История развития конституционных обязанностей граждан

Первая конституция РСФСР была принята после Великой
Октябрьской Социалистической Революции 1917 года 10 июля 1918 года.
В ней в обязанности граждан входил труд, и был даже провозглашен лозунг
«Не трудящийся да не ест». А в целях охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской революции РСФСР признавала обязанностью всех граждан Республики Социалистического Отечества и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Причем право защищать Революцию предоставлялось только трудящимся, на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных обязанностей военных. Постановка военной обязанности одной из главных понятна потому, что это были годы, когда встал вопрос о самом существовании советской власти. В стране сложилась острая обстановка. Резко обострилась классовая борьба, приняв самую беспощадную форму гражданской войны. Тогдашнему государству пришлось отбивать нападения внешних и внутренних врагов. На первое место выдвинулись военные функции государства: обороны страны от нападения внешних врагов и подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Это было жестокое время, когда брат шел на брата. В стране объявлялся военный режим, причем не только в армии, но и на транспорте, военной промышленности и в снабжении продовольствием. Прогрессивно решился вопрос о труде – установили восьмичасовой рабочий день. Труд ночной запрещался для женщин и для подростков до 16 лет[3]. Нельзя было работать по найму лицам, не достигшим 14 лет. Это тоже было правильно, так как из-за отсутствия запрета могли начаться злоупотребления. Подлежал также сокращению рабочий день в особо вредных условиях[4].

В целом же Конституция 1918 года носила ясно выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата. Она явилась образцом для конституций других независимых республик: Белорусской (1919), Украинской (1919), Азербайджанской (1921), Армянской (1922).

Образование СССР нашло свое конституционное закрепление
в основном законе – Конституции СССР 1924 года. Декларация об образовании СССР, утвержденная первым съездом Советов СССР,
без изменений вошла в текст Конституции СССР. Что же касается Договора об образовании СССР, то этот документ так же вошедший в текст Конституции подвергся значительным изменениям и дополнениям. По содержанию Конституция СССР 1924 года не похожа на Конституцию 1918 года и последующие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, отсутствует глава о правах и обязанностях граждан, избирательные права, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Главное основное внимание конституция 1924 года уделила факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза СССР и союзных республик, система высших государственных органов Союза СССР и Союзных республик. По мнению автора правильно было сделано, что права и обязанности и главы о них не были включены в Конституцию СССР 1924 года, так как эта Конституция с помощью договора объединяла республики
в единый союз и соответственно республиканские обязанности должны были стать общесоюзными. В 30-е годы в стране складывается аномальная противоестественная, но исторически оказавшаяся неизбежной модель нового общественного строя – авторитарно-мобилизационный социализм
с тоталитарными перегибами. Это были годы массовых репрессий и террора против собственного народа. И в этих условиях принимается решение
о создании новой Конституции СССР.

В связи с этим была образована Комиссия по созданию новой Конституции во главе с И.В. Сталиным. Поначалу хотели внести изменения
в действующую Конституцию, но потом стало ясно, что это невозможно. Поэтому комиссия сочла целесообразным подготовить проект новой Конституции, опубликованный 12 июня 1936 года во всех газетах страны для всенародного обсуждения. Немалое количество поступивших предложений касалось устройства высших органов власти СССР и их деятельности. Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 года. В Конституции СССР 1936 года в отличие от Конституции СССР 1924 года были закреплены не только права, но и обязанности. Это говорит о зрелости государства.
Число обязанностей увеличилось. Но прежде чем о них говорить следует отметить особо ст. 127, в которой говорится что «гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности». Никто не может быть подвергнут аресту не иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. За последние десятилетия много написано, как осуществлялась
в те годы неприкосновенность личности.

Статья 130 Конституции говорила впервые об обязанности граждан СССР соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

В статье 131 говорилось, что каждый гражданин и обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность являются врагами народа.

Статьи 132-133 взаимосвязаны между собой, потому что в них, как и в Конституции 1918 года говорится о воинской обязанности граждан СССР и ответственности за ее невыполнение. Новым в этой Конституции было то, что труд перешел из обязанностей в права граждан (ст. 118). Впервые говорится об обязанности соблюдать гражданами конституцию, в предыдущих двух об этом не упоминалось, по-видимому, в этом не было необходимости, так как стояли перед государством другие задачи. Вообще же соблюдение конституции это необходимая обязанность так в этом проявляется уважение граждан к своему основному можно сказать центральному закону страны. Эти слова находят свое подтверждение в многочисленных работах и прошлых лет ученых-юристов. Исполнение законов об этом так же впервые говорится в Конституции 1936 года в принципе нормальная обязанность и даже нужная, потому что четкое исполнение законов всеми гражданами залог нормального (здорового) общества. Поэтому законы должны отражать наиболее важные моменты в жизни общества и самое главное, чтобы эти законы не противоречили конституции и были не против граждан, а для граждан.

Дисциплина труда является важной составляющей трудового процесса, так как при плохой дисциплине страдает производство и не только оно, потому что трудиться можно не только на заводе. Видимо, поэтому соблюдение дисциплины труда было возведено в ранг обязанностей. Важно, чтобы в этом вопросе не было перегибов. Государство, а вместе с ним и работодатели должны различать, где настоящий тунеядец, пьяница, прогульщик, а где человек, работающий плохо по своим личным причинам.

В Конституции 1936 года упоминается также о том, что нужно честно относиться к общественному долгу и уважать правила социалистического общежития, что было нововведением этой Конституции[5]. Вообще же это должны быть категории социальные, а не правовые, потому что под общественным долгом каждый понимает что-то свое и не всегда понятно,
что это такое. А правила общежития должны быть вообще вне любой системы, будь то социалистическая или капиталистическая система.

Появилась новая статья об обязанности граждан беречь общественную социалистическую собственность. Воинская обязанность находит свое место и в Конституции 1936 года. Более подробно о ней говорится в Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года[6]. В нем, как и Конституции в ст. 2 говорилось, что Защита Отечества есть священный долг гражданина СССР. Измена Родине, нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж карается по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние. Эта формулировка взята из ст. 133 Конституции СССР. В Армию забирали всех мужчин граждан СССР без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения ст. 3 закона. Воинская служба состояла из действительной службы и службы в запасе армии и флота ст. 5 закона. Срок службы устанавливался от двух до пяти лет на Флоте[7]. Льготы по семейному положению предоставлялись тем, из призываемых которые являлись единственными работниками в семье, и содержали своим трудом двух нетрудоспособных родителей - ст. 26. Отсрочка призыва на действительную службу предоставлялась учащимся средней школы до ее окончания, но не старше 20 лет. Военнообязанные и военнослужащие исполняли все обязанности советских граждан. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1937 году была точной копией Союзной,
в том числе и по обязанностям, да по-другому и не могло быть. Ведь РСФСР входила в состав Союза. В целом эта Конституция отразила факт победы социализма в стане, установила конституционный принцип равенства граждан и расширила конституционно закрепленный круг прав, свобод, обязанностей граждан.

Новая Конституция была нужна в связи с тем, что старая была связана с именем Сталина, но, несмотря на это, она просуществовала до 1977 года. Тогда была принята новая Конституции СССР, проект которой, опубликованный в печати в начале июня 1977 года, был вынесен на всенародное обсуждение, предшествовавшее принятию Основного Закона страны. Не имевшее себе равных по масштабам за всю историю эпохи социализма всенародное обсуждение позволило вовлечь в процесс выработки новой Конституции широчайшие массы трудящихся, которые внесли множество предложений и дополнений к тексту документа, затронули многие проблемы стороны жизни советского общества.

В обсуждении проекта Конституции СССР 1977 года участвовало практически все взрослое население Советского Союза. Свое слово о проекте на собраниях трудовых коллективов, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, на сессиях советов, в выступлениях по радио и телевидению, в письмах в газеты и в Конституционную комиссию сказали
в те дни 140 миллионов человек. Участники обсуждения внесли около 400 тысяч предложений с поправками к тексту проекта Конституции, которые были тщательно изучены Конституционной комиссией и учтены при доработке документа. Наибольшее число предложений было высказано по главе 7 проекта Конституции, она была посвящена основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР. Всего же по Основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР было принято 1683 предложения[8]. После всенародного обсуждения она была принята на внеочередной 7 сессии Верховного совета СССР 9 созыва 7 октября 1977 года. Более подробно остановимся на обязанностях граждан СССР. В новой Конституции было записано, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей ст. 59. Эта неразрывность впервые указывается именно в этой Конституции. Впервые указывается в Конституции СССР 1977 года в статье 67 обязанность беречь природу и охранять ее богатства. Это важная общегосударственная социально-экономическая задача. Ведь Земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух – все это не только предпосылки хозяйственной деятельности человека, но и среда обитания людей. Здесь речь идет также о здоровье людей, которое, несомненно, зависит от окружающей среды. Поэтому, правильно, что была введена такая обязанность. На основе этой обязанности записанной в конституции были приняты Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года[9]. Закон СССР об охране атмосферного воздуха 1982 г., Закон ССР об охране и использовании животного мира 1980 года[10]. Были так же приняты кодексы земельный, лесной, водный в них предусматривалась юридическая ответственность в числе и граждан. Ответственность предусматривалась двух видов административная и, если, гражданин совершал правонарушение после административного воздействия, он привлекался к уголовной ответственности. За исключительно грубое нарушение правил охоты; добычу зверя и птицы, охотиться на которых запрещено полностью или с применением автотранспортных средств – предусматривалось наказание в виде лишения свободы до 3 лет с конфискацией добытого, ружей и других орудий охоты. Автотранспорт, используемый для преследования добычи, считался орудием охоты, изымался у владельца без возмещения стоимости[11].

Новой обязанностью, впервые прописанной в Конституции 1977 года, была, согласно статье 68 Конституция СССР, забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Правда, в ней говорится, что это является и долгом. И это скорей должно быть долгом,
чем обязанностью. Наша страна имеет многолетнюю историю, поэтому в ней много исторических памятников. Соответственно, сохраняя памятники, граждане не забывают свою историю. Нельзя согласиться с утверждением, что в период развитого социализма памятники естественной природы, материальной и духовной культуры играют важную роль в решении многих задач строительства, потому что памятники должны быть только духовным наследием. Они охранялись соответствующим законодательством. Например, Советом министров было утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры[12].

Конституция 1977 содержала еще больше новых обязанностей
по сравнению с предыдущими Конституциями. Это свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества и повышении ответственности граждан перед государством. Кроме перечисленных, были следующие: обязанность оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. В соответствии с действующей тогда Конституцией и Законами СССР о гражданстве СССР граждане СССР за границей пользовались защитой и покровительством Советского государства; гражданин СССР не мог быть выдан иностранному государству. В свою очередь и граждане СССР обязаны были защищать и всеми возможными способами оберегать интересы советского государства и способствовать укреплению его могущества и авторитета. Особенно это относилось к тем гражданам СССР, которые по каким-либо причинам находились за границей. Если же гражданин СССР совершал действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности Советского Союза, то он мог быть лишен гражданства СССР. Данная обязанность нужная, так как, оберегая интересы любого государства, граждане способствуют повышению авторитета государства на международном уровне. А укрепляя могущество государства, граждане повышают и свою безопасность. Автор не согласен лишь с тем, что по решению компетентного государственного органа человек мог быть лишен гражданства страны. Это не правильно: могли возникнуть злоупотребления, что часто использовалось как инструмент политической борьбы с противниками строя.

История формирования и развития конституционных обязанностей
в России берет свое начало с Конституции РСФСР 1917 года, когда были закреплены всеобщая трудовая и воинская обязанности. Анализ последующих Конституций говорит о развитии и расширении круга данных обязанностей, что свидетельствовало об укреплении роли государства
в жизни общества.

Глава 2. Содержание конституционных обязанностей

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед
государством. Осуществление конституционных обязанностей
обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества[13].

Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей:

1. Защита Отечества

2. Получение основного общего образования

3. Забота о сохранении исторического и культурного наследия

4. Сохранять природу и окружающую среду

5. Платить законно установленные налоги и сборы

6. Уважать права и свободы других лиц

7. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

8. Забота родителей о детях и детей о нетрудоспособных родителях.

Рассмотрим подробнее их содержание.

Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту[14]. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих – обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком определенного возраста. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Статья 240 ГК предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится к каждому. Понятие "памятники истории и культуры" (иначе - объекты культурного наследия) раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г.
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации[15]" К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в своем Постановлении указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате II м.в., относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и бывших военных союзников Германии в соответствии
с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов[16].

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления ответственности за нарушения законодательства о культуре. В статье 243 Уголовного кодекса предусматривается за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или
в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 7.13 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды»[17].

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от
17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П[18]). Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 1, ст. 8 Конституции), налоги приобретают первостепенное значение. Неисполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы подрывало бы основы конституционного строя РФ, закрепленные в гл. 1 Конституции. Именно поэтому обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования. Этим объясняется возможность бесспорного взыскания налогов при условии его последующего судебного контроля.

Уважение прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"[19]). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Забота родителей о детях и детей о нетрудоспособных родителях. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Конституция РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования.
Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Таким образом, в действующей Конституции закрепляются следующие виды конституционных обязанностей: защита Отечества, получение основного общего образования, забота о сохранении исторического и культурного наследия, сохранение природы и окружающей среды, уплата законно установленных налогов и сборов, уважение прав и свобод других лиц, соблюдение Конституции РФ и законов, забота родителей о детях и детей о нетрудоспособных родителях.

Заключение

обязанность конституционный гражданин дисциплина

Итак, проанализировав и изучив нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие конституционные обязанности гражданина, изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу, рассмотрев учебную и научную литературу по данной теме, можно сказать, что цели и задачи курсовой работы выполнены. Полученный материал в заключении дает возможность сделать следующие выводы:

1. Конституционные обязанности можно определить как установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан. Основными признаками конституционных обязанностей являются: их верховенство, базовый характер, общий вид, всеобщность по территории и кругу лиц, постоянно действующий непрерывный характер.

2. История формирования и развития конституционных обязанностей в России берет свое начало с Конституции РСФСР 1917 года, когда были закреплены всеобщая трудовая и воинская обязанности. Анализ последующих Конституций говорит о развитии и расширении круга обязанностей.

3. Конституция Российской Федерации закрепляет следующие виды конституционных обязанностей человека и гражданина: защита Отечества, получение основного общего образования, обязанность заботиться
о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность сохранять природу и окружающую среду, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, уважение прав и свобод других лиц, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Этот перечень не является исчерпывающим, для отдельных категорий граждан, в зависимости от их статуса могут дополнительно вводиться конституционные обязанности. Конкретную детализацию данные обязанности получают в отраслевых нормативно-правовых актах.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 1 сентября 1939 года // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1939 . - N 32.

2. Указ Президиума Верховного Совета СССР 10 августа 1940 года "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство"// СЗ. 1941. N 4. С. 15.

3. Постановление ЦИК и СНК СССР "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних"// СЮ. 1937. N 7. С. 19-20.

4. Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года// Ведомости Верховного Совета СССР 1977 г. N 25, ст. 388.

5. Закон СССР об охране атмосферного воздуха1982 г.// СП СССР 1982, №26 ст. 173, Закон ССР об охране и использовании животного мира 1980 года.// Свод законов РСФСР, том 4, стр. 341.

6. Положение Совета министров об охране и использовании памятников истории и культуры.// СП СССР 1982, №26 ст. 173.

7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г
// Российская газета, 25 декабря №5.

8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.

10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 35 ст. 3648.

11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.

12. ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"// СЗ РФ. 2002. N 26. ст. 2519.

13. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475.

14. Постановление Конституционного Суда от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации» Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1999, N 5.

15. Постановление Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1996, N 5.

Учебная литература

16. А.И. Коваленко //"Основы Конституционного права Российской Федерации", М: Эксмо 2005г., ст. 56.

17. Маклаков В.В.// Конституционное право. М. 2002.Юристъ, ст. 211.

18. Герасимов А.Н."53 вопроса и ответа о Конституции РФ" Санкт-Петербург, Норма, 1994, ст. 87.

19. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм.2002. Проспект., ст. 215

20. Баглай В.М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. С. 395.

21. Назаниев Ю.Д. "Конституционное право РФ", М. 1998, стр. 55.

22. Ю.Д. Казанчев. "Конституционное право Р.Ф." М. 1998, стр. 19.

23. Хрестоматия по истории государства и права стр. 244

24. История государства и права России. М., 1996 год, стр. 458.

Размещено на Allbest.ru

[1] Ю.Д. Казанчев. «Конституционное право Р.Ф.» Норма. М. 2008, стр. 19

[2] Назаниев Ю.Д. «Конституционное право Российской Федерации». Аст-пресс. М. 2008, стр. 55

[3] Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права». Велби. М. 2006, стр. 244

[4] Титов Ю.П. «История государства и права России». Велби. М., 2006, стр. 458

[5] Конституция СССР 1936 года.

[6] Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1 сентября 1939 года// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1939 . - N 32

[7] Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1 сентября 1939 года// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1939 . - N 32

[8] Титов Ю.П. «История государства и права России». Велби. М., 2006, стр. 466

[9] Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года// Ведомости Верховного Совета СССР 1977 г. N 25, ст. 388

[10] Закон СССР об охране атмосферного воздуха1982 г.// СП СССР 1982, №26 ст. 173

[11] Закон ССР об охране и использовании животного мира 1980 года.// Свод законов РСФСР, том 4, стр. 341

[12] Положение Совета министров об охране и использовании памятников истории и культуры.// СП СССР 1982, №26 ст. 173

[13] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

[14] Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475

[15] ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"// СЗ РФ. 2002. N 26. ст. 2519

[16] Постановление КС РФ от 20.07.1999 N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате II м.в., находящихся на территории Российской Федерации".

[17] ФЗ «Об охране окружающей среды»// Собрание законодательства РФ от 14.01.02 г. N 2 ст. 133

[18] Постановление Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1996, N 5

[19] Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 35 ст. 3648

Наши рекомендации