Понятие и особенности правового режима информации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правовые основы информационной безопасности»
Вариант№6
Тема «Понятие правового режима информации»
Выполнил: Мысляев Иван Михайлович Группа: 18ЮУП-301 Проверил: Ишмаева Татьяна Павловна, старший преподаватель |
Челябинск 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и особенности правового режима информации………………..4
2. Виды правового режима информации……………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Введение
Современный этап общемирового развития характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Превращаясь в системообразующий фактор жизни общества, она все более активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной, личной, имущественной и других составляющих безопасности.
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что эта информация не будет разглашена или использована ему во вред.
Проблема правового регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности является для России одной из важнейших. От ее решения во многом зависит сохранение, приумножение и защита информационных ресурсов, становление международного авторитета и снижение криминальной напряженности в стране, защита прав, свобод и безопасности человека в системе информационных отношений.
Цель работы – рассмотреть правовой режим информации.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие и особенности правового режима информации.
2. Рассмотреть виды правового режима информации.
Понятие и особенности правового режима информации
Правовой режим информации - это объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия в информационной сфере посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантий по его соблюдению.
Правовой режим информации характеризуется следующими признаками[1]:
- информацией как объектом права и ее нематериальной природой;
- устанавливается для достижения желаемого социального эффекта;
- отражается в правилах, которые в своей совокупности призваны обеспечить достижение поставленной цели;
- правила установлены или санкционированы государством, т.е. имеют общеобязательную силу;
- правила представляют собой систему, сочетающую в себе в различном соотношении запреты и обязывания, льготы и дозволения.
Типовыми элементами содержания правового режима информации являются:
- целевое назначение, заключающееся в установлении прав и обязанностей субъектов по поводу информации, их защите, обеспечении информационной безопасности и баланса интересов личности, общества, государства;
- объект правового регулирования – информация, обладающая общими свойствами, характерными для любых видов информации, а также свойствами, характерными для отдельных видов информации, может быть объектом прав как в частноправовых, так и в публично-правовых отношениях;
- правовое положение субъектов правового режима, характеризуемое с точки зрения их равенства: равное и неравное. Круг субъектов правового режима информации чрезвычайно широк: это практически любые субъекты права, от физических и юридических лиц до государственных органов, органов местного самоуправления и самого государства. Правильное определение круга субъектов правового режима исключительно важно, поскольку позволяет установить, на кого возложены обязанности по обеспечению режима, соблюдению режимных требований, кто несет ответственность за нарушение режима;
- комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия, включающий основные способы правового регулирования (дозволение, запрещение, позитивное обязывание), направленные на поддержание режима в заданных параметрах и выражены в юридических нормах. Конкретный состав режимных правовых средств и правил, их сочетание различаются в зависимости от установленного правового режима информации и определяют степень его жесткости.
Система режимных требований конкретизируется применительно к правовому режиму определенного вида информации с помощью правовых установлений, учитывающих специфические особенности объекта, осуществляется регламентация порядка деятельности в рамках установленного режима, включая систему разрешений и запретов отдельных действий, и все в совокупности обеспечивается применением различных видов ответственности за нарушение действующих правил. Из этого следует, что одна из задач законодателя - правильно регламентировать правовой режим конкретного вида информации.
Правовой уровень режима информационной безопасности включает комплекс законодательных и иных правовых актов, устанавливающих правовой статус субъектов информационных отношений, субъектов и объектов защиты, методы, формы и способы защиты, их правовой статус. Кроме того, к этому уровню относятся стандарты и спецификации в области информационной безопасности. Система законодательных актов и разработанных на их базе нормативных и организационно-распорядительных документов должна обеспечивать организацию эффективного надзора за их исполнением со стороны правоохранительных органов и реализацию мер судебной защиты и ответственности субъектов информационных отношений. К этому уровню можно отнести и морально-этические нормы поведения, которые сложились традиционно или складываются по мере распространения вычислительных средств в обществе. Морально-этические нормы могут быть регламентированными в законодательном порядке, т. е. в виде свода правил и предписаний. Наиболее характерным примером таких норм является Кодекс профессионального поведения членов Ассоциации пользователей ЭВМ США. Тем не менее, эти нормы большей частью не являются обязательными, как законодательные меры.