Республика как форма правления

Республика(от лат. respublica – общее дело) – это форма правления, при которой гла­ва государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или пред­ставительного органа.

В зависимости от статуса главы государства и правового поло­жения парламента выделяются три вида республи­к: президентская, парламентарная и смешанная.

  Республика  
Республика как форма правления - student2.ru   Республика как форма правления - student2.ru Республика как форма правления - student2.ru Республика как форма правления - student2.ru Республика как форма правления - student2.ru  
Парламентарная   Президентская   Смешанная

Президентская республика – наиболее распространенная форма правления в зарубежных странах. Она воз­никла в США и получила закрепление в конституции 1787 г. Для этой формы правления характерно соединение в руках президента полномо­чий главы государства и главы правительства. При этом в законодательстве проводится строгое разграничение компетенции ме­жду высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президентская республика создает предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий. Президент может активно влиять на содержание законодатель­ства, используя право законодательной инициативы и президентс­кие послания. Примерами такой республики являются: США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Венесуэла, ЮАР, Уругвай, Эквадор, Зимбабве.

Характерные черты президентской республики:

• жесткое разделение властей: президент не имеет права досрочно распускать парламент, но и парламент не может выразить недоверия правительству; • президенту принадлежит право представлять свой народ; • президент избирается прямыми выборами либо особой коллегией выборщиков на определенный срок; • президент формирует правительство по своему усмотрению, но «по совету и с согласия сената»; • правительство политически ответственно только перед президентом, парламент не вправе потребовать отставки правительства; • президент существенно влияет на принятие законов, он мо­жет использовать право отлагательного вето на решения парла­мента и потребовать повторного обсуждения принятого закона.

Парламентарная республика. Эта форма правления принята в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Индии, Израиле, Португалии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии и др. Парламент в таких республиках обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью правительства. Главной учредительной функцией является формирование правительства. Фор­мально правительство назначает президент на основе решения парламента о формировании кабинета. Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии в качестве будущего главы правительства. Президент в парламентарной республике имеет незначительные полномочия. Обычно президент избирается парламентом (например, в Италии, Турции) или особой избирательной коллегией (ФРГ), а вся исполнительная власть в парламентарной республике нахо­дится в руках правительства.

В таких республиках решения, принимаемые президентом, подлежат испол­нению при условии контрассигнации.

Контрассигнация(contr – встречное, assignasion – подписа­ние) осуществляется премьер-министром на документах общеполи­тического содержания либо ответственным министром, если акт пре­зидента затрагивает область управления, подведомственную определенному министерству. Например, в ст. 89 Конституции Италии записано: «Никакой акт Президента республики не действителен, если он не завизирован предложившими его министрами, которые за это ответ­ственны».

Характерные черты парламентарной республики:

• президент, как правило, избирается парламентом, он глава государства; • президент не играет самостоятельной роли, а выполняет волю парламента и правительства; • президент несет ответственность перед парламентом; • парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни; • парламент формирует правительство; • правительство ответственно перед парламентом (может быть отправлено в отставку в результате вотума недоверия)

Смешанная республика. Смешанными счита­ют такие республики, в которых, наряду с «сильным» президентом, есть премьер-министр, а также возможны роспуск парламента и выраже­ние недоверия правительству, допускается совмещение депутатского мандата с министерским портфелем, применяются институт контрассигнатуры и прочие атрибуты парламентаризма. К смешанным республикам(иногда их называют «полупрезидентскими»)относят Францию, Финляндию, Польшу, Португалию, Украину и др.

В полупрезидентской республике существует правительство как са­мостоятельный орган исполнительный власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесенный вотум недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента прези­дентом. Например, Франция периода Пятой республики по форме правления соединяет признаки президентской и парламентарной республики. Избрание Президента прямыми выборами (с 1962 г.), широкие полномочия Прези­дента, подчинение Президенту Правительства являются прямыми признаками президентской республики. С другой стороны, право Парламента выражать недоверие Пра­вительству и право Президента распускать нижнюю палату Пар­ламента являются характерными чертами парламентарной pecпублики. Конституция Франции 1958 г. и последующая практика фактически офор­мили установление режима личной власти главы государства. Аналогичные формы правления существуют во многих стра­нах Африки – Заире, Нигере, Габоне и других. В этих государст­вах президент избирается прямыми выборами, он осуществляет функции главы правительства, президенту предоставлено право распускать парламент, а парламенту – выражать политическое недоверие министрам. Президенты африканских республик обла­дают обширными законодательными полномочиями, осуществ­ление которых не ограничено институтом контрассигнатуры или судебным контролем.

К смешанной форме правления можно отнести государства, сочетающие элементы монархии и республики. Согласно Консти­туции Малайзии 1957 г., главой государства является монарх, но свою должность он по­лучает не в порядке наследования, а путем избрания сроком на 5лет специальным советом глав штатов (9 из 13), которые и состав­ляют федерацию. Главы четырех штатов не являются наследст­венными султанами и участия в выборах не принимают. Глава Малайзийской федерации обладает обычными полно­мочиями парламентарного монарха. Он является главой исполнительной власти, обладает правом созыва и роспуска Парламента, но по совету Правительства. Нормативные акты монарха подлежат в контрассигнатуре. Аналогичная форма правления существует и в ОАЭ. Там эмиры семи эмиратов выбирают сроком на 5 лет Председателя Совета эмиров, который и выполняет функции главы государства.

Характерные черты смешанной республики:

Ÿ власть поделена между президентом и парламентом; Ÿ президент, как правило, избирается народом, т. е. имеют место прямые выборы президента; Ÿ президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (президент назначает премьер-министра, а по предложению премьер-ми­нистра назначает и освобождает от должности других членов прави­тельства); Ÿ премьер-министр играет самостоятельную роль, являясь фактически вторым по­сле президента лицом в государстве; Ÿ правительство несет ответственность и перед президентом и перед парламентом

Особая разновид­ность республиканской формы правления – теократическая республика. Для нее характерно закрепление участия духовенства в управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. Предусматривает, наряду с постом пре­зидента страны, пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Этот пост занимает один из высших духовных иерархов. Его решения обя­зательны для светской власти и оказывают решающее влияние на веде­ние государственных дел.

Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где функ­ции главы государства и исполнительной власти осуществляются коллегиальным органом – федеральным правительством. В состав прави­тельства входит семь федеральных советников, ко­торые назначаются федеральным Парламентом. Из своего состава этот орган избирает Президента, обладающего чисто представительскими полномочиями. Срок полномочий Президента – один год.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие формы правления.

2. Охарактеризуйте монархию как форму правления.

3. Охарактеризуйте республику как форму правления.

Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Административно-территориальное устройство государства– это организация территории государства, принципы деления ее на отдельные части, взаимоотношения этих частей между со­бой и центральными органами власти.

Форма территориальной организации государства не выби­рается произвольно (его руководителями, например), а объек­тивно обусловлена национальными, историческими, политиче­скими, экономическими и другими факторами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство. Дополнительными формами государственного устройства выступают: автономия, уния, конфедерация, протекторат.

Унитарное государство

Унитарное государство – это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Унитарная государственность – самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства.

Унитарная форма государственного устройства более проста, чем федерация, и этим во многом обусловлена ее по­пулярность. Например, такую форму устройства имеют: Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Греция, Испания, Нидерланды, Республика Беларусь, Португалия, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и др.

Признаки унитарного государства:

– единая конституция, нормы которой обязательны на всей территории страны, без каких-либо ограничений; – единая система органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент, суды); – единая система законодательства; – единое одноуровневое гражданство; – административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью

В унитарных государствах правовой статус административно-терри-ториальных об­разований определяется центральной властью. Вместе с тем современные унитарные государства стремятся избегать чрезмерной централизации. Местным органам власти предоставляется достаточная самостоятельность в рамках их компетенции. Это и есть гарантия демо­кратизма организации и деятельности современных унитарных государств.

По организации публичной власти унитарные государства можно подразделить на три группы: 1)децентрализованные, 2) относительно децентрализованные и 3) централизованные.

Унитарные государства также подразделяются на сложные и про­стые. В сложных,поми­мо административно-территориальных единиц, имеются и авто­номные образования, а в простых – автономных образований нет.

Федеративное государство

Федеративное государство(фр. federation от позднелат. foederatio – объединение, союз) – форма государствен­ного устройства, представляющая собой союзное госу­дарство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятель­ностью, формально ограниченной правами самого сою­за. Федеративные государства распро­странены меньше, чем унитарные. Это связано с тем, что феде­рация – более сложное по своему устройству государство. Всего насчитывается около 20 федераций (в Европе: Австрия, Бельгия, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация; на американском континенте – США, Ар­гентина, Бразилия, Венесуэла, Ка­нада, Мексика (Мексиканские Соединенные Штаты); в Азии – Ин­дия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан; в Африке – Нигерия, Танзания; федерациями являются также Австралия, Филиппины).

Наилучшим образом федерации подходят для многонацио­нальных государств с обширной территорией. Таким образом можно реализовать националь­ные интересы (обеспечить право наций на самоопределение), и в то же время сохранить целостность государства.

Субъекты федеративных государств называются по-разному. Чаще всего это штаты (от англ. «state» – государство), что и отражается в официальных названиях некоторых федеративных государств: Со­единенные Штаты Америки, Соединенные Штаты Бразилии, Мек­сиканские Соединенные Штаты. Штатами называются также субъек­ты таких федеративных государств, как Австралия, Венесуэла, Индия, Малайзия, Нигерия. В Австрии и ФРГ субъекты федерации называются в переводе на русский язык землями, хотя ориги­нальное немецкое слово «land» переводится как «страна», или «край». В Аргентине, Канаде, Пакистане субъекты федерации называ­ются провинциями, хотя в некоторых других зарубежных странах про­винции – это обычные административно-территориальные единицы унитарного государства (например в Китае, Нидерландах); в Швейцарии – кантонами.

Количество субъектов федерации в разных странах весьма различно. В США – 50 штатов, в Мексике – 31, в Нигерии – 30, в Бразилии – 26, в Индии – 25, в Швейцарии – 23 канто­на, в Аргентине 22 провинции, в Венесуэле – 22 штата, в ФРГ – 16 земель, в Малайзии – 13 штатов, в Канаде – 10 провинций, в Авст­рии – 9 земель, в ОАЭ – 7 эмиратов, в Австралии – 6 штатов, в Паки­стане – 4 провинции. Самое большое количество субъектов (89) – в Российской Федерации, к тому же они имеют различные наименования (21 республика, 6 краев, 49 об­ластей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 ав­тономных округов).

Признаки федерации:

– государство имеет свою федеральную конституцию, высшие государственные органы, символику; – субъекты федерации могут принимать собственные конституции, которые должны соответствовать федеральной; – субъекты федерации имеют свои государственные органы; – наличие двухпалатного парламента (нижняя пала­та – общегосударственная, а верхняя – представительство субъек­тов федерации); – полномочия между центром и регионами четко распределены; – единые вооруженные силы, единая денежная система

В федерациях обычно имеет место двухуровневое гражданство. Но в международных отношениях лицо выступает с одним гражданством – федеральным. Собст­венного гражданства у субъектов федерации нет в Канаде, Индии, Пакиста­не, Малайзии, Венесуэле.

Субъекты федерации, как правило, не обладают правом выхода из ее состава – сецессии. Исключением является Конституция Эфио­пии 1994 г., где говорится о праве выхода из состава федерации нацио­нальных групп.

Структура федеративных государств неодинакова. Различают симмет­ричные и асимметричныефедерации. В симметричной федера­ции ее субъекты равноправны между собой и в отношениях с федераци­ей (Австрия, ФРГ, Бразилия). Более сложная структура в асиммет­ричных федерациях. В таких государствах субъекты имеют не­равноправный статус (Индия, Мексика и ряд других государств).

Одним из наиболее сложных вопросов при федеративном государст­венном устройстве является разграничение компетенции между союзом и его членами.

Компетенцию федерации и субъектов в зарубежных федеративных государствах можно подразделить на следующие четы­ре основных вида:

1) исключительная компетенция федерации; 2) исключительная компетенция субъекта федерации; 3) совместная компетенция федерации и ее субъектов; 4) остаточная компетенция

Установление исключительной компетенции федерации предполагает, что в конституции закрепляются полномочия федеральных органов власти, а все остальные полномочия принадлежат субъектам федерации. Примером могут быть такие государства, как США, Канада, Мексика, Россия.

Установление исключительной компетенции субъекта федерацииза­ключается в том, что федеральные органы не могут вмешиваться в эту ком­петенцию.К ведению субъектов обыч­но отнесены вопросы, не имеющие принципиального значения.

Установление двух сфер исключительной компетенции – федера­ции и ее субъектовхарактерно для Аргентины, Канады, Эфиопии. К сфере компетенции субъектов федерации относятся культура, здравоохране­ние, местное управление, общественный порядок, сельское хозяйство, ме­стные налоги и сборы и др. В рамках своей компетенции представитель­ные органы субъектов федерации могут принимать местные законы.

Совместная (конкурирующая) компетенция федерации и ее субъ­ектов характеризуется тем, чтоорганы субъектов федерации могут принимать реше­ния по любым вопросам совместной компетенции, пока такие решения не приняты федеральной властью (и наоборот). Совместная (конкурирующая) компетенцияхарактерна для таких стран, как ФРГ, Пакистан, Нигерия. Например, к исключительной компетенции федерации в ФРГ отнесены 11 важнейших вопросов: внешние сношения, оборона, гражданство фе­дерации, свобода передвижения, паспортное дело, эмиграция и иммигра­ция, выдача отдельных лиц другим государствам, валюта, денежное об­ращение, эталоны мер и весов и т. д. Конкурирующая законодательная компетенция включает 28 позиций, в том числе гражданское право, уголовное право, судоустройство, адво­катуру, трудовое право и т. д. Остаточные полномочия в ФРГ принадлежат землям.

Оригинальную модель разграничения компетенции устанавливает Конституция Бразилии 1988 г. Она предусматривает размежевание пред­метов ведения при участии не только федерации и ее субъектов, но и фе­дерального округа и муниципий (административно-территориальных единиц, на которые делится территория бразильского штата).

Институт федерального принуждения. Одним из методов чрезвычайного характера по обеспечению единства федерации, разрешения конфликтов между ее субъектами, обеспечению соблюдения федеральной конституции и федеральных законов является инсти­тут федерального принуждения. В странах Ла­тинской Америки он именуется «институтом федерального вмешательства», а в Индии – «институтом президентского правления».

Институт федерального принуждения в той или иной форме закреплен в конституциях или законодательстве почти всех федеративных государств мира. Содержание института определяется самой природой федеративного устройства, которая не толь­ко предполагает разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политиче­ской организации союзного государства.

Институт федерального принужде­ния представляет собой систему правовых норм, устанавливаю­щих:

а) основания для федерального принуждения; б) орган/орга­ны государственной власти, уполномоченные применять феде­ральное принуждение; в) порядок его применения; г) временные изменения в разграничении предметов ведения и полномочий ме­жду федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации; д) иные временные изменения в правовом регулировании в период федерального вмешательства

В большинстве зарубежных федераций институт федерального принуждения расценивается как важнейший элемент функциони­рования всей системы федеративных отношений. К федеральному принуждению прибегают всякий раз, когда в этом появляется необходимость. Например, за годы действия Конституции Аргентины 1853 г. феде­ральное вмешательство (т. е. федеральное принуждение) применя­лось более 220 раз. В Индии с момента вступления в силу ее Конституции 1950 г. режим президентского правления (т. е. федерального принуждения) вводился около 100 раз в различных штатах. История Швейцарии также знает более 10 случаев федерального вмешательства по отношению к отдельным кантонам. Время от времени объявлялось федеральное вмешательство и в Бразилии.

Однако такое федеральное принуждение является чрезвычай­ной и временной мерой, означающей переход только на определенный пе­риод к чрезвычайным методам управления и особому правовому режиму регулирования отношений между субъектами федерации и федеральным центром.

Автономия

Под автономией(от греч. autonomia – самоуправление) понимают особые политико-территориальные единицы, обладающие определенной степенью самостоятельности, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения.

Автономные образования имеются в составе ряда госу­дарств. Причем, наличие автономных образований более характерно для унитарных государств (Великобритания, Португалия, Дания, Франция, Финляндия), немного реже они встречаются в федеративных государствах (Ин­дия, Пакистан и др.).

По своему правовому положению автономное образование отличается от простой административно-территориальной единицы, но при этом оно не является государственным образованием.

Обычно статус ав­тономии предоставляется частям унитарного государства, отличающимся от других территориальных единиц по своему национальному составу, историческим традициям, географическому положению.

В зависимости от объема прав, предоставленных местным органам, различают политическую и административную автономию.

Характерные черты автономий:

Политическая (законодательная) автономия: Административная (местная) автономия:
– имеет внешние при­знаки государства – парламент, прави­тельство, иногда и конституцию; – общегосударственная конституция устанавливает разграничение компетен­ций между парламентами государства и автономии; – напоминает субъект федерации вфедеративных государствах – государственных признаков не имеет, компетенция опреде­ляется не консти­туцией, а обычными законами; – объем полномочий значи­тельно меньше, чем у политической автономии  

Главная черта политической автономии состоит в том, что ей предоставляется право законодательствовать по вопросам, относящимся к компетенции автономии. Так, в составе Великобритании политической автономией является Северная Ирландия (Ольстер), которая имеет свой парламент и правительство. К формам по­литической автономии можно отнести Гренландию и Фарерские острова в составе Дании, Аландские острова в составе Финляндии.

В ряде случаев предоставление политической автономии преследует цель – снять напряженность в межнациональных отношениях.

Административная автономия не предусматривает парламента и не имеет права издавать местные законы. Такая автономияпредоставляется террито­риальным единицам, обладающим существенными этни­ческими, географическими или историческими особенно­стями.

Характерным примером административной автономии являются автономии Ки­тая, где существует более 100 автономных образований. В Китае сущест­вует 5 автономных районов: Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, 30автономных округов и 124автономных уезда.

Административные автономии могут создаваться и в субъектах феде­ративных государств. Например, в Индии, в штате Ассам сформированы автономные районы для зарегистрированных племен. Административные автономии отражают специфику национального состава местного населения. В Никарагуа представление административной автономии двум округам на Атлантическом побере­жье страны связано с тем, что там проживали индейские англоговорящие племена. В ее рамках гарантируется использование местного языка в прессе, школьном обучении и т. д.

Иногда юридические границы между политической и админи­стративной автономией довольно расплывчаты и сочетают в той или иной степени черты этих двух видов. Так, в 1995 г. был принят Закон Украины «Об Автономной Республике Крым», определивший данную республику как админи­стративно-территориальную автономию в составе Украины. Из содержа­ния данного Закона, однако, следует, что Крым наделяется и чертами политической автономии. Он имеет свою конституцию, законы, систему го­сударственных органов, собственные символы.

Регионалистское государство

Под регионалистским государством понимают государство, вся территория которого состоит из автономных образований. Такое государство является переходной формой, соединяющей некоторые черты унитариз­ма, автономии и федерализма.Например, в Италии имеется 20 областей и каждая из них имеет свой устав, определяющий форму правления и основные принципы функционирования области (ст. 123 Конституции Италии).

Территория Испании состоит из 17 автономных единиц, объем прав которых не является одинаковым. В Испании автономии называются ав­тономными сообществами, самостоятельно определяющими сис­тему собственных органов государственной власти. В каждом из са­моуправляющихся регионов работает избираемая населением ассамблея, издающая законы, действующие на территории региона.

Но реформы, проводимые в Италии на рубеже XX и XXI вв., последователь­но превращают ее в федерацию. Именно в этом направлении продвигают ее поправки, внесенные в Конституцию в 2003 г. По-видимому, скоро процесс федерализации Италии завершится, и в качестве регионалистского государства останется только Ис­пания.

Уния

Уния – это сложносоставное государство, образовавшееся в результате присоединения одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особого статуса.

Ранее унии были более распространенной формой государствен­ного устройства (например, Люблинская уния (1569 г.), уния между Англией и Шотланди­ей (1603 г.), уния Португалии и Испании (1580–1640 г.г.), уния Англии и Шотландии (1707 г.), уния Нидерландов и Люксембурга (1815–1890 г.г.), уния Австрии и Венгрии (1867–1918 г.г.).В результате унии может быть создано весьма своеобразное государство. Так, Люблинская уния 1569 г. на основе договора Польши и Литвы привела к созданию уникальной республики с отдельными рудиментами монархии. Такое польско-литовское объединение просуществовало более 200 лет.

Конфедерация

Конфедерация – это постоянный союз независимых государств, объединенных какой-то общей целью или задачей. Это может быть военный, экономический, таможенный союз или их совокупность.

Конфедерация – союз менее тесный по сравнению с федерацией. Обычно конфедерации создавались в силу какой-то необходимости. Исторически они носили временный характер: иногда превращались в федерацию либо вообще распадались на отдельные унитарные государства.

Число конфедераций в истории невелико. Среди наиболее известных называют конфедерацию Нидерландов, которая существовала достаточно долго (с 1579 по 1795 г.); конфедерацию США с момента объявления независимости до принятия федеральной конституции (1776–1787); конфедерацию Швейцарии, существовавшую с 1291 по 1798 г. Последняя в 1815 г. была восстановлена, но анализ современной Конституции Швейцарии 1874 г. показывает, что это классическая федерация. Конфедерацией был и Германский союз, который просуществовал с 1815 по 1866 г.

В современной истории классической конфедерацией являлся государственный союз, образованный двумя африканскими государствами – Сенегалом и Гамбией в феврале 1982 г. (распался в 1989 г.). Президентом Сенегамбии по должности был Президент Сенегала, а вице-президентом – Президент Гамбии. Обе эти страны оставались самостоятельными членами ООН.

Попытки образовать конфедеративный союз предпринимались в 60-е годы Египтом и Сирией. Была создана Объединенная арабская республика, которая также просуществовала недолго, так как Сирия вскоре объявила о выходе из этого союза, а Египет, спустя несколько лет, вернул прежнее название – Арабская Республика Египет.

Очень похоже на конфедерацию объединение государств под названием Европейский Союз (ЕС), включающее 27 стран Европы.

Названные союзы обладают всеми формальными признаками конфедерации: есть договоры об образовании союза, есть общие органы управления (например, Европарламент). Кроме всего прочего, страны ЕС имеют общую границу, между ними отсутствуют таможенные преграды, введена и общая валюта – евро. У ЕС имеется даже такой атрибут, как флаг (синее полотнище с золотыми звездами).

Явные признаки конфедерации просматриваются в таком межгосударственном образовании, как Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ действуют Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и ряд других органов.

Конфедерация характеризуется следующими основными чертами:

1) создается для достижения определенных целей (целей политических, военных, экономических); 2) создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; 3) каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет; 4) члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; 5) неустойчивость или переходный характер конфедерации (либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство унитарное или федеративное); 6) у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации; 7) предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и незначительного круга вопросов (вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедерации), расширение перечня возможно только с согласия всех членов конфедерации); 8) в конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных договорным актом; 9) бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации, правом налогообложения конфедерация не обладает; 10) субъекты конфедерации имеют право на установление таможенных и иных ограничений, на ограничение сво­бодного движения лиц, товаров, услуг, капиталов; 11) отсутствие, как правило, единой системы денеж­ного обращения; 12) в конфедерации нет союзного гражданства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие административно-территориального устройства государства.

2. Дайте характеристику основных форм административно-терри-ториального устройства унитарного и федеративного государств.

3. Охарактеризуйте автономию и ее основные признаки (черты).

4. Охарактеризуйте унию и ее основные признаки (черты).

5. Охарактеризуйте конфедерацию и ее основные признаки (черты).

6. Охарактеризуйте протекторат и его основные признаки (черты).

Тема 6. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Избирательное право

Избирательное право – это институт конституционного права, который включает ряд правовых норм, правил и обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права на участие в выборах государственных органов.

Непосредственно гражданами избираются: парламент (или его нижняя палата); глава государства (президент); органы местного самоуправления; судьи и атторнеи (прокуроры).

Коллегией уполномоченных лиц избираются: в ряде стран президент (членами парламента); премьер-министр (членами парламента); судьи высших судов; генеральный прокурор и др.

В демократических государствах выборы основываются на следующих принципах:

1) всеобщность; 2) свободное участие граждан; 3) прямое (косвенное) голосование; 4) равенство прав избирателей и кандидатов; 5) тайна волеизъявления избирателей

Всеобщность выборов означает, что в них могут участвовать все граждане, достигшие определенного возраста и каждый из них обладает правом голоса.

Вместе с тем, существуют оправданные исключения из принципа всеобщности выборов (их также именуют естественными цензами). К ним относятся: ценз гражданства(избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Например, в США натурализованный гражданин может быть избран в Палату представителей только через 7 лет после натурализации, в Сенат – через 9 лет и никогда не может быть избран Президентом); ценз дееспособности (голосовать могут только дееспособные личности, отдающие отчет своим действиям, избирательного права лишены умалишен­ные, признанные недееспособными судом); возрастной ценз(право избирать принадлежит только тем, кто достиг определенного возраста, обычно 18 лет, в ряде стран (в Бразилии, Иране, Никарагуа, на Кубе) – 16 лет); религиозный ценз(распространен в исламских го­сударствах. Например, для участия в выборах в Иране необходимо исповедовать ислам); ценз оседлости(т. е. определенный период проживания в определенном месте); ценз неопороченности(так, не могут участвовать в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы или под стра­жей по приговору суда); ценз языка (избиратель и кандидат на выборный пост должны уметь писать и читать на государственном языке. Этот ценз можно наблюдать в конституциях ряда африканских стран, стран СНГ (Молдова, Казахстан, Узбекистан, Украина), в государствах Балтии); ценз несовместимости или неиз­бираемости (например, запрет баллотироваться в Генеральные кор­тесы членам королевской семьи Испании. Несовместимость означает также обязанность для избираемого лица освободить занимаемую им должность в случае его избрания. В ряде государств требуется предварительный уход с занимаемого поста, прежде чем баллотироваться в кандидаты на выборную должность);ценз грамотности, ценз порядочности (добрых нравов) и иные цензы.

Выборы бывают прямые икосвен­ные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане. Практически во всех странах депутатов нижней палаты парламента и органы местного самоуправления избирают прямыми выборами.

Наши рекомендации