Пересмотр Конституции РФ и внесение в нее поправок
При подготовке вопроса следует проанализировать главу 9 Конституции РФ, в которой закреплен порядок внесения поправок и пересмотра Конституции,. Прежде всего, необходимо соотнести понятия «поправка» и «пересмотр».
Затем нужно определить круг субъектов, обладающий правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции, который является исчерпывающим (статья 134): Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Суть первой процедуры (ст. 135) в том, что Федеральное Собрание вправе лишь рассматривать предложения о пересмотре глав 1,2 и 9, но не может пересматривать их положения. Если предложение будет поддержано тремя пятыми голосов каждой палаты, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (закон не принят), которое подтверждает неизменность Конституции или разрабатывает проект новой. Проект принимается Собранием двумя третями голосов его членов или выносится на всеобщее голосование, при проведении которого Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие при голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.
Вторая процедура закреплена встатье 136, при толковании которой Конституционный Суд пришел к выводу, что в России существует специальный вид актов – Закон о поправках к Конституции. Положения постановления нашли отражение в Федеральном законе от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ»[84].
При изучении закона необходимо обратить внимание на следующие элементы такой процедуры: 1) закон проходит процедуру одобрения в палатах парламента, при этом в каждой палате он должен получить большинство голосов, предусмотренное для принятия федерального конституционного закона; 2) затем закон направляется в законодательные органы субъектов РФ для рассмотрения и одобрения, на что отводится один год. При этом поправки должны быть одобрены не менее чем 2/3 субъектов РФ; 3) по истечении срока Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения и при наличии необходимых данных направляет закон Президенту РФ для подписания и официального опубликования в срок 14 дней; 4) со дня вступления в силу закона о поправке Президент в течение 1 мес официально ее публикует с внесённой поправкой и с указанием даты вступления поправки в силу.
Третья процедура (ч. 1 ст. 137) определяет внесение изменений в статью 65, определяющую состав РФ, на основании федерального конституционного закона о принятии и образовании в ее составе нового субъекта РФ, изменении конституционного статуса субъекта РФ. 28 июля 2001 принят ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образовании в её составе нового субъекта»[85], с учетом которого следует обратить внимание на вопросы: 1) Конституция предполагает наличие общего закона о порядке решения соответствующих вопросов, а также на его базе – конкретных федеральных конституционных законов, которым оформляется отдельный случай принятия, образования, изменения правового статуса субъекта РФ[86]; 2) принятие нового субъекта в состав РФ – это результат включения территории, которая была до этого иностранным государством или его частью; 3) образование нового субъекта – результат внутренних преобразований в РФ (объединение нескольких субъектов в новый субъект); 4) изменение статуса субъекта РФ – можно предположить, что речь идет о преобразовании субъекта РФ из одного вида в другой (из области в республику и др.); 5) официальное опубликование Президентом Конституции в новой ред. в течение 1 мес со дня вступления в силу конституционных законов.
Суть четвертой процедуры (ч. 2. ст. 137) сводится к изменению наименования субъекта РФ и внесению в ст. 65 Конституции. Этот вариант установлен Конституционным Судом в Постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании этой статьи. Новое наименование принимается субъектом и вносится в Конституцию в упрощённом порядке – Указом Президента РФ. Студентам должны привести примеры изменений наименований субъектов РФ.
Изучение вопроса следует завершить выводом о том, что специальные требования к процедуре пересмотра и поправкам к Конституции вызваны необходимостью обеспечения ее стабильности, поскольку нормы этих глав являются базой для других конституционных норм.