Представительная демократия: понятие, система органов государственной и местной власти
Изучение вопроса начать с определения понятия «представительная демократия», под которым принято понимать осуществление власти народа через выборные органы и должностных лиц. С.А. Авакьян предлагает следующее определение рассматриваемого понятия: «...это совокупность конституционно-правовых институтов, посредством которых навыражает свою волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного самоуправления[104]. Далее следует изучить эволюцию идей и учреждений в народном представительстве России. В систему народного представительства можно включить все органы и все лица, которые избраны народом и должны представлять их интересы, хотя эти органы и лица могут осуществлять разные функции.
В России представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также представительных учреждений субъектов РФ и органов местного самоуправления. Затем рассмотреть систему выборных органов, которая сложилась на трех уровнях: 1) на федеральном уровне: Федеральное Собрание, Президент РФ; 2) на уровне субъектов РФ: законодательные (представительные) органы, главы субъектов РФ; 3) на местном уровне: представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований.
Завершить вопрос следует выводом, что на каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система имеет целостный характер, характеризует одно суверенное государство – Российскую Федерацию.
Контрольные вопросы и задания
1. Соотнесите понятие «демократия» с понятиями «народовластие», «народный суверенитет».
2. В чем отличие непосредственной демократии от демократии представительной?
3. Назовите институты непосредственной демократии.
4. В чем значение института наказов избирателей?
5. Какова правовая природа наказов избирателей? Являются ли они обязательными для депутатов?
6. Охарактеризуйте виды публичных мероприятий.
7. Возможно ли осуществить отзыв выборного должностного лица меньшим числом голосов, чем то, которым это лицо было избрано? Какова правовая позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу?
8. Каков порядок организации и проведения публичных мероприятий?
9. Назовите виды избираемых в РФ коллегиальных представительных органов и должностных лиц государственной и местной власти.
10. Зависит ли набор институтов непосредственной демократии от характера политической системы и концепции власти в государстве? Ваши доводы.
11. Проанализируйте понятия непосредственной и представительной демократии. Их соотношение.
12. Обязательно ли избрание государственных или муниципальных должностных лиц народом, лучше ли это, чем избрание, назначение соответственно общегосударственным парламентом или местным собранием депутатов – особенно с учетом расходов на выборы и широким распространением так называемых «грязных» избирательных технологий?
13. Покажите соотношение государственной власти и местного самоуправления в России (Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 2007).
14. Раскройте взаимосвязь институтов непосредственной демократии и прав личности (Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления теоретические основы. - М., 2004. - С. 144-159)
15. Сравните институт обращений и институт петиций, выделив общее и особенное (Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. - Баранул, 2000; Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии в современной России. - М., 2006).
Тесты и задачи
1. Народ России - это: а) совокупность физических лиц, проживающих на территории РФ; б) совокупность граждан РФ.
2. Народ и население: а) тождественные понятия; б) не тождественные.
3. Народ и нация - это: а) тождественные понятия; б) не тождественные.
4. Наказы избирателей депутатам: а) институт непосредственной демократии; б) институт представительной демократии; в) институт непосредственной и представительной демократии.
5. Наказ избирателей - это: а) поручение избирателей депутатам, имеющее общественное значение и направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей избирателей; б) пожелание избирателя, направленное на решение его проблем.
6. Отчеты депутатов и встречи депутатов с избирателями: а) однозначные понятия; б) не однозначные понятия.
7. Досрочный отзыв депутата избирателями характерен для: а) императивного мандата депутата; б) свободного мандата депутата; в) полусвободного мандата депутата.
8. Отчеты депутатов перед избирателями: а) информирование избирателей о своей деятельности в СМИ; б) выступление депутата с докладом о его работе за определенный период времени на собрании избирателей, предполагающее широкое обсуждение и оценку его избирателями.
9. Собрание и сход граждан имеют: а) одинаковую компетенцию; б) различную компетенцию.
10. Коллективные обращения граждан и петиции - это: а) однозначные понятия; б) не однозначные понятия.
11. Виды обращений граждан, указанные в Федеральном «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»: а) предложения; б) заявления; в) ходатайства; г) жалобы; д) петиции.
12. Срок рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления: а) 7 дней; б) 14 дней; в) 30 дней.
13. По Конституции РФ, обращения граждан РФ могут быть адресованы: а) государственным органам; б) органам местного самоуправления; в) общественным объединениям.
14. Формами непосредственного волеизъявления граждан РФ служат: а) референдум; б) выборы; в) съезды и конференции общественных объединений; г) уличные, домовые комитеты; д) наказы избирателей.
15. Основным методом реализации общественной власти является: а) метод принуждения; б) методы убеждения и добровольного подчинения предписаниям общественных объединений.
16. Государственную власть от имени народа осуществляю: а) российское государство через систему органов государственной власти; б) общественные объединения.
17. Местное самоуправление имеет: а) государственный характер; б) общественный характер; в) государственно-общественный характер.
18. Признаки государственной власти, присущие местному самоуправлению: а) право самостоятельного формирования бюджета и сбора местных налогов; б) наличие особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением; в) наличие территории, изменение границ которой возможно с учетом мнения населения соответствующей территории; г) наличие территориального общественного самоуправления.
19. Демократия имеет следующие формы: а) представительная; б) непосредственная; в) виртуальная; г) общественная.
20. Референдумы бывают: а) обязательные; б) факультативные; в) консультативные.
21. Сход граждан для решения вопросов местного значения может проводиться в поселении с числ. жителей не более: а) 100 чел.; б) 500 чел.
22. В случае необходимости государственный орган, рассматривающий обращение гражданина: а) может обеспечить его рассмотрение с выездом на
место; б) не может рассматривать его с выездом на место.
23. Продолжите фразу: «Конституция РФ закрепляет право собираться мирно, без оружия, проводить собрания...»
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 21 июля 2005 г., изм. от 14 ноября 2005 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ 7 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 2005. № 48. Ст. 4971.
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г «О референдуме РФ» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих прав и свободы граждан» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
Судебная практика
1. Постановления Конституционного Суда РФ
– от 24 декабря 1996 г. «По делу о проверке конституционности закона Московской области от 28 апреля 1995 г. «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ» // СЗ РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 348.
– от 11 июня 2003 г. «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении измен. и дополн. в Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» // СЗ РФ. - 2003. - № 25. - Ст. 2564
Литература
1. Авакьян С.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Иванченко. - М., 2004.
2. Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Непосредственная демократия в СССР. -М., 1984.
3. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Референдум в системе народовластия. - М., 1995.
4. Комарова В.В. Виды референдумов в современной России // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 5.
5. Комарова В.В. Референдумный процесс в РФ. - М., 2004.
6. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии в современной России. - М., 2006
7. Марченко М.Н. Институт референдума как форма непосредственной демократии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - 1991. - № 6.
8. Нудненко Л.А. Теория демократии. - М., 2000
9. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления теоретические основы. - М., 2004.
10. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. - М., 2007.
11. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. - Барнаул, 2000;
12. Руденко В.Н. Институты «отзыва» и «роспуска» в современном российском законодательстве: Практика реализации и проблемы современного правового регулирования // Журнал российского права. - 2002. - № 4.
13. Руденко В.Н. Прямая демократия: Модели правления, конституционно-правовые институты. - Екатеринбург, 2003.
14. Полеина С.В. Развитие представительной и непосредственной демократии в условиях формирования правового государства // Теория права. Вып. 2. - М., 2002.