независимость государственной власти внутри страны и за ее пределами; б) власти Федерального Собрания; в) власти Президента РФ; г) исполнительной власти РФ.
9. Территория РФ включает в себя… а) только территории ее субъектов; б) только территории ее субъектов и внутренние воды; в) территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними; г) только территории субъектов и территориальное море.
10. Отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти в случае: а) неэффективной деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ; б) отрешения высшего должностного лица субъекта РФ от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ; в) введения на территории субъекта РФ режима контртеррористической операции.
11. Временная финансовая администрация вводится в субъекте РФ: а) решением Высшего Арбитражного Суда по ходатайству Правительства РФ;б) решением Президента по ходатайству Правительства РФ;в) решением Высшего Арбитражного Суда РФ по ходатайству Государственной Думы/ Совета Федерации;г) решением Правительства РФ по ходатайству Счетной палаты.
12. Можно ли вопросы, находящиеся в совместном ведении, выносить на: а) общефедеральный референдум, б) референдум субъектов Федерации?
Нормативные правовые акты
1. Декларация от 12 июня 1990 г. «О государственном суверенитете РСФСР // ВВС РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. - 2007. - № 23.
3. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» // СЗ РФ. 2006. – № 29. – Ст. 3119.
4. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. - 2006. - № 13. - Ст. 1114
5. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // СЗ РФ. – 2005. - № 42. – Ст. 4242
6. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ РФ. - 2004. - № 13. - Ст. 1110
7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта». // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (часть 1). - Ст. 4916.
8. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге РФ // СЗ РФ. - 2000. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5020.
9. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе РФ // СЗ РФ. - 2000. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5021.
10. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне РФ // СЗ РФ. - 2000. - №52 (ч. 1). - Ст. 5022.
11. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
13. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2208.
14. Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 231.
15. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 30. - Ст. 3122.
16. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2001. - № 20. - Ст. 1972.
17. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ // ВСНД РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 683; СЗ РФ. - 1995. - №30. - Ст. 2863
18. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. «О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ» // СЗ РФ. - 2000. - № 14. - Ст. 1493.
13. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. «О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера и Сибири и дальнего востока до 2015 г.» // СПС
Литература
1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. - М., 1994.
2.Гпигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: Перспективы совершенствования // Журнал российского права. - 2002. - № 7.
3. Глигич-Золотарева М.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти: Зарубежный опыт // Журнал российского права. - 2003. - № 4.
4. Гошуляк В.В. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма. - М., 1999.
5. Добрынин Н.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения РФ и ее субъектов // Государство и право. - 2004. - № 5.
6. Добрынин Н.М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы. - Новосибирск, 2005.
7. Карапетян Л.М. Федеративное устройство российского государства. - М., 2001.
8. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ // Журнал российского права. - 2001. - № 9.
9. Краснова О.И. Законодательное регулирование разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ: Состояние, проблемы и перспективы совершенствования // Государство и право. - 2008. - № 12.
10. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ // Журнал российского права. - 2002. - № 5.
11. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов РФ и их органов государственной власти // Журнал росс. права. - 2002. - № 8.
12. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2001.
13. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - M., 1999.
14. Хабриева Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ: Перспективы правового регулирования // Право и экономика. - 2003. - № 3.
15. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. - СПб., 2004.
16. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М., 1997.
17. Чиркин В.Е. Предметы ведения федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. - 2002. - № 5.