Теория государственного устройства
При подготовке вопроса следует изучить теоретические подходы к определению понятия «государственное устройство». Термин в литературе используется в двух смыслах: в широком – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройство всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов); в узком - для характеристики территориальной организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями)[149]. С.А. Авакьян понимает под государственным устройством внутреннюю структуру государства, его статус в целом, положение отдельных частей государства, их взаимоотношения и предлагает рассматривать государственное устройство как в статике (в плане конституционно-правового закрепления), так и в динамике (как практику государственного строительства)[150]. А.В. Малько определяет форму государственного устройства как элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей[151].
По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации). С точки зрения распределения власти в центре и на местах основными являются федеративная и унитарная. Унитарное государство – это простое, единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (области, города, районы и т.д.), не обладающих признаками государственного суверенитета. Его существование зависит от воли унитарного центра[152]. Иногда унитарное государство предоставляет своим территориям статус автономий, расширяя его права по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. Как и субъекты федерации, автономии (области, республики) часто наделяются признаками государственности (не только административной, но и определённой политической самостоятельностью). Студентам нужно раскрыть статус автономий, привести примеры, рассмотреть причины их создания, а также определить фактический статус РСФСР и СССР.
В государственно-правовой науке федерация (от латинского foederatio - «объединение, союз») трактуется как форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью; «единое союзное государство, созданное на основе добровольного объединения государств и национальных образований»[153].
Затем необходимо изучить теоретические подходы к определению федерации (С.А. Авакьян, В.Е. Чиркин, М.В. Баглай, О.Г. Румянцев и др.), учитывая доминирующее мнение о том, что федерация строится на основе союза, соглашения или договора между заинтересованными государственными и подобными им образованиями[154].
В науке конституционного права федерации различают: по способу правового регулирования (договорные, конституционно-договорные и конституционные); исходя из соотношения статуса субъектов и их отношений с центром (симметричные и ассиметричные); по характеру взаимоотношений федерации с субъектами (централизованные и децентрализованные); по степени централизации (интеграционные и деволюционные); по способу распределения компетенции (дуалистические, кооперативного федерализма) и др. Студентам нужно определить особенности таких федераций и привести примеры.
Затем необходимо сравнить понятия «федерация» и «федерализм, выявив общее и частное, учитывая при этом, создатели общей теории федерализма усматривали в нем демократическую форму государственного устройства, обеспечивающего совместное решение вопросов жизнедеятельности образующих единое государство субъектов, поддержание мира между членами федерации, преодоление конфликтов между ними и центральной властью, гарантирующего права и свободы человека и гражданина. В соответствии с этой концепцией формировались названные понятия, научное значение которых с определенными различиями дается в работах отечественных и зарубежных ученых и словарях. В них федерализм рассматривается как одна из форм государства с утвержденной системой главных принципов организации и функционирования. Федерация - тип реальной государственной организации, соответствующей всем принципам федерализма и являющейся воплощением его философии. Иначе говоря, федерализм отражает теорию специфичной формы государственного устройства, а федерация - реальный институциональный механизм ее создания и функционирования[155]. Таким образом, если федерализм олицетворяет собой идеологию, принципы государственного устройства территории, то федерация выступает государственно-правовой формой этой идеологии. Иначе говоря, федерализм и федерация соотносятся как содержание и форма.
Студентам рекомендуется сделать сравнительный анализ признаков унитарных и федеративных государств и привести примеры, а также различных моделей федерализма («американский федерализм», «канадский федерализм», «российский федерализм») с характерными признаками и принципами.